Руми

Ты подслащиваешь свой аппетит привкусом фантазий, ты дуешь в мешок самости и наполняешь его. Затем один укол иглы - и ты остался без воздуха. Так пусть ни один разумный человек не будет наполнен ветром!
Звук хлопка не возникает от одной руки.
Этот мир - сон. Не дай себе обмануться. Если во сне ты теряешь руку, это не причиняет вреда. Во снах не наносится настоящего ущерба, если тело изуродовано или рассечено на двести кусков. Пророк сказал о сем мире, кажущемся реальным, что это лишь сон спящего. Вы принимаете это как идею, но духовный путник зрит эту истину открытыми глазами. Вы спите среди бела дня; не утверждайте, что это не сон.
Лунное полотно
Сей мир — базар, где мы обведены
Вкруг пальца: нам сияние Луны
Сбывают, как льняное полотно,
И в темноте нам нравится оно.
Лучи волшебник выдает за лён,
И до зари наш разум усыплен.
Ах, сколько денег - драгоценных лет -
Мы отсчитали за обманный свет!
А утром, чуть пробудится душа, - Где ж
лён? И на ладони - ни гроша!..
Сей мир подобен древу, а мы - полусозревший плод на нем. Незрелый плод крепко держится за ветку, поскольку из-за своей незрелости он не готов для дворца. Когда плод созрел, сладок и сочен, он, закусив губу, ослабляет свои тиски. Когда рот подслащен блаженством, мирское царство теряет свою привлекательность. Крепкая привязанность к миру указывает на незрелость. Пока ты - зародыш, ты занят кровососанием.
Надежда - это глухой человек, многократно слышавший о том, что мы смертны, но не слыхавший о собственной смерти и не размышлявший о своем конце.Слепой человек - это Жадность: он видит недостатки других вплоть до волоска и возвещает о них на каждой улице, но из собственных недостатков его слепой глаз не видит ничего. Голый человек боится, что с него сдерут его накидку, но как можно снять одежду с того, кто гол? Мирской человек обездолен и напуган: он ничем не владеет, но боится воров. Нагим он пришел и голым уходит, но между тем все время он мучается из-за воров. Когда смерть приходит, все вокруг него причитают, тогда как его собственный дух смеется над его страхом. В это мгновение богатый человек узнаёт, что у него нет золота, а умный видит, что его талант не принадлежит ему.
Руми "Воздаяние (хейран)" - исполняет "Шамс"
Rumi "Sareban (погонщик верблюдов)" - исполняет "Шамс"
Смерть каждого человека обладает теми же свойствами, что и он сам, о юноша: она - враг для врага Бога, а для друга Бога - друг. Твой страх смерти, выражающийся в бегстве от нее, в действительности есть страх самого себя. Внимай же, о дорогая душа!
О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?
Моя религия — не Крест, не Иудейство, не Ислам.
Я все стихии перерос, я вышел из-под власти звезд,
Юг, север, запад и восток — не для меня, не здесь мой Храм!
Твердь и вода, огонь и дух — к их мощным зовам слух мой глух,
Я тотчас всё, чего достиг, за новую ступень отдам!
Не страшен мне горящий ад, не жажду райских я наград,
Я узы крови развязал — и я не сын тебе, Адам!
Я — вне событий и имен, я превозмог закон времен,
Я в каждом встречном воплощен — и неподвластен я годам!
Во множестве провижу я Одно — Единство Бытия,
И слово Истины живой читаю я не по складам!
Я жажду в мире одного — Возлюбленного своего:
Лишь вечно видеть бы Его — и по Его идти следам!
Шамс! От любви и от вина всегда душа твоя пьяна:
Давай же славу воздадим сим, лучшим на земле, плодам!..
Побег от смерти
Однажды некий подданный с поклоном
Предстал перед мудрейшим Соломоном:
«Царь, до зари внезапно я проснулся -
Ко мне Владыка смерти прикоснулся,
Да, наяву узрел я Азраила,
И дрожь предсмертная меня пронзила!»
«Чего ж ты хочешь?» — молвил повелитель.
«О Царь, ты и над духами правитель,
Так повели же одному из них,
Чтоб в Индию меня умчал он вмиг!..»
…Царь повелел, решив, что это - благо,
И очутился в Индии бедняга…
Все это было на заре.
А днем Сам Азраил предстал перед царем.
И царь ему: «О скорбный вестник выси,
Зачем ты утром смертному явился,
Прервав его покой, нарушив сон?
Чтоб в Индию он был перенесен?!»
И Азраил в ответ: «Я удивился,
Поскольку за душой его явился,
При этом Бог сказал мне, что она
Расстаться с телом в Индии должна,
А я его здесь – в Иудее - встретил…
И тут же налетел какой-то ветер
Его унёс туда, и там как раз
Я выполнил Божественный приказ…»
…Мы вечно суетимся, убегаем,
И тем спастись и скрыться полагаем,-
Но от кого? Задумайся на миг.
От Бога? Или от себя самих?..
Мусульманин и зороастриец
Изрек мулла, узрев зороастрийца:
«Ты должен в мусульманство обратиться!»
А гебр в ответ: «Мой друг, один Аллах
Способен веру пробуждать в сердцах!»
А тот: «У Бога милость и прощенье,
Он твоего желает обращенья,
Но, видно, оттого с пути ты сбился,
Что дьявол в твоем сердце поселился!»
Тут гебр ему: «Так что ж, они дерутся
Между собой?! Пусть прежде разберутся,
Кто более могуществом велик, -
И покорюсь ему я в тот же миг!»
Ядущий и ядомый
Едва лишь птица изловила мошку,
Ту птицу за крыло схватила кошка.
Так два обеда меж собой совпали:
И птица ела, и ее съедали.
Кто сам себя считает веществом -
Всегда вкушает и всегда ядом!
Дикобраз
От пилигримов слышал я не раз
О звере по прозванью дикобраз:
Чем больше этот зверь бывает бит,
Тем он приобретает лучший вид,
Тем здоровее он. Итак, удар -
Для дикобраза наилучший дар!
А наши души - каковы они?
Не дикобразу ль странному сродни?
Лишь обретая пользу от битья,
Они идут к вершинам бытия:
Так, принимая муки от людей,
Пророки становились всё святей.
И вновь дано страдать нам и болеть,
Чтоб новые ступени одолеть…
Если кому интересно, могу прислать пару книг в электронном виде. Его откровения и о его поэзии.