Рыбинск. Вокруг вокзала

топ 100 блогов dmitry_sasin26.11.2022 В 19-м веке Рыбинск стал главной перевалочной базой для зерна, поступающего из приволжских губерний и следующего дальше в Санкт-Петербург и северо-западные губернии. Здесь заканчивался глубоководный путь по Волге. Суда с зерном доходили до Рыбинска, далее зерно перегружалось на суда с меньшей осадкой, способные пройти по Шексне в Мариинскую водную систему.
    Поэтому, когда в России начали строить железные дороги, появился этот вид транспорта и в Рыбинске. В 1868 году было создано «Общество Рыбинско-Бологовской железной дороги»  и уже в 1870 году завершается строительство железнодорожной линии Рыбинск — Бологое, сыгравшей большую роль в экономическом и транспортном развитии региона. С появлением железной дороги перегрузка товаров и грузов стала осуществляться и в железнодорожные составы. Железная дорога ускорила доставку грузов и позволила расширить сеть адресатов. Железнодорожные пути начинались в грузовом порту за впадени5ем в Волгу реки Черёмухи. Вместе с железной дорогой в городе появился вокзал, мост через Черёмуху и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»).

Рыбинск. Вокруг вокзала

2. Первое здание вокзала было построено по проекту К.К. Рахау в 1870-м году, когда началось регулярное движение поездов на Бологое. Но в 1902-м году вокзал сгорел.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    Современное здание вокзала было построено в 1904—1905 г.г. той же компанией, которая строила первое деревянное здание вокзала. К этому времени «Общество Рыбинско-Бологовской железной дороги» значительно расширилось и поменяло свое название на «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Новое здание вокзала было возведено по проекту архитектора С.И. Минаша в стиле «модерн» (венский сецессион). Со стороны путей был сооружен крытый дебаркадер на изящных профилированных стойках с резными кронштейнами. Соседние деревянные павильоны нового здания вокзала, располагавшиеся от него по обе стороны вдоль железной дороги, были сохранены до конца 90-х годов XX века.
    Надо сказать, что Рыбинск к тому времени стремительно развивался, был богатым городом с большими амбициями. Поэтому и вокзал отгрохали "на вырост", такие не в каждом областном центре есть с куда как более интенсивным движением. После открытия вокзал был центром городской светской жизни, там проходили балы, устраивали концерты и званые вечера.

3.
Рыбинск. Вокруг вокзала

4.
Рыбинск. Вокруг вокзала

5.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    В 2008 году вокзал был закрыт на реставрацию под руководством архитектора Натальи Гончаровой. Из-за несогласования бюджетов города и РЖД ремонт был начат только в 2011 году. 25 ноября 2014 года после полной реставрации вокзал и привокзальная площадь после реконструкции были открыты. В помещении бывшего ресторана расположился зал ожидания автобусного вокзала. Перрон вокзала сделан крытым, как на момент открытия в 1905 году.
    Рядом с историческим зданием вокзала в 2006 году был построен и сдан в эксплуатацию административно-хозяйственный корпус с залом ожидания и кассами, который на время реставрации основного здания выполнял его функции.
    Второе здание исторического вокзала наследует композицию предыдущего деревянного: от центральной части к боковым объемам здания ведут прямые галереи. Фасад вокзала симметричен относительно его центрального объема (парадного входа). Стены вертикально «прорезают» линию крыши декоративными «башенками» по ее периметру, что задает ритм всему фасаду. Малые входы по обеим сторонам от центральной части вокзала обозначены более высокими башнями. Фасад рустован, высокие узкие окна находятся в нишах и разделены с малыми низкими окнами декором. Под карнизом двух «башен» центрального входа, которые завершают линию нижних окон, отмечены даты строительства: «1904» год слева и «1905» год справа. Парадные окна по обеим сторонам центрального фасада обрамлены двумя колоннами. На аттике находятся часы.

6.
Рыбинск. Вокруг вокзала

7. На открытке серии конца 60-х — начала 70-х гг. XX века фасад вокзала выкрашен в красный цвет и оставался таким по крайней мере до середины 90-х гг.
Рыбинск. Вокруг вокзала

8.
Рыбинск. Вокруг вокзала

9.
Рыбинск. Вокруг вокзала

Зайдём внутрь, посмотрим интерьеры.

10. В этом зале вполне можно было проводить балы уездного дворянства.
Рыбинск. Вокруг вокзала

11. Напольная плитка и майоликовая настенная в ходе реставрации восстанавливалась на базе сохранившихся фрагментов.
Рыбинск. Вокруг вокзала

12. Впечатляют порталы.
Рыбинск. Вокруг вокзала

13.
Рыбинск. Вокруг вокзала

14. Паровоз Л-5270 установлен рядом со зданием вокзала в 2020-м году.
Рыбинск. Вокруг вокзала

15. На месте сгоревшего деревянного вокзала сейчас стоит это здания. Во время реконструкции главного здания вокзала оно временно выполняло его функции. Построено это здание в 2006-м году в стиле главного здания вокзала. Весьма неплохо получилось.
Рыбинск. Вокруг вокзала

16. Ещё одно здание, построенное уже в нашем веке и явно не испортившее вид привокзальной площади. Сейчас в здании работает театр кукол, основанный в далёком 1933-м.
Рыбинск. Вокруг вокзала

17. Стильная пристройка к театру.
Рыбинск. Вокруг вокзала

18. В одном квартале к северу от привокзальной площади есть пара очень интересных зданий. Польский костёл Святейшего Сердца Иисуса.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    После польских восстаний 1830-х и 1863 годов в Рыбинске образовалась довольно крупная католическая община, состоявшая в основном из ссыльных поляков. Количество проживавших в городе к началу XX века поляков-католиков по разным сведениям колеблется от четырёхсот до тысячи человек. Вышедший в 1905-м году царский указ "Об укреплении начал веротерпимости" позволил иноверцам строить на территории Российской империи свои храмы. Поляки за свой счёт выкупили участок земли и начали сбор денег на строительство костёла

19. Улица Пушкина в то время стала центром иноверцем. Кроме польского костёла здесь была немецкая лютеранская кирха, синагога. Были ещё и старообрядческие молельный дом и церковь. На месте кирхи и старообрядческой церкви сейчас стоит учебный корпус РГАТУ им. Соловьёва.
Рыбинск. Вокруг вокзала

20. Средства на строительство костёла были собраны к 1910-му году и в рекордно короткие сроки костёл был построен. От закладки до освящения прошло чуть менее шести месяцев.
Рыбинск. Вокруг вокзала

21. Автором проекта был местный инженер Бартошевич, надзором за строительством занимался инженер-архитектор Кузьмин из Ярославля, а непосредственное руководство осуществлял техник Белявский. Для строительства храма, помимо местного населения, были также приглашены мастера из Минской губернии. В создании убранства храма участвовала в первую очередь варшавская фирма Шпетовского. 24 октября 1910 года достроенный костёл был освящен в честь Святейшего Сердца Иисуса. В знак этого в центре фасада была установлена статуя Иисуса Христа, сохранившаяся только на фотографиях.
Рыбинск. Вокруг вокзала

22. Костёл построен в традиционном стиле неоготики с присущими этому стилю элементами. Роза над входом.
Рыбинск. Вокруг вокзала

23. Стрельчатые окна.
Рыбинск. Вокруг вокзала

Прихожан сейчас у кирхи нет, она используется в качестве клуба, проходят концерты органной музыки.

24. Напротив костёла, на другом конце Карякинского парка стоит интересное двухэтажное здание туберкулёзного диспансера. Его плохо видно из-за высокого забора и разросшейся зелени.
Рыбинск. Вокруг вокзала

25. Это бывшее Городское Карякинское училище.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    1 июня 1903 было открыто Рыбинское 2-е городское 4-х классное училище. Здание училища было построено на средства, пожертвованные Казанским 1-й гильдии купцом Карякиным Василием Александровичем, на отведенном городском месте в Игуменском садике. На заседании городской думы от 19 мая 1903 был заслушан доклад управы о дарении городу Казанским 1-й гильдии купцом В.А. Карякиным каменного дома с пристройками для 2-го городского 4-х классного училища. Постановили: "Принять дар и искренне поблагодарить В.А. Карякина. Ходатайствовать о присвоении ему звания почетного гражданина Рыбинска, поставить в зале училища его портрет, а в саду напротив училища - его бюст." 12 августа 1903 купец В.А. Карякин был избран почетным смотрителем училища.
    Он наблюдал за ходом управлением училищем, заботился об улучшении его материального состояния. Во главе училища стоял инспектор. Для обсуждения и решения вопросов по учебно-воспитательной работе и хозяйственным нуждам собирался педагогический совет в составе всех преподавателей под председательством инспектора. В 1-й учебный год 1903-1904 в 1- 4 классы училища поступили 160 мальчиков 10-18 лет, окончивших приходские или начальные училища. Более 50% - дети мещан, 35% - дети крестьян, 15% - дети других сословий. Обучение велось по программам училищ Министерства народного просвещения, в системе которого находилось училище. В 1-4 классах изучались предметы: русский язык, арифметика, геометрия, физика, черчение, закон божий, география, история. Проводились уроки пения, рисования, чистописания, гимнастики, а в 3-4 классах изучалась бухгалтерия.     Постановлением городской думы от 21 сентября 1906, ввиду чрезмерного наплыва учеников, при училище был открыт параллельный класс. В этом классе изучался весь четырехгодичный курс училища, в результате чего отпала надобность открывать параллельные отделения при следующих классах. В 1907-м году училищу присвоено имя коммерции советника В.А. Карякина. В 1912-м году Рыбинское 2-е городское 4-х классное училище было преобразовано в высшее начальное училище. С 1914 в здании училища размещался 22-ой эвакуационный госпиталь, училище находилось в здании Рыбинского коммерческого училища. 12 сентября 1918 на заседании государственной комиссии по просвещению было принято "Положение о единой трудовой школе". Согласно этого положения все учебные заведения преобразовывались в единые трудовые школы 1 и 2 ступеней. В конце ноября 1918 Рыбинское 2-е высшее начальное училище имени В.А. Карякина было преобразовано в 9-ю советскую школу 2-й ступени.

26. В память о благотворителе в 1994-м году улицу Фрунзе, идущую вдоль парка, назвали улицей Карякина. Её чётная сторона застроена малоэтажными многоквартирными домами.
Рыбинск. Вокруг вокзала

27. Попадается и откровенный китч.
Рыбинск. Вокруг вокзала

28.
Рыбинск. Вокруг вокзала

29. С севера к железной дороге примыкает ничем не примечательный микрорайон Скоморохова Гора, застроенный в основном советскими девятиэтажками. Я туда не пошёл, а там есть достаточно редкий памятник авиации - первый советский пассажирский реактивный самолёт Ту-104. За основу его был взят бомбардировщик Ту-160. Авиалайнер получился ненадёжным, было много катастроф. Даже пели на мотив похоронного марша "Ту-104 - самый лучший самолёт..." (Фото из Викимапии)
Рыбинск. Вокруг вокзала

30. А это новодел совсем другого рода.
Рыбинск. Вокруг вокзала

31. Когда-то рядом с этим местом стоял красивый деревянный дом В.С. Гордеева, построенный в 1900-м году. Этот дом является визитной карточкой Рыбинска наравне с Новой хлебной биржей и Спасо-Преображенским собором.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    В основе дома был одноэтажный флигель усадьбы Наумова, выкупленной Гордеевым. Был надстроен ещё один этаж, дом был украшен башенками, балконами, кокошниками и всякой другой красотой. В 1905-м Гордеев отдал дом в качестве приданого дочери. Дом был доходным, квартиры первого и второго этажей сдавались внаём, на углу была бакалейная лавка, в подвале - склады. сама хозяйка жила здесь же, в северной части дома.
    Продолжал оставаться жилым дом и после революции. К концу 1970-х дом пришёл в аварийное состояние и по мнению специалистов восстановление не подлежал. За дело взялся А.М. Жданов и группа других рыбинских художников. Они тщательно обмеряли дом, сфотографировали все элементы. Затем дом был разобран, построен новый фундамент в 2-х метрах от старого. Стены сложили из силикатного кирпича, а затем обшили его деревом. Точная копия не получилась: дом стал на метр выше, пропали окна подвала, исчезли литые чугунные решётки, исчезвход в бакалейную лавку, прорезали новые окна вверху для студий художников.

32.
Рыбинск. Вокруг вокзала

33.
Рыбинск. Вокруг вокзала

34.
Рыбинск. Вокруг вокзала

35. Правда состояние уже "нового" дома  несколько тревожит.
Рыбинск. Вокруг вокзала

36. Однако, вернёмся к вокзалу. Я надеялся застать здесь пригородный поезд Ярославль - Рыбинск на паровозной тяге. Да, здесь вы можете прокатиться на паровозе по цене билета на простую электричку. Паровоза я не дождался, зато увидел туристический поезд Москва - Псков - Новгород - Рыбинск - Ярославль - Москва. Из него вывалил народ и потопал в сторону центра города.
Рыбинск. Вокруг вокзала

37. Локомотивное депо прямо напротив вокзала.
Рыбинск. Вокруг вокзала

38. Тепловозная заправочная станция.
Рыбинск. Вокруг вокзала

39. Перейдя железнодорожные пути, я вышел на Железнодорожную улицу. Моё внимание привлекло здание слева. Очень уж оно мне показалось похожим на тюрьму.
Рыбинск. Вокруг вокзала

40. Но оказалось, что это один из корпусов завода Воентелеком по ремонту средств связи. Корпус явно дореволюционный. А тюрьма находится за кладбищем, в бывшем Софийском монастыре.
Рыбинск. Вокруг вокзала

41. На другой стороне улицы Железнодорожной расположено самое старое из сохранившихся городское кладбище - Георгиевское. Документально кладбище известно с 17-го века.
Рыбинск. Вокруг вокзала

42. На кладбище две церкви - Вознесенская, построенная в 1808-м году в стиле классицизм по проекту архитектора С.А. Воротилова.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    Строилась церковь долго, почти 20 лет. Когда новый храм был полностью оштукатурен, перекрыт новым железом, работы были временно приостановлены так как все средства и материалы были привлечены к строительству новой колокольни Спасо-Преображенского собора, которое продолжалось в 1796-1804 годах.
    Потом церковное начальство вдруг выяснило, что при выдаче храмоздательной грамоты в ней вообще не было упоминания ни о каких приделах в трапезе храма. Сразу же был задан вопрос строителям: «кто благословил их устройство?». По справке консистории оказалось, что в 1804 году рыбинский купец и фабрикант Лаврентий Алексеевич Попов в своём прошении на разрешении освящения Благовещенского придела написал, что «устроен он по словесному дозволению преосвященного Арсения», а вот о втором приделе в том «прошении ничего написано не было». Задержка со строительством церкви имела свои последствия. За это время сменился правящий архиерей, скоропостижно скончался в апреле 1804 года настоятель собора протоиерей Михаил Васильевич Соснин, куда-то исчезли документы и чертежи. Всё это выяснилось в процессе рассмотрения дела. Новому настоятелю собора протоиерею Петру Львову было предложено лично обмерить все размеры трапезной, приделов и проходов.

43. Перед церковью стоит часовня-усыпальница.
Рыбинск. Вокруг вокзала

44. Второй храм, Георгиевский, более старый. В этот раз в нём проводился очередной ремонт.
Рыбинск. Вокруг вокзала

45. Но у меня нашлась его фотография. сделанная в 2011-м году.
Рыбинск. Вокруг вокзала

    Георгиевская церковь была выстроена из дерева в 1660-е годы. В конце XVIII века на смену деревянному пришел одноименный каменный храм. Первоначально это была небольшая церковь, основной объем которой представлял собой низкий восьмерик на четверике. С запада к нему примыкала трапезная с притвором и колокольней над сводами, а с востока – алтарная апсида. Церковь увеличена перестройкой, осуществленной в 1877-1885 гг. Храм был расширен за счет устройства у северной и южной стены прямоугольных в плане приделов. Наружное убранство приобрело эклектический характер. Древнерусские мотивы соседствуют в нем с позднеклассическими элементами.

46. Захоронения на территории кладбища прекратились в 1930-е годы. К этой эпохе относятся некоторые памятники.
Рыбинск. Вокруг вокзала Рыбинск. Вокруг вокзала

47.
Рыбинск. Вокруг вокзала

48. Мало где встречал так оформленные могильные холмики.
Рыбинск. Вокруг вокзала

Здесь, на кладбище и закончим эту часть прогулки по Рыбинску.

Ещё из этой поездки:

Корабли на Волге
Водонапорные башни
Рыбинск. Мост
Рыбинск. Заволжье
Рыбинск. Полиграф
Рыбинск. Конструктивизм
Рыбинск. Вокруг ГЭС
Рыбинск. Новый центр и Сатурн
Рыбинск - маленькая Европка
Рыбинск. Вокруг вокзала
Рыбинск. Храмы
Рыбинск, Стрелка
Рыбинск. Старый центр
Калязин. Современные достопримечательности
Калязин. Свистуха
Калязин. Исторический центр
Калязин. Западная часть
Калязин. Колокольня
Село Новое
Большое Село
Углич. Богоявленский монастырь
Углич. Алексеевский и Воскресенский монастыри
Углич. Кирпичные клейма
Углич. Церковь Димитрия на поле
Углич. Город
Пошехонье. Часть 1, центр
Пошехонье, часть 2
Тутаев. Борисоглебская сторона
Тутаев. Церкви Романовской стороны
Тутаев. Романовская сторона (запад)
Тутаев. Романовская сторона (восток)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пропаганда представляет Путина, как почти мифологического героя, "поднявшего с колен" Россию после "алкаша и раздолбая" Ельцина, "развалившего" СССР. Так ли это? Неизвестного избирателям выходца из КГБ именно Ельцин выбрал своим преемником. . И он продолжил в целом ту же ...
Очень сильный выпуск. Есть, что обсудить. Есть, что послушать. В общем, поехали!!!! Гэша - моя звезда. Я очень за нее болела. Да, голос у нее, возможно, послабее той же Шацкой, но сколько же в ней жизни! Эмоций! Какая же она классная, необыкновенная, искренняя, естественная!!!!!!! ...
...
Сегодня 7 января, дань когда был свергнут самый омерзительный из режимов, когда-либо существовавших на планете Земля. Все гориллы, полковники и генералы, дуче, каудильо и фюреры, одним словом - все правые диктаторы, которых знала история ...