РУКА ГВИДОНА

топ 100 блогов cambria_191903.10.2025 загл.jpg


Ничто так хорошо не помнится, как стихи.

Особенно выученные в детстве.
Вот до сих пор помню, как "одеяло убежало, улетела простыня".

Или - "унылая пора, очей очарованье" и т.д.


Или "вороне где-то Бог послал кусочек сыру".
Ритм волшебная штука!

Собственно, потому и древние эпосы сплошь были ритмизованы.
Потому сказителям обычно был необходим музыкальный инструмент.

И рапсодам:

рапсод.jpg


И боянам:

боян.jpg


И бардам со скальдами:

скальд.jpg


И акынам:

РУКА ГВИДОНА _yapfiles.ru.gif


Так легче было выучивать и хранить в памяти громадные тексты в их почти первозданном виде.
Рифмы тогда не было.
Так что, перебирая струны, вместо подзабытого и отсебятину в Илиаду вставить кое-где можно было.
Лишь бы не сбиваться с ритма:


гомер.jpg


Но главное-то не забывалось.
Оставалось на века.


Чтобы запомнить вещи не совсем поэтические, тоже стали сочинять стишки.
И тоже издавна.


Такова история любви, написанная неправильными русскими глаголами 2-го спряжения:

Гнать, держать, терпеть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
А ещё дышать, смотреть:

гнать терпеть.jpg


Таково изображение цветов радуги, сияющей там, где сидит фазан (ритм!):

РУКА ГВИДОНА i (4).jpg



Семь нот, названных подряд, уже стишок: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Названия нот тоже взяты из стишка.
Вернее, из коротенькой молитвы.

Это ещё в XI веке проделал руководитель монастырского хора, монах-бенедиктинец Гвидо Д`Ареццо (или Аретино).


Музыка – хоровое пение – с начала христианства была очень важна:

хорус.jpg


И монастыри, и храмы в обязательном порядке организовывали хоры.
Вот тут дружно поют все присутствующие:


РУКА ГВИДОНА fe4cfec99e6a10c0632991fa4c0f7930.jpg


И тут:

пение2.jpg


Монахи же пели практически все без исключения:


пение.jpg


Вот такой монашеский хор и возглавлял Гвидо Аретино.

Нет, он не родственник тому Пьетро Аретино, что писал всякое политическое и скабрёзное много позже, в XVI веке, то есть вот этому дюжему дяде с картины Тициана, сатирику и праотцу журналистики:

РУКА ГВИДОНА Portrait_of_Pietro_Aretino_(by_Titian)_-_Pitti_Palace.jpg


Вот он, наш Аретино – брат Гвидо, почтенный монах-бенедиктинец.
Сатирику он просто однофамилец:


гвидо.jpg


Аретино значит, что перед нами аретинец, т.е. человек из города Ареццо, доныне сохранившего живописность времён Гвидо:

ареццо.png


Монах Гвидо из Ареццо и приспособил старинный стишок к обучению музыке и к её записи.

Стишок этот - молитва певца, обращённая к Иоанну Крестителю.
Это святой почему-то считался покровителем вокалистов:


и2.jpg


Сочинена молитва эта ещё около 700 г. Павлом Диаконом - тоже бенедиктинцем, знатным лангобардом, историком и поэтом:

диакон.jpg


То есть и в XI веке, при Гвидо, эта молитва уже была седой древностью.

А текст там такой:

UT queant  laris
REsonare  fibris
MIra gestorum
FAmuli  tiorum
SOLve pollute
LAbii reatum
Sancte Ioannes!


Стишок, похоже, звучит красиво, но сам по себе довольно смутен.

Во всяком случае, построчно буквальный перевод даже в прозе сделать сложно.
А если загнать это произведение в гугл-переводчик, то выйдет вообще чёрт знает что.

Смысл же таков: слуги твои свои (фу, как коряво!) ослабевшие голоса и грешные уста просят очистить, чтобы прославить чудеса твоих деяний, святой Иоанн.
Как-то так:

молитва.jpg


И вот брат Гвидо придумал чистые ноты звукоряда назвать по первым слогам этой молитвы.

Достаточно ему было, например, сказать RE - и хор запевал нужную ноту:


поют.jpg


И Гвидо это делал, поскольку успешно руководил хором.
Так новички разучивал песнопения, так знакомые распевы хор доводил до совершенства на репетициях:

хор2.jpg


Нотная запись существовала и до Гвидо Аретино:

манускрипт.jpg


Но его новшество с названиями нот оказалось очень важным и быстро распространилось.

Ведь бумаги тогда в Европе ещё не было, переписать и вручить каждому хористу его партию было невозможно – это теперь так делают:

цистерцианцы.jpg


А в старину подобной роскоши не водилось.
Вот тут на всех одна книжка:


книга.jpg


И тут одна на всех:

РУКА ГВИДОНА tm_2p9p8bwdtlnkvheuehlt7pfq.jpg


И тут:

писни.jpg


Потому певцы и учились с голоса и по знакам, подаваемым дирижёром.


В общем, Гвидо был прекрасным, изобретательным и прославленным музыкантом своего времени.

Его всецело поддерживал настоятель монастыря Тедальд, образованный и знатный, в миру граф Брешии из дома Каносса.
Вот они с Гвидо обсуждают судьбоносное нововведение:

РУКА ГВИДОНА Guido_e_Teodaldo.jpg


Гвидо и его система дирижирования по нотам настолько прославились, что многие последующие новинки в записи и кодировании музыки приписывались именно ему.

Например, считалось, что именно он придумал показывать певцам нужную ноту, прикасаясь правой рукой к разным частям кисти левой руки.


А каждый кончик пальца или сустав руки означал определённую высоту звука.
Так можно было обозначить и полутона:

рука.jpg


Ничего даже  говорить не надо было: хор считывал музыку  не с листа, а "с руки":

Эту систему использовали даже пятьсот лет спустя!
Вот простой вариант "руки Гвидо", приближенный к нашему времени:

РУКА ГВИДОНА phpMGx6sp_Netodicheskoe-soobcshenie-Horovoe-solfedzhio-v-muzykalnoj-shkole--Sartakova-E.V.-temy-urok_html_5de04c55f626be6d.jpg


Сохранились во множестве руководства для музыкантов с изображением  "Гвидоновой руки":

рука смешная.jpg


Кстати, Гвидон - это и есть Гвидо.
То есть князь из сказки Пушкина носил итальянское имя Гвидо:

гвидонн.jpg


Как итальянское имя, похоже, носил и пушкинский же Балда:

балда.jpg


Тут прозвание русского обалдуя и балды-дурака (балдой называли тяжёлую дубину или молот, а почему - неясно) слилось с именем Симбалды, слуги знаменитого Бовы королевича.
Этот волшебный рыцарский роман в XVIII в России был известен буквально каждому и стал народной сказкой.


И Пушкин тоже с детства очень любил сказку про Бову, которую ему рассказывали бабушка и няня.
Он даже сам несколько раз начинал писать свою версию этой истории.

Бова на старинном лубке:


бова.jpg


В няниной сказке про Бову действовал и король Гвидон:

гвидон2.jpg


И вот в первоисточнике сказки - болонской рыцарской поэме - слугу Бовы звали Sinebaldo.
В популярном русском пересказе из Синебальдо получился Симбалда.
А то и просто Балда.


Имя стало популярным.
Да, Балдами стали называть детей – на полном серьёзе.
Было и отчество Балдинович.

Это имя как нецерковное, неблагозвучное и нехорошее запретил Пётр
I.
Вот вам и шутник-ёрник.


А название пушкинской недвижимости – Болдино – того же происхождения, от какого-то реального Балды:

болдино.jpg


Итак, зачем же музыкантам надо было, как свои пять пальцев, изучить и знать Гвидонову руку?

А затем, что каждый палец этой  руки означал четыре звука.
То есть кончик пальца+три сустава = четыре ноты.
В большом пальце, естественно, музыкальных суставов всего два:

РУКА ГВИДОНА 31a9be783aef2451f7945c61815183d2.jpg




Касаясь то сустава, то кончика пальца, хормейстер диктовал, какую ноту петь.
Хор считывал эти касания - и пел!

Любопытно было бы посмотреть на дирижёра, который проделывает все эти штуки руками, а хор всё понимает:


на пальцах.jpg


Сейчас-то всё по-другому:

дети.jpg


И нотных линеек в память о Гвидо из Ареццо по-прежнему пять - как пальцев на Гвидоновой руке:

5 линеек.jpg


Для десяти пальцев пианиста – десять линеек, то есть два нотоносца по пять линеек.
Верхний нотный стан для правой руки, нижний  - для левой:

подснежник.jpg


Названия нот тоже так и остались Гвидоновы.

Только вот ноты UT больше нет.
Уже в XVII веке её заменили на DO – так благозвучнее.


Сделал это первым музыкант, которого звали Джованни Баттиста Дони:

РУКА ГВИДОНА 00000609_0001_gal.jpg


Многие полагают, что он заменил первую ноту гаммы первым слогом своей фамилии.

Как-то на манию величия смахивает, правда?
Практически влепить себя в известную всем молитву рядом с Иоанном Крестителем (т.е. Джованни Баттистой, кстати).

Потому симпатичнее и убедительнее мнение, что "до" означает слово DОminus - Господь.
Музыкантам и певцам надежнее помимо Иоанна заручиться поддержкой и самого Спасителя:

бог.jpg


Вот так и вышло, что все мы знаем первые слоги старинной латинской молитвы.

Осталось только другой, привычный с детства стишок добавить:
Да, вот этот:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си -
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Главное, чтобы костюмчик сидел Нет без костюмчика супергероя Знайте, что качество ткани и кроя Перекрывает итог ваших дел. Главное, чтобы, Главное, чтобы, Главное, чтобы костюмчик сидел. Главное, чтобы, Главное, чтобы, Главное, чтобы костюмчик сидел. Главное, чтобы костюмчик ...
Рай и ад / Tengoku to jigoku / 1963 Накануне крупной сделки, на которую он поставил всё, у преуспевающего бизнесмена Гондо неизвестный похищает сына и требует огромный выкуп в 30 миллионов иен. Вскоре выясняется, что преступник ошибся и похитил сына шофёра Гондо, но он всё равно ...
Как сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, " 14 августа 2016 года шесть дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевшие с аэродрома базирования на территории Российской Федерации, нанесли сосредоточенный удар осколочно-фугасными ...
Девочки и мальчики, а накидайте мне пожалуйста рецептов всяких красивых и не очень трудозатратных холодных закусок пожалуйста Задача: накормить человек 15 безо всяких горячих блюд, что-то типа фуршета Пара салатов, которые можно быстро сделать на месте из несложных заготовок - тоже ...
Читаю пост vkyzylov:Жириновский обвинил мэра в взяточничества и передал папку с ...