Калязин. Исторический центр

топ 100 блогов dmitry_sasin14.11.2022 Если в Сергиевом Посаде повернуть со старой Ярославской дороги по указателю "Калязин". и ехать никуда не сворачивая, то доедешь до пешеходной зоны улицы Карла Маркса. Это и есть исторический центр города Калязина. Раньше улица носила название Московская, что логично, по ней выезжали из города в направление Москвы. Не знаю, чем уж не угодило большевикам название улицы, Карл Маркс здесь совершенно неуместен. Хотя это и подтверждает мою теорию - хочешь найти в незнакомом городе исторический центр, начни с улицы Карла Маркса.

Калязин. Исторический центр

2. В Калязине, увы, добрая половина исторического центра скрыта водами Угличского водохранилища. И Карл Маркс не помог. По правому берегу затоплена полоса примерно в 200 метров широной. По левому - практически вся Монастырская слобода.
Калязин. Исторический центр

3. Ну или вот оно же, но в чугуне.
Калязин. Исторический центр

4. Наглядно? Ещё бы!
Калязин. Исторический центр

5. Хоть правый берег и был достаточно высоким, Волга весной подбиралалась к самым стенам домов первой линии, но это всё были временные явления.
Калязин. Исторический центр

6. В спокойное время Волга в этих краях - речка небольшая, в Мышкине коровы её вброд переходили..
Калязин. Исторический центр

7. А водохранилище - это уже приговор.
Калязин. Исторический центр

    Первые упоминания в летописях о поселении на месте нынешнего Калязина (монастырь Николы на Жабне), относятся к XII веку. В 1339 году здесь в летописи упоминается укреплённый городок Святославле Поле, являвшийся крепостью на восточном рубеже  Название города объясняется очередной легендой. Жил в соседнем городе Кашине боярин Иван Коляга. «Колягой» в старину называли сырую слякотную погоду. Боярину прозвище досталось неспроста — характер у него был вредный, скаредный. Он считал земли на берегах Волги у впадения в неё Жабни своими. Это были Колязины земли, и город впоследствии тоже стал Колязин, но со временем стал именоваться на московский манер Калязин. Удивляюсь, почему до сих пор Москва не стала Масквой...
    Примерно в то же время жил в деревне Кожино близ Кашина другой боярин - Матвей, сын Василия и Ирины Кожиных. Земельные угодья Кожиных были преимущественно на левом берегу Волги, но чётких границ с колязинскими не имели. Очень хотел Матвей в монахи, но родители настояли на его женитьбе. Видимо Матвей настолько сильно хотел стать монахом, что через год после свадьбы умерли его родители, а через три - молодая жена. Препятствий больше не было и Матвей ушёл в Николаевский Клобуков монастырь в том же Кашине, принял постриг и стал Макарием. Но как-то он там не прижился и ушёл на волжский берег, поставил там себье келью и стал отшельником. Но не надолго, вскоре к нему присоединились ещё семь монахов из Клобукова монастыря. Благо, земля была собственная, начали там строить монастырь, назвав в честь Святой Троицы.
    Здесь интересы наших героев пересеклись. Коляга забеспокоился, что монастырь потихоньку подгребёт и его земли. И решил Коляга избавиться от Макария, понимал, что всё на нём держится, хоть и был Макарий человеком незаметным, держится не как начальник, а как последний трудник, берется за самую черную работу, жизнь ведет строгую, сам тихий, скромный, в общем не то, что нынешнее церковное начальство. Нашёл киллера, но тут что-то пошло не так. Опять пострадали родственники, на этот раз Коляги, на его семью напал мор, да и сам Иван занедужил. Догадался он, за что ему такое наказание — хотел отправить на тот свет праведника, вот и поплатился. Приказал Коляга нести себя к игумену Макарию, в лес. Тот принял боярина, выслушал его покаяние и простил. Более того, стал Макарий молиться за Колягу и тот поправился. А земли свои отдал монастырю и сам постригся в монахи. Такие вот схемы работали в те стародавние времена. Что здесь легенда, а что историческая правда - решайте сами, но легенды всегда интереснее, чем правда.

8. В 2008-м году в начале пешеходной части улицы на средства, собранные горожанами, установили монумент в честь Макария Калязинского.
Калязин. Исторический центр

    На монументе святой стоит на фоне стилизованного фрагмента стены древнего храма, с узким окном-бойницей, с маленьким куполом наверху, что придает всему памятнику вид, схожий с часовней. В правой руке Макарий держит макет монастыря, в левой – посох монаха-странника. Над его головой на стене выбита надпись: «Святителе Отче Макарие, моли Бога о нас». Эта надпись дугой огибает изображение Троицы, напоминающей об основанном Макарием Троицком монастыре.

9.
Калязин. Исторический центр

10. А Троицкий монастырь быстро рос, в 1520-м году началось уже каменное строительство. А город Калязин образовался уже при монастыре.
Калязин. Исторический центр

11. Троицкий собор, построенный ростовскими мастерами и позже перестроенный.
Калязин. Исторический центр

    Макарий первым из тверских персонажей был причислен к лику святых, хотя Анна Кашинская и жила раньше него. Случилось это в 1547-м году. В 1610-м году монастырь был взят и разграблен «лисовчиками» - польской лёгкой кавалерией, при этом погибли все защитники во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым. Среди прочего польские грабители разрубили на части и вывезли серебряную раку преподобного Макария, подаренную монастырю Борисом Годуновым.

12. Прогуляемся по пешеходному отрезку бывшей Московской улицы, вымощенной булыжником.
Калязин. Исторический центр

13. Застройка достаточно незатейлива.
Калязин. Исторический центр

14. Разве что выделяется это краснокирпичное казённое здание.
Калязин. Исторический центр

    Здание построено в 1882-1883 годах как Общественный дом. Северную половину здания занимало городское училище, открытое в Калязине в 1880 году (в 1912 году его преобразовали в высшее начальное училище), южную - городская и земская управы, а также полицейское управление. В советское время в здании разместилась школа, со двора пристроен небольшой кирпичный объём, переделана открытая смотровая площадка пожарной вышки, незначительно изменена внутренняя планировка.

15. В конце XX века утрачены кирпичные ворота с двумя калитками, примыкавшие к зданию со стороны Красноармейской улицы. В начале XXI века парадные филенчатые двери заменили новыми.
Калязин. Исторический центр

16. Ещё одно краснокирпичное здание стоит напротив. Сейчас его делят ЗАГС и школа.
Калязин. Исторический центр

    Городская усадьба была выстроена предположительно в 1880-х годах купцом Алексеем Акимовичем Коровкиным. В состав усадьбы входили главный дом, флигель, ограда с двумя воротами и надворные постройки. На территории усадьбы находились водочный завод и оптовый винный склад. В 1890-1900-х годах владение принадлежало вдове А.А. Коровкина купчихе Екатерине Дмитриевне Коровкиной и их сыновьям Алексею и Николаю. В начале XX века здесь разместилась частная женская гимназия, которая, согласно литературным источникам, была устроена Клавдией Алексеевной Зубовой.

17. А это флигель.
Калязин. Исторический центр

18. В паре они неплохо смотрятся.
Калязин. Исторический центр

19. В бывшем доме мещанина Данилы Михайловича Сарбунова впоследствии была аптека.
Калязин. Исторический центр

20. Бывший дом купца Константина Евграфовича Ляхова.
Калязин. Исторический центр

    В начале XX века в доме находилась женская гимна­зия для дочерей местной буржуазии и духовенства. Здесь преподавал Стефан Пухальский и Лидия Соколова. 5 октября 1919 года здесь состоялось первое организационное собрание инициативной группы РКСМ, определены ближайшие задачи организации, избран руководя­щий комитет во главе с Алексеем Циммермановым. Сейчас здание занимает колледж.

21. Чем ближе к берегу, тем старше здания. Главный усадебный дом купца Афанасия Яковлевича Красильникова был построен в 1780-м году.
Калязин. Исторический центр

22. В усадебном флигеле сейчас сувенирная лавка.
Калязин. Исторический центр

23. На перекрёстке с улицей Ленина (бывшей Тверской) дом Марии Дмитриевны Красильниковой, конец 18-го века.
Калязин. Исторический центр

24. Дом Полежаевых того же времени постройки.
Калязин. Исторический центр

25. Могила Полежаевых у Вознесенской церкви.
Калязин. Исторический центр

26. Дом мещанина Михаила Андреевича Мошкина выглядит несколько осовремененным.
Калязин. Исторический центр

27. Бывший жилой дом Семёновых. Построен в конце XVIII ‒ начале XIX веков. В 1880-1890-х годах дом был полностью перестроен. Планировали открыть в нём гостиницу, но не сложилось. Мало кто из туристов готов заночевать в Калязине. Выставлен на продажу. Никому не надо?
Калязин. Исторический центр Калязин. Исторический центр

28. Бывший дом купца Павла Степановича Красильникова. Построен в 1790-х годах.
Калязин. Исторический центр

    В конце XIX века со двора сделаны двухэтажная пристройка и сени с лестницей, частично обновлён декор главного фасада. В советское время заложено несколько окон, частично переделана внутренняя планировка. В 2003 году во время пожара были уничтожены крыша дома (восстановлена в том же году) и сени, вместо которых сделана новая пристройка из силикатного кирпича. В 1918-1922 годах здесь размещалась Калязинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем, штаб отряда особого назначения. Сейчас коррекционное отделение общеобразовательной школы.

29. Дом ещё одного Красильникова - Григория Яковлевича.
Калязин. Исторический центр

30. Ближний к берегу и самый пафосный - бывший жилой дом Петра Овчинникова. Построен в 1790-е.
Калязин. Исторический центр

    В 1898 году владение купила купчиха Мария Николаевна Рожкова. Первоначальные дворовые пристройки были заменены новыми, на уличном фасаде было сильно переделано декоративное оформление.

31. Над воротами прикреплён металлический щит с вырезанной датой и инициалами ‒ «1898» и «М.Н.Р.», указывающие на время перестройки дома и на его владелицу.
Калязин. Исторический центр

32. Кое-что интересное можно найти и во дворах. Сарай, возможно бывшая конюшня.
Калязин. Исторический центр

33. Интересно и в подъезд заглянуть.
Калязин. Исторический центр

34. Многие туристы, пройдясь по улице Карла Маркса до берега Волги и, сфотографировавшись на фоне Пушкина колокольни, считают знакомство с Калязиным законченным и направляются дальше. например. в Углич. Но кое-кто заезжает и в расположенную на той же улице Вознесенскую церковь.
Калязин. Исторический центр

   ; Церковь была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане.
Сначала церковь имела один престол Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела – Тихвинский и Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери – список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском – икона преподобного Макария с частицей мощей.

35. Основной объем храма был пятиглавым, фасады приделов оформлены в стиле эклектики, с элементами популярной во второй половине XIX века псевдоготики.
Калязин. Исторический центр

36. Очень хороша величественная трехъярусная колокольня в стиле классицизм, богато украшенная парными колоннами, фронтонами и рустовкой, увенчанная высоким тонким шпилем. Она как будто призвана перекликаться с колокольней Никольского (Николаевского) собора, пышной, в том же стиле, которая ныне возвышается посреди водохранилища, над затопленной частью Калязина..
Калязин. Исторический центр

37 В советское время Вознесенская церковь была закрыта, на месте старинного кладбища разбили стадион. Мало что из надгробий сохранилось. А всем захороненным здесь поставлен общий крест.
Калязин. Исторический центр

38. Памятник горожанам, расстрелянным большевиками.
Калязин. Исторический центр

39. А это памятник погибшим в Первую Мировую. Приятно удивило, что памятник не безличный. а перечислены конкретные люди со званиями и фамилиями
Калязин. Исторический центр

40. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х годов началось ее возрождение. Пока еще в руинах стоит еще одна церковная постройка – вероятно, кладбищенская часовня у Святых ворот.
Калязин. Исторический центр

41. Сами ворота тоже сохранились плохо. Утрачены и интерьеры храма.
Калязин. Исторический центр

42. Памятник князю Скопину-Шуйскому установлен неподалеку от церкви. Авторы памятника – скульпторы Е.А. Антонов и А.Г. Комлев, средства собирали горожане. Памятник отлили в Белоруссии.
Калязин. Исторический центр

43. Символика памятника достаточно прозрачна – скопа, речной орёл, символизирующий Россию, на поверженных знамёнах польско-литовских полков.
Калязин. Исторический центр

44. Ниже на каменной глыбе укреплён портрет Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.
Калязин. Исторический центр

    За свою короткую жизнь (24 года) он успел послужить борису Годунову. Лжедмитрию I и своему четвырёхюродному дяде Василию Шуйскому. В силу своего юного возраста он быстро учился военному делу. Кое-что перенял из тактики Ивана Болотникова, в подавлении восстания которого принимал самое активное участие. Многому научился и союзников-шведов. В период разногласий в войсках он отделился от основной армии, взяв с собой лишь одну тысячу шведов под предводительством Кристера Сомме, согласных воевать дальше, Скопин-Шуйский двинулся на Калязин. Он по шведскому образцу переформировал русскую «стройную рать», способную наподобие шведам отражать натиск польских гусар в поле. В коннице у Сапеги всё ещё был подавляющий перевес.
    Став под Калязином, Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!». В лагерь Скопина-Шуйского пришли полки из Костромы и Ярославля, а из окрестных земель начало стекаться крестьянское ополчение. Кристер Сомме активно обучал их ратному ремеслу и строевым порядкам западного образца. К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч воинов. Забеспокоившиеся интервенты срочно начали стягивать войска для противостояния дальнейшему продвижению Скопина-Шуйского.
    12-тысячный отряд Яна Сапеги оставил осаду Троице-Сергиевой лавры и пошёл на соединение со Зборовским, выступившим из Тушина с запорожскими и донскими казаками. Численность этого объединённого войска не уступала тому, которое собрал Скопин-Шуйский. В середине августа интервенты подошли к Калязину, где Скопину-Шуйскому удалось компенсировать нехватку конных войск заранее подготовленными укреплениями и правильно выбранной оборонительной тактикой. Вблизи Троицкого Макарьева монастыря началась Калязинская битва. Атака польско-литовских и казацких войск остановилась при столкновении с русскими полевыми укреплениями, попав при этом под плотный пищальный огонь. Попытка сменить тактику и прорваться в лагерь Скопина-Шуйского в результате неожиданного ночного удара пехоты со стороны реки Жабни была предвидена Скопиным-Шуйским. Русские отряды встретили нападающих и в результате семичасовой сечи обратили в бегство. Сапега отступил от Калязина к Москве. Подготовленная и организованная Скопиным-Шуйским по западному образцу русская армия самостоятельно одержала блестящую победу над интервентами. Весьма эффективными оказались многочисленные деревянные острожки, построенные по указу Скопина-Шуйского. В дальнейшем тактика Скопина-Шуйского не раз приносила ему успех в столкновениях с интерентами.
    Как потомок Рюрика и успешный полководец он вполне мог бы претендовать на московский престол, но в 1610-м году был отравлен своими же родственниками. опасавшимися конкуренции.

В следующий раз мы посмотрим историческую застройку к западу от бывшей улицы Московской, а также новый городской центр.

Ещё из этой поездки:

Корабли на Волге
Водонапорные башни
Рыбинск. Мост
Рыбинск. Заволжье
Рыбинск. Полиграф
Рыбинск. Конструктивизм
Рыбинск. Вокруг ГЭС
Рыбинск. Новый центр и Сатурн
Рыбинск - маленькая Европка
Рыбинск. Вокруг вокзала
Рыбинск. Храмы
Рыбинск. Старый центр
Калязин. Современные достопримечательности
Калязин. Свистуха
Калязин. Исторический центр
Калязин. Западная часть
Калязин. Колокольня
Село Новое
Большое Село
Углич. Богоявленский монастырь
Углич. Алексеевский и Воскресенский монастыри
Углич. Кирпичные клейма
Углич. Церковь Димитрия на поле
Углич. Город
Пошехонье
Тутаев. Борисоглебская сторона
Тутаев. Церкви Романовской стороны
Тутаев. Романовская сторона (запад)
Тутаев. Романовская сторона (восток)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Личные впечатления. Не знаю, кто, как проводил свои выходные. Я вот решила все-таки в политической жизни поучаствовать, и плотно поработать дома в перерывах. Благо, самая гуща событий, практически, под окном развивается. Подбиваю рабочие хвосты ...
Посмотрите налево, посмотрите направо и смело шагайте вперед! Новый день открывает вам новые дороги. Пусть они будут легкими! ...
Куда исчезли с улиц крупных городов ветераны-инвалиды советско-германской войны в 1949 году?? Окончательное решение инвалидского вопроса в СССР. ► В 1949 году, перед празднованием 70-летнего юбилея Великого Сталина, в бывшем СССР были расстреляны фронтовики-инвалиды советско-германской во ...
Сто лет назад не стало Ленина, человека, чья грандиозная воля, великий политический ум и непоколебимая вера двинули вперед историю. Ленин сделал партию большевиков теми самыми ...
Если бы мне предоставилась возможность путешествовать (надеюсь, когда-нибудь у меня будет такая возможность), в первую очередь я бы поехала в Прагу (Чехия). Даже не знаю почему, но мне всегда хотелось побывать в этом городе. Давайте вместе ...