Россия гнется, ломят шведы
sapojnik — 23.08.2018 Не только шведы, конечно – ломит обобщенный Запад. Нынешняя «битва за рубль», сдается мне, имеет гораздо большее и существенное значение, чем думает большинство россиян. Россияне-то считают себя «привычными», за последние 4 года рубль как только не шатался. Поэтому и сегодня никакой паники нет – подумаешь, мол, рубль пробил 69! И, возможно, зря.Потому что ситуация, возможно, меняется, накапливается «усталость металла».
Расскажу для иллюстрации одну забавную историю из собственной практики. Работал я как-то, на рубеже «нулевых», с одним мэром небольшого, но важного городка. Предложил ему, в числе прочего, сделать так называемую «политическую диагностику» внутригородской ситуации, он согласился. Я провел серию глубинных интервью с городскими «випами», говорили за жизнь, о том о сем. Что меня поразило – значительная часть городского «актива» (высшие городские чиновники, руководители крупных местных предприятий, редактора городских газет и пр.) была очень сильно озабочена дефицитом городского бюджета, который составлял более 200 млн. рублей. Люди к этому постоянно возвращались – «что же мы будем делать», «средств нет», «у нас ДЫРА», «безответственная политика горадминистрации» и т.д. Люди перебирали варианты спасения, бурчали, жаловались – в общем, сильно тревожились.
Когда я все это доложил самому мэру – он сильно смеялся. «Да они ж дураки!» - говорил он мне, весело блестя глазами. – «Тут вообще не о чем беспокоиться!» У нас ведь скоро будет транш по программе такой-то, осенью мы перехватим здесь, в третьем квартале откроется финансирование… тут мы легко закроем льготным кредитом… а вот тут министерство пришлет, я договорился…» в общем, я довольно скоро потерял нить – но понял, что у мэра действительно все «схвачено», планов громадьё, и алармистские прогнозы (которыми со мной делился даже его же первый зам по финансовой части) не имеют отношения к действительности.
Ок. А года через три, так уж получилось, я снова был в том же городе – и снова мэр, по старой памяти, заказал мне провести такую же политдиагностику ситуации. Я опять провел серию интервью – и вот что меня поразило в этот раз: городской актив примерно на треть обновился, на две трети остались те же люди – но, что интересно, на этот раз проблемы городского бюджета не волновали их АБСОЛЮТНО. То есть вообще. Претензий к горадминистрации было много, не без этого («строят не там и не так», «развитие идет не туда»), но про дефицит горбюджета никто даже не заговаривал по собственной инициативе. Я поинтересовался – может, дефицит за прошедшее время уже закрыли? Оказалось – какой там! В тот год он ожидался уже в размере 400 млн. руб.
Но эта цифра волшебным образом уже никого не пугала. «А как же дефицит? Все-таки уже 400 млн., к полумиллиарду приближается… Для города менее 100 тыс. жителей – не многовато ли?» - пытался я провоцировать. «Да ну что вы!» Люди только благодушно отмахивались. «Какой дефицит! Вы же знаете, у нас какой мэр? Найдет что-нибудь, не впервой ему… В Москву лишний раз съездит, подумаешь… Вы вот лучше скажите, почему платят нам, активу, так мало?» и т.д., про более «насущные» проблемы.
И снова я рассказывал про итоги обследования мэру, упомянул о странном явлении – что дефицит бюджета в два раза больше, но это уже никого не волнует, так свято все в него поверили. Думал, честно говоря, что он опять рассмеется и засыплет меня планами и цифрами.
Но нет! В этот раз реакция была прямо противоположной: при упоминании дефицита бюджета мэр как-то резко погрустнел, ссутулился, начал вдруг что-то бормотать, типа «нда… это уж… ну, понимаешь ли… в общем-то… с одной стороны… но опять же… определенные резервы, но…» - и оставил тему, а потом и вовсе свернул разговор, явно расстроенный.
Ну и финал истории: еще где-то через год я узнал, что мэр того городка вдруг, ни с того ни с сего, почти в одночасье принял некое предложение и уехал на другой конец страны каким-то начальником, сложив с себя полномочия мэра в рекордно короткие сроки, а его преемник (из числа моих знакомцев в городском «активе») три месяца не мог выйти из шока, когда вник в состояние городских финансов…
Предполагаю, что нечто похожее мы сможем увидеть довольно скоро на примере всей России. Ведь нынешнее падение рубля сильно отличается от всего того, что было до этого: прежние можно было в наиболее существенной степени объяснить объективными экономическими причинами (прежде всего падением цен на нефть) – а текущее падение, похоже, в самой своей основе – санкционное, то есть рукотворное. Рубль падает, хотя, по идее, должен расти – нефть высоко, бюджет профицитен. Если проще – рубль ВАЛЯТ. И наш «мэр», который до этого – будучи в безнадежной экономической ситуации – все-таки как-то умудрялся отбиваться, теперь, похоже, исчерпал все свои «штуки» и приемчики.
Так что нынешние 69 рублей за доллар – очень плохой знак. Возможности для сопротивления у шайки, стоящей во главе страны, близятся к исчерпанию. Непонятно как – но их додавливают. Отсюда и эти панические, жутко непопулярные меры типа повышения пенсионного возраста. Уехать-то некуда – повышения не предложат.
|
</> |