рейтинг блогов

Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

топ 100 блогов periskop20.04.2019 Три недели назад я протестировал новый паром компании Viking Line под названием Viking Grace, который работает на линии Турку - Стокгольм.
Это судно примечательно сразу двумя уникальными свойствами. Во-первых, оно работает на сжиженном газе, но это не газовая турбина. Во-вторых, это первое в мире пассажирское судно, которое оснасщено роторным парусом для использования в движении энергии ветра (вот эта длинная толстая трубища на заглавном снимке). Второе свойство для меня стало большой загадкой и пришлось поломать голову, чтобы понять принцип. Впрочем, специалисты компании говорят, что эта технология действительно серьёзно экономит топливо.
Об этих свойствах и о других технологических тонкостях парома я и расскажу в этом посте.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace


* Некоторые термины могут быть обозначены неточно, ввиду новизны и необычности двигателя - поэтому если ув. судоводители и механики, читающие этот пост могут дополнить или исправить текст, пишите в комменты свои поправки.

2. В процессе поездки так получилось, что я ни разу не смог увидеть этот паром целиком со стороны - так как всё время находился на нём, а при посадке и сходе на берег была темнота. Поэтому давайте посмотрим фото из открытых источников – как он выглядит. Тут надо добавить, что не каждое его фото годится – роторный парус парому поставили недавно (около полугода назад), и все изображения до этого момента для иллюстрации не годятся. Вот он с коптера во время стоянки на Аланских островах, уже с роторным парусом.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

Судно большое – водоизмещение 57 600 брт, длина – 218 м, ширина – 31,8 м. Берёт на борт 2800 пассажиров и более 500 автомашин. Построен в Турку (Финляндия), начал регулярные рейсы в 2013 году, прошёл переоборудование летом 2018-го. Экипаж, включая сервисный – около 200 чел. Обратите внимание, что двигательная установка сильно смещена к корме. Viking Grace предназначен для короткой линии Турку – Стокгольм, среднее время хода – 10 часов, с заходом на Аланские острова в середине рейса.

3. Самой большой особенностью этого рейса стало то, что компания впервые показала нам машинное отделение - которое притом ещё и очень специфичное, т. к. судно работает на LNG-топливе. Приметой этого являются два цилиндрических бака на корме – ёмкости для сжиженного газа. Поэтому с кормы паром сразу резко выделяется среди остальных своих собратьев на Балтике.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

4. Второй яркой особенностью судна стал роторный парус, который мы тоже сумели осмотреть вблизи.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

5. Но обо всём этом – ниже, а пока давайте начнём наш обзор с мостика (ходовой рубки). На этой схеме показана «начинка» парома – в разрезе по палубам. Наиболее тёмным цветом выделена пассажирская часть, светло-серым – общественные пространства, и совсем светлым – автомобильные палубы. Целиком паром является 12-палубным, и первые две нижних палубы здесь не приведены. Мы же в ходе осмотра парома увидели и их – там, где находится «сердце» этого гиганта.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

6. Итак, начинаем осмотр с рубки. Она в общем-то похожа на рубки других паромов (я их много в этом журнале показал уже), только является более современной с точки зрения электронной «начинки». Кроме того, рубка здесь размещена ниже двух сервисных палуб (9 палуба) и находится на одном уровне с каютами экипажа. А они расположены тут необычно высоко для стандартной схемы – концепция проектирования судна предполагала, что служебные каюты должны быть достаточно комфортны, т. к. экипаж находится на борту полмесяца непрерывно, а не полсуток-сутки, как подавляющее большинство пассажиров.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

7. Так же, как и другие крупные паромы, рубка имеет два бортовых выступа со стеклянными «дырками» под полом и выносными пультами управления по каждому борту, для обеспечения безопасной швартовки.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

8. Рабочее место вахтенного штурмана (справа) и капитанское кресло (слева). Управление сильно компьютеризировано, и изрядная часть маршрута идёт под автопилотом, включая проход в шхерах Стокгольмского архипелага с многочисленными доворотами вокруг островов. Отдельная система вычисляет безопасность расхождения с другими судами. Морские карты тоже электронные, с автоматическим обновлением состояния. Вообще, система управления несколько напоминает самолётную, тем более что ряд важнейших параметров вынесен на потолочную панель и их можно сразу видеть, глядя вперёд.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

9. Классических штурвалов тут уже нет, их заменили джойстики (или «стики», если на профессиональном слэнге). Лёгкий поворот рычажка – и огромное судно меняет курс.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

10. А это – аналог классического машинного телеграфа, от «Полный назад» до «Полный вперёд». Смена режима производится маленьким рычажком. Текущее положение, как вы видите – полный вперёд. Оно же повторено в машинном отделении, см. ниже. Мы примерно двадцать минут назад вышли из Стокгольмского архипелага в открытый Ботнический залив и идём сейчас стабильным курсом около 45°.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

11. Здесь же у вахтенного штурмана прямо перед глазами интегрированный экран ориентации судна и работы его двигателей. Смотрите, сейчас работают три двигателя из четырёх, примерно на 3/4 мощности. Один отключен, для экономии. Показано и усилие, передаваемое двигателями на каждый вал, которые крутят винты (их 2).
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

12. Можно выйти и на мини-балкончик, который полностью огибает мостик. Вот так выглядит солнечный Ботнический залив. Выше нас – две застеклённые палубы с общественными пространствами.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

13. С каждого борта близ пультов швартовки есть свои олдскульные курсовые указатели с круговой шкалой.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

14. Из необычного. Перед остеклением рубки на "Грейсе" установлен пластиковый филин в угрожающей позе. Оказывается, он неплохо отпугивает срущих чаек. Значит, можно реже мыть стёкла и поручни от птичьих наслоений.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

15. Капитан "Грейса", г-н Микаэль Маннерстрём, рассказывает о превратностях морской жизни и тонкостях командования паромом.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

16. После рубки идём на лифт и спускаемся вниз, в самые недра судна. Все эти отсеки – ниже ватерлинии и автопалуб, поэтому они разделены на водонепроницаемые сегменты.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

17. …вот эта тяжёлая дверь после нажатия волшебной кнопки отъезжает влево – и мы оказываемся в машинном отделении.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

18. За ней - стойка с шумоизолирующими наушниками, а за ними – дверь вбок. Нам тоже скоро выдадут беруши, но в этом помещении ещё тихо.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

19. Дверь налево – это вход в центр управления двигательной установкой, и вообще всей энергетикой корабля – и главными двигателями, и вспомогательными, и системой заполнения танков, и вентиляцией, а также остальными электросистемами. Немного похоже на пульт управления атомной электростанцией.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

20. Выше пультов управления стоят большие мониторы Philips, на которые выведены крупными цифрами главные параметры: то есть даже просто заглянув сюда, можно издалека оценить общую обстановку.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

21. «Дед» (т.е. главный механик парома) поясняет нам принцип действия двигателя и работу систем управления. На "Грейсе" совсем не газовая турбина (как многие, возможно, подумали), а многотопливный 4-тактный дизель. Он дизель может работать как на дизтопливе, так и на сжиженном газе, и даже на более грубом мазуте, хотя и неэкономно. Однако сжиженный газ (LNG-топливо) расходуется наиболее экономично и имеет наилучшие показатели топливной эффективности.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

22. Пульт экстренной остановки судна. По обеим сторонам можно видеть репитеры режима движения (аналоги классического машинного телеграфа), см. также фото 10. Яркая зелёная лампочка указывает сейчас на режим full («Полный вперёд»).
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

23. А вообще, этот паром наиболее сильно автоматизирован из всех своих собратьев. Вот на этом экране видно, сколько подсистем управления здесь функционирует. В каждую из них можно зайти, кликнув мышкой.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

24. Сфотографировал там же принципиальную схему двигателя, работающего на газе. Возможно, она кому-нибудь поможет понять принцип работы "что-откуда-куда".
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

25. Центр управления – это был самый верхний «этаж». Теперь мы спускаемся на половину уровня ниже и оказываемся на 2-м уровне машинного отделения. Здесь уже шум двигателя заглушает разговор. Можно только по движению губ догадаться, что человек хочет сказать. Ходить надо в берушах.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

26. Главных двигателей здесь четыре, производства финской компании "Вяртсиля". Это – верхний уровень многоцилиндровой двигательной установки, одной из четырёх.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

27. Всё, что относится к газовой арматуре и подаче газа в цилиндры двигателей, окрашено в жёлтый цвет.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

28. У каждого главного двигателя (а их тут четыре и сейчас работает три, см. фото №11) выводится текущий режим работы.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

29. Давайте посмотрим. Показан израсходованный ресурс в часах, и отдельно - часы работы на газовом топливе. В центре – уровень мощности и обороты в минуту. Левее показана температура и давление рабочего тела.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

30. Кроме жёлтого цвета (газ), здесь есть и другие цвета – синий и зелёный. Насколько я помню, синий – это кислородное оборудование или арматура ВВД (воздух высокого давления), например для вытеснения воды из заполненных танков. Про зелёный цвет, к сожалению, не спросил.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

31. Система аварийного оповещения – всё-таки здесь газ. Это такое рабочее тело, которое опаснее стандартного дизельного топлива, а конструкция двигателя, соответственно - несколько сложнее.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

32. Вот вид сверху на главные двигатели и нашу компанию. Девушка в центре снимает фактуру для Ютуб-канала «Чудо техники». Сзади стоят Руслан Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace unis и Вячеслав Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace alkopona.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

33. Если пройти в глубины отделения, можно добраться и до ремзоны. Она тут тоже есть, и даже с несколькими станками. Как вы помните, недавно один из паромов Viking попал в тяжёлую штормовую ситуацию близ Норвегии, с повреждением двигательной установки; но сумел починиться и частично восстановить ход прямо во время шторма.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

34. В наличии и ремкомплекты с инструментами, закреплённые на больших синих щитах. Их тут несколько.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

35. Теперь спускаемся ещё ниже, на первую палубу, которая уже довольно глубоко под водой.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

36. Основание главного двигателя (верхнюю часть мы видели выше). Двигатели тяжёлые, поэтому расположены на судне низко, чтобы была оптимальная центровка.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

37. Управление довольно сложной системой танков, которыми здесь регулируют осадку, плавучесть судна и оптимальную центровку.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

38. На выходе – чрезвычайно важный прибор, контролирующий уровень метана в воздухе машинного отделения. Всё-таки мы тут среди газовых труб, где рабочее тело под давлением.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

39. Заправляется Viking Grace газом в Стокгольме, примерно раз в три дня. Поскольку курсирование парома строго подчинено расписанию, то в это расписание вписан и специальный заправщик, который подходит к судну во время его стоянки в Стокгольме. Честно говоря, ранним утром я ещё не знал, как производится заправка, и поэтому не сфотографировал заправщика близко, но тем не менее он случайно успел попасть в мой кадр – при швартовке. Вон он уже ждёт нас, маневрируя у кормы.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

40. Наконец переходим к самому загадочному устройству этого судна – роторному парусу. На первый взгляд оно производит крайне странное впечатление: здоровенная высокая железная труба, которая крутится с немаленькой скоростью во время хода. Крутиться ей помогает электромотор, который тоже расходует какое-то количество энергии. И тем не менее этот «парус» экономит около 10% расходуемого топлива. Удивительно, но факт!
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

То есть он эффективен, даже несмотря на расход энергии электромотором. Это называется «эффект Магнуса». Вкратце, когда ветер встречает вращающийся ротор, поток воздуха ускоряется с одной стороны ротора и замедляется с противоположной. Разница в скорости воздушного потока приводит к перепаду давления, что создаёт подъёмную силу, перпендикулярную направлению потока ветра. Это решение позволяет уменьшать мощность главных двигателей примерно на 10%, при той же скорости. Роторный парус полностью автоматизирован и включается тогда, когда сила ветра достаточно велика. Высота роторного паруса – 24 м, диаметр – 4 м.

41. Основание роторного паруса.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

42. Вид на роторный парус и выхлопные трубы двигателя с вертолётной палубы.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

43. Вертолётная палуба применяется иногда для экстренной эвакуации больных пассажиров или членов экипажа.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

44. Вид с верхней палубы на более раннее поколение паромов Viking Line. Сейчас навстречу идёт Amorella в архипелаге Аланских островов. Про это поколение паромов я рассказывал в 2015 г.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

45. Технология роторного паруса сейчас развивается и получает постепенное признание. Так вот, на верфях Китая для Viking Line сейчас строится самый большой паром, водоизмещение которого будет под 70 тыс. брт, и на нём будет уже два роторных паруса, см. рендер.
Роторный парус и газовый дизель: поход по Viking Grace

PS. В этом посте я постарался рассказать о технологических аспектах этого судна; однако у парома Viking Grace есть и ещё одна любопытная ипостась. Это общий дизайн-концепт оформления судна, который сильно отличается от всех более ранних паромов. Но это всё заслуживает другой отдельной части моего рассказа, которая выйдет позже.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В начале лета 1956 года Председатель КГБ СССР Серов сделал доклад на Политбюро о некоторых фактах биографии Иосифа Сталина во время проживания будущего «вождя народов» в Туруханском крае в ссылке с 1913-го до зимы 1916-1917 годов. Доклад датирован 4 июня 1956 года.  ...
Архитектуру, которая нравится далеко не всем, можно найти в любом городе мира. Не удивлюсь, что есть люди, которым не нравятся небоскребы Нью-Йорка, Эйфелевая башня в Париже, Бурдж Халифа, выросшая посреди пустыни Дубая или Зимний Дворец в нежно любимом мною Питере. Ведь у каждого ...
12.07.2024 Как пояснили в ФСБ, чиновники обеспечили коммерческой компании преимущественное право на заключение 22 госконтрактов на капремонт социальных объектов на общую сумму более 850 миллионов рублей. Участники схемы обналичивали значительную часть поступавших бюджетных денег и ...
Помните беременную девушку — «ополченку» ДНР, которая прошлым летом фотографировалась в Донецке с отрубленной головой на берегу Кальмиуса? Эта история тогда наделала много шума и ее активно репостили в соцсетях. Интересно проследить за тем, как с тех ...
Лодка не на ходу, на самолёте полетал, жара такая, что море можно сказать прям дома - на Канале имени Москвы, в настоящем отпуске не был два года, поэтому было принято решение прокатиться в Беларусь, посмотреть, как там дела у Батьки, заодно съездить в Себеж, не был там на озёрах уже лет ...