рейтинг блогов

Роман Максима Замшева «Концертмейстер» и связанная с ним реальная история. Ч4

топ 100 блогов uborshizzza08.04.2020 Теги: Прохоров
Начало
https://uborshizzza.livejournal.com/5291573.html
https://uborshizzza.livejournal.com/5291839.html
https://uborshizzza.livejournal.com/5292398.html

Вера Прохорова - дочь последнего владельца Трехгорной мануфактуры Ивана Прохорова. Ее мать была дочерью Московского городского головы Николая Ивановича Гучкова и племянницей лидера партии октябристов, председателя III Госдумы Александра Ивановича Гучкова. Двоюродная сестра (дочь непримиримого борца с СССР Александра Гучкова) Вера Трейл была советской разведчицей.
Двоюродная сестра, Милица Генриховна, - дочь пианиста Нейгауза. Друг детства и юности - Святослав Рихтер.
В августе 1951 года Прохорова была арестована и осуждена на 10 лет по 58-й статье «за измену Родине». Прохорова провела шесть лет в ГУЛАГе, работала на лесопилке в Красноярском крае. В 1956-м освобождена и реабилитирована по ходатайству многих известных людей, в том числе Святослава Рихтера, с которым Вера Ивановна дружила более 60 лет (одно время он жил в их семье). Долгие годы являлась преподавателем Московского института иностранных языков имени Мориса Тереза.
Роман Максима Замшева «Концертмейстер» и связанная с ним реальная история. Ч4 https://ruslania.com/pictures/books_photos/15/153142/o.jpg
Вера Прохорова считала, что ее посадил Локшин на основании того, что ей вменяли разговоры, которые они вели вдвоем.

«Я попала в лагерь за свое происхождение.
Мой дед был промышленник, и это стало обоснованием моего преступления.
Но моей собственной ошибкой стало то, что в возрасте 15-16 лет я оказалась под вдохновением идеалов коммунизма, человеческого равенства и братства, несмотря на то, что многие из моих родственников были арестованы.
В то время я думала: «Это ошибка, ошибка».
Власти, конечно, обратили на меня внимание, но вопрос был отложен вплоть до конца сороковых годов, когда Сталин стал преследовать евреев.
Я была знакома с одним композитором евреем, которого арестовали.
Он не был выдающимся человеком, он был трусом, и скомпрометировал себя, критикуя советскую музыку.
Его вызвали власти и спросили:
«Почему вы, композитор, говорите такое о советских композиторах?
Мы знаем, что у вас есть друзья в музыкальном кружке, куда входят Есенин-Вольпин, сын поэта Есенина… Вера Прохорова, из такой неблагонадежной семьи…
Может, она тоже что-нибудь такое говорила»?
Он сказал: «Я не знаю».
«Ну, если вы не знаете, то вам придется отправиться в Сибирь».
Он был напуган до безумия и написал «признание», где описал разговоры, которых никогда не было.
Сейчас молодые люди не понимают, что для человека означает все потерять, когда тебя отправляют в сибирский лагерь на всю жизнь.
Они восклицают: «О, презренные трусы!», но я бы так не сказала.
Эти люди были настолько морально сломлены, что уже не могли сопротивляться.
Я думаю, потом они раскаялись, но гораздо ужасней были не люди, а машина советского общества, сокрушающая все на своем пути
Представьте себе человека, ставшего подозреваемым, потому что его отец или дед священник.
– «Ваш дед был священником, а вы учитель…мы наверняка знаем, что вы относитесь к нам без уважения».
– «Почему же?»
– «Тогда докажите обратное. Мы знаем, что ваш сосед…» (Этот сосед мог быть даже большевиком, но недостаточно благонадежным).
– «Я ничего не знаю».
– «Не знаете? Сейчас посмотрим… Нам известно, что вы находились в одной компании, когда он сказал…».
– «Я этого не слышал…»
– «Но другие люди говорят, что вы это слышали и ничего не возразили.
Если вы не поможете нам, если вы нам не расскажете про остальных, вы отправитесь в лагеря».


В другой раз она вспоминала, что Шуру страшно занимала философия предательства. Он много говорил о злодействе у Шекспира, проводил аналогии между Яго и КГБ. В своей ненависти к режиму он был чудовищно откровенен, настолько, что вызывал ужас. Шура был необычайно умен и выразителен в своей ненависти. Хотя оставлял впечатление смертельно запуганного человека. Видимо, органы сильно поработали с ним. С его болезнью тюрьма для него была бы равносильна смерти. Своих-то причин сажать Веру у Шуры не было.
Локшин и Прохорова не были особенно близки. К ней в дом он попал через пианиста Анатолия Ведерникова и произвел на всех сильное впечатление своей незаурядностью. Только Рихтер сказал: «Зачем этот человек бывает у тебя? Он дурной человек, он тебя посадит». На допросах Локшин не присутствовал, зато ей устроили очную ставку с его сестрой и матерью (с которыми она была едва знакома), а также с «Мишкой» Мееровичем. «Грязный тип, сквернослов и похабник, я отказала ему от дома и просила Шуру никогда его не приводить».

Когда Локшин умер, его сын А.А. Локшин, занялся реабилитацией честного имени своего отца, пострадавшего от наветов Есенина-Вольпина и Прохоровой.
На эту тему он написал несколько книг, ряд статей, дал много интервью. В итоге ему удалось убедить общественность, что отца оклеветали.
Вот что он пишет:
«По моему мнению, виновником арестов был вовсе не стукач, а влиятельный сотрудник органов, которому было разрешено провести спецоперацию довольно широкого масштаба.
Цель спецоперации – спасение собственной репутации этого сотрудника, а дискредитация моего отца – всего лишь средство».


Как звали этого влиятельного сотрудника органов, А.А. Лапшин не знает. Допустим. Но в чем был смысл операции? Зачем нужно было сажать именно Веру Прохорову и Есенина-Вольпина, которых, к тому же, ничего не связывает, кроме того, что они впоследствии называли имя одного и того же стукача? Да и сажали их в разное время – это тоже был адский замысел?

Зачем было дискредитировать Локшина? Кто он такой был, в конце концов, чтобы ради него разыгрывать такие сложные схемы? В романе «Концертмейстер» сказано, что это было сделано ради сокрытия имени подлинного стукача.

Но, извините, и Прохорова, и Есенин-Вольпин не вели тех разговоров, что им вменяли, более ни с кем.

Как же сын оправдывает отца? Очень просто: льет грязь на всех причастных к этой истории – старый, испытанный метод.


«Свято¬слав Рихтер, «предвидевший» арест Прохоровой. Утверждать как факт, что Рихтер был тесно связан с «органами», я не могу. Но думать так мне никто не запретит – особенно после всего, что автоматически выясняется после сопоставления его дневников с мемуарами Прохоровой. Есть такое понятие «субъективная вероятность». Вот, по моему субъективному ощущению, вероятность того, что Рихтер – агент влияния Лубянки, равна 99%».

«В своих мемуарах (книге и статьях) Прохорова пишет, что следствие у неё «было лёгким», по её «делу» больше никого не посадили», и ещё в одном из интервью говорит о том, что после прибытия в лагерь её почти сразу же освободили от физической работы. Совершенно аналогичная ситуация с Александром Есениным-Вольпиным. Имеется свидетельство самого Вольпина о том, что в Ленинградской тюремной психиатрической больнице (прославившейся совершенно невыносимыми, бесчеловечными условиями содержания узников) у него была «совсем нормальная, приличная жизнь». Создать такие особые условия для арестантов мог только сотрудник «органов», пользующийся очень значительным и притом неформальным влиянием на Лубянке. С другой стороны, вспомним рассказ Веры Прохоровой о том, что на очную ставку с ней вызывали только родственников и друзей Локшина. Это стандартный приём, используемый для компрометации, о чём в своё время писала «Новая газета».

Да на курорте они были. Ясное дело, что сами – стукачи. Тем более, что у Прохоровой, как не раз поминает Локшин-юниор, в родне то капиталисты, то советские разведчики, то антисоветские деятели – по любому ее должны были или посадить еще в пеленках, или она должна была стучать. А иначе как ей разрешили получить высшее образование?


«Она происходит из семьи фабрикантов Прохоровых, основателей знаменитой Трёхгорной мануфактуры в Москве. Почти вся эта достойная семья была уничтожена коммунистами, и только Веру Прохорову пощадили, оставили в живых. Можно легко себе представить, что её должны были склонять к сотрудничеству с органами, угрожая сделать с ней то же самое, что и с остальными членами её семьи. Отсюда, возможно, и её громкие антисоветские разговоры, от которых люди пугались. Как можно объяснить тот факт, что Вере Прохоровой была предоставлена комната в Москве, освободившаяся после ареста её родственников? Вера Прохорова пишет об этом в своих воспоминаниях о Святославе Рихтере, который стал жить у неё и за которым велась открытая слежка. В этой комнате бывал также и её друг писатель Юрий Нагибин, зять наркома тяжёлой промышленности Лихачёва, впавшего в тот период в немилость. По этим двум причинам в комнате Прохоровой могли и должны были быть подслушивающие устройства, и именно там происходили некоторые из встреч Прохоровой с Александром Лазаревичем Локшиным, при которых произносились антисоветские высказывания. В итоге, Вера Прохорова была посажена и превращена в жертву, но не в жертву режима, а в жертву неугодного режиму композитора Локшина. (Если бы Локшин сам был арестован, он бы очень скоро умер в лагере со своей третью желудка и превратился бы в жертву. План органов был хитрее.)
После освобождения из лагеря Вере Прохоровой была предоставлена работа по специальности в Москве, в Институте Иностранных Языков, в то время как большинство других освобождённых жили за 101м километром без права въезда в столицу и занимались чем придётся.
Надо сказать, что мотив "благородного мщения предателю" всё ещё не исчерпывает темы. Сюда также примешиваются амбиции, зависть, и личная неприязнь. Например, Локшин был не в восторге от пианизма Рихтера и не скрывал этого. Ему, в частности, не нравился рихтеровский звук. А Рихтер, со своей стороны, якобы сказал Вере Прохоровой, по воспоминаниям Милицы Генриховны Нейгауз, что она должна быть поосторожнее с Локшиным, он может на неё донести.1) Александр Лазаревич Локшин был выдающейся, магнетической личностью (это я могу подтвердить), и многие ему завидовали. Так что фальшивка органов пала на весьма благодатную почву».

«Ещё меня поразило, что мать Веры Прохоровой служила в «органах», но сама Прохорова этого не понимала. Прохорова открыто , без тени смущения, пишет о собственной матери, что та работала с 1930 года в Интуристе (советская организация, обслуживавшая иностранцев), не зная, видимо, того, что только в 1938 году эта организация была по просьбе Берии формально выведена из состава НКВД».
Да все в органах служили, кроме папочки-Локшина. Он один – чистый и непорочный.

Есенину-Вольпину от Локшина-сына тоже досталось. Мол, ходил и всюду читал свои стихи, которые люди переписывали. Их потом за эти стихи сажали, а он только и знал, что крыл Сталина матом. С чего он себя так вел? Ясно же, что подсадная утка. К тому же Есенин-Вольпин имел в любовницах дочь изобретателя советской прослушки. Правда, его к этому времени уже то ли посадили, то ли расстреляли. Но это неважно: главное, что где дочка изобретателя, там и прослушка. Логично же? И вовсе не Локшин пересказывал секретные разговоры, а это все прослушка. И у Прохоровой стояла прослушка, чтобы слушать РИхьера (не поняла: его игру или разговоры?).

Видите, как все просто и логично?

Но раз уж все прослушивали, и стукач был не нужен, то зачем было подставлять Локшина? Стукач все же был! А как же прослушка? Ну, это нужно спрашивать у сыночка-правдоискателя.

Итак, А.А. Локшин последнее время начал называть имя исинной виновницы всего произошедшего.

«…от своих родителей я знаю, что человек, которого мой отец обвинил в работе на «органы», человек, сказавший о себе в ответ: «Я не человек, я труп», – это Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, впоследствии (1990) основатель и директор Дома-музея Цветаевой. То, что именно она виновна в аресте Вольпина и Прохоровой, – это не факт, а мнение моих родителей (и моё тоже). То, что аресты Вольпина и Прохоровой были произведены в рамках спецоперации – это тоже не факт, а мнение (моё и моих родителей)».

То есть, ранее Локшин писал, что была женщина, которая в ответ на упреки его отца сказала: «Я не женщина, я – труп». Этим самым она признала свое предательство.


« В архиве семьи Кушнеровых – давних друзей Локшина, живущих в Баден-Бадене - сохранилось письмо Локшина от 19 сентября 1949 года, адресованное его ученице Инне Кушнеровой, где Локшин упоминает о “человеке-трупе”, который хочет восстановить отношения с ним».


Кроме того:

«В начале девяностых к нам домой приходила Любовь Григорьевна Бергер, свояченица Катаевой-Лыткиной. Вот что я знаю от своей матери. Любовь Григорьевна предложила ей:
– Давайте разоблачим Надьку! (Видимо, в начале девяностых это было ещё возможно.)
Моя мать ответила категорическим отказом:
– Ни в коем случае. Я её боюсь как огня.
Была ли моя мать тогда права? Не знаю».


Эти обвинения А.А. Локшин начал выдвигать после смерти Надежды Катаевой-Лыткиной. Но еще жив ее муж, пианист Игорь Катаев и сын, композитор Виталий Катаев (род 1956).

Вот что пишет ее муж:

«Шутливое прозвище Труп было у Нади с периода обучения в медицинском вузе, так же как, например, у меня было прозвище Князь (по опере А.П. Бородина «Князь Игорь»), что должно по этой логике, видимо, указывать на моё высокое происхождение… У Шуры, кстати, было прозвище Мефистофель.
Надя вступилась за еврейку-медсестру в период «дела врачей» в 50-е и была немедленно уволена без права работать по специальности. Это тоже был «коварный замысел», который вынашивался в недрах органов?
Позднее, через 3–4 года она поступила в университет на искусствоведческое отделение, блестяще окончила его, защитив диплом по акварелям Р.Р. Фалька.
С рождением сына беспокойство о его здоровье вытеснило все другие её переживания. Работая экскурсоводом в зале Манежа в начале 60-х, она, по крайней мере, в вопросах искусства уже занимала вполне диссидентскую позицию, которая также оставляла мало возможностей для сотрудничества с властями.
В дальнейшем, в 80-е годы создание музея М.И. Цветаевой фактически занимало все её физические и душевные силы.
И последнее. Не могла Люба Бергер сказать: «Давайте разоблачим Надьку». Какие бы ни были отношения у Любы и Нади, между ними просто не было такого панибратства. Я никогда не слышал такого лексикона у Любы. Это же подтверждает сын Л.Г. Бергер Григорий Катаев».


На эти объяснения А.А. Локшин, разумеется, ответил новыми разоблачениями.

Все это с удовольствием печатала «Литературная газета» в 2013 году. А теперь ее главный редактор и роман выпустил.

Вот так, одних оправдываем, а других втаптываем в грязь. Инициатором травли Локшина, по мнению его сына, был Рихтер. Именно его огромный авторитет сыграл роль в этой истории.
Прохорова, понятное дело, всю жизнь была влюблена в Рихтера и говорила с его голоса. А Рихтер-то был агентом органов. К тому же, и мать у Прохоровой стукачка, и сама она…
Да, но почему же и сама стукачка, и дочь стукачки, и двоюродная сестра шпионки, и подруга стукача отсидела 6 лет в лагере, а Локшин не сидел? О! Это и был очень-очень коварный замысел: опорочить великого музыканта. А Прохорова сама говорила, что не очень-то урабатывалась в лагере, и конвоиры были вежливые – ясен пень – стукачам везде счастье. То ли дело душевные страдания Локшина, который был унижен званием заслуженного артиста.

А Есенин-Вольпин – просто безответственный болтун, из-за которого десятки людей сели в лагерях. А сам сидел, как на курорте.

Мне очень понравилось, как А.А. Локшин вывел на чистую воду "вранье" Прохоровой про то, что Локшину дали трехкомнатную квартиру. Это была не квартира, а комнате в коммуналке! Ну, конечно, если считать за соседей тещу с тестем и золовку (или бабушку с дедушкой и тетю), то коммуналка. Зато как он сам исходит злобой из-за того, что реабилитированной Прохоровой дали комнату!

Так был ли композитор Локшин стукачом или нет? Мне как-то все равно, но сын его, точно, зашел слишком далеко.

А «Литературной газете» не следовало занимать такую одностороннюю позицию.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
«Вчера Алексей Венедиктов выступил по "Эху Москвы" с потрясающим предложением о закрытии Триумфальной площади для любых гражданских мероприятий. При этом он утверждал, что это его собственная идея, и что с этим предложением он выступил на ...
короче вот week_to_week   апд ну вощем как я и ожидал, вернулся, и это ...
Добрый день Посоветуйте пожалуйста. как можно помочь определится в больничную кассу Одна очень добрая женщина со временым ТЗ.. Она здесь уже года полтора - два и не может это сделать... Она тут Не как "ново-жена " и поэтому очень много и тяжело работает, чтобы существовать и реально ...
Фото из открытого источника   Известно, что пребывая в каком-то месте, куда хочется вернуться опять, люди бросают в водоемы монеты. Однако здесь имеется несколько ...
cranequinier блестяще написал! Каждый житель России, я думаю, в какой-то момент своей жизни задает себе вопрос: почему русские всегда в такой заднице? Ну, формулировка конечно может отличаться, но тот же смысл должен присутствовать. Потому что не ...
  • russrevolution : RT @profsovietology: чей общак держит гомосексуалист Миша Прохоров?

  • wasy_invalid : @svetlana19675 Ха-ха... Анзор - для меня кумир на все времена. Лучший!!! А золото 69 года, для меня лучшее золото С… https://t.co/HXUZAoCNYS

  • IURII65621099 : RT @history_RF: 27 февраля 1945 Звезда Героя присвоена кавалеристу Прохорову, который одним из первых форсировал Одер и изрубил врага в тра…

  • JuraSib : @gruppa_voina Опять Путина Прохоров покусал? Задолбали словоблудия!

  • ke8BCkApdQ40OV0 : @daniilborsh @tasha77m @Silentfatediz Так и так дают, полстраны на дотациях