
Юбиляр дня Иван Похитонов

175 лет назад, 8 февраля 1850 года, в
Херсонской губернии родился прекрасный русский живописец,
пейзажист, портретист, последователь барбизонской школы Иван
Павлович Похитонов, блеском, свежестью и выдержкой живописи
которого восхищался Илья Репин, называвший художника чародеем, а
его работы миниатюрными перлами
Ла Панн. Пляж. 1895 год. Масло, дерево. Третьяковская галерея
Иван ПОХИТОНОВ
Родился в семье помещика, отставного
артиллерийского офицера, получившего дворянское звание. Учился в
Полтавском кадетском корпусе, Николаевской гимназии, в 1868 году
стал студентом Петровско-Разумовской земледельческой и лесной
академии в Москве (нынешней Тимирязевки), но был исключён за связь
с народовольцами и выслан в имение под надзор полиции. Именно в это
время юноша увлёкся живописью, начал самостоятельно изучать технику
живописи старых мастеров и древнерусскую живопись.
Портрет И.С. Тургенева, 1882 год. ГТГ
Эффект снега, подлесок в По, 1889 год. Дерево, масло. Частное
собрание
Ла Панн. На пляже, 1890-е годы. Дерево, масло. Частное собрание
Лес близ Торро дель Греко, 1890 год. Дерево, масло. Севастопольский
художественный музей им. М.П. Крошицкого
Длинный мост. Охотники, 1890 год. Дерево, масло, Частное
собрание
Как художник Похитонов сложился в основном
самостоятельно, с той поры, как начал бывать за границей, куда
выезжал с больной сестрой и матерью. Особое творческое значение
имело для него многолетнее общение с художником Алексеем
Боголюбовым, занимался он также в мастерской Эжена Каррьера. Жил в
Париже и бельгийском Льеже; женился, развёлся, вновь женился...
Писал преимущественно миниатюрные пейзажи размером с тетрадный
листок, а то и меньше, тонкой кистью на тщательно подготовленных,
отполированных дощечках красного или лимонного дерева, которые
покрывал густым слоем темной мастики и хранил в таком виде иногда
по нескольку лет, реже на картоне золотистого цвета. Для проработки
деталей использовал лупу. Когда краски подсыхали, Иван Павлович, не
жалея сил, полировал картины рыбьей костью. О нём высоко отзывались
все крупные художники того времени. А парижские торговцы картинами
наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых
выгодных условиях.
Прачки, 1894 год. Дерево, масло. ГТТ
Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника, 1895 год. Дерево, масло.
Частное собрание, Франция
Пригород Парижа. 1890-е годы, Частное собрание
Тру-Луэт. Осенний вечер, 1895 год. Дерево, масло, Частное
собрание
Художник рисует на пляже в Ла-Панне, 1895 год. Дерево, масло,
Частное собрание
Его работы очень любил Павел Михайлович
Третьяков, он приобрёл для галереи более двадцати миниатюр
Похитонова. В России Ивана Павловича знали меньше, несмотря на то,
что он почти каждое лето приезжал на родину, участвовал в
выставках, работал, купил имение в Минской губернии, в котором
планировал обосноваться навсегда. Но с началом революционных
событий и гражданской войны художник покинул страну и обосновался в
Бельгии, где и жил до конца своих дней.
Садовник, 1900 год. дерево, масло. Одесский художественный
музей
Оттепель. Русская зима, 1900-е годы. Дерево, масло, Частное
собрание
Жатва, 1900-1910 годы. Дерево, масло. Одесский художественный
музей, Одесса
Портрет Л.Н.Толстого на террасе, 1905 год. Дерево, масло. ГРМ
Похитонов побывал в гостях у Льва Толстого, написал его портрет
Портрет И.П. Похитонова, 1889 год. Дерево, масло. Частное собрание,
Франция
Илья РЕПИН
|
</> |
