Ретроспектива и перспектива по-мьянмански

топ 100 блогов dragon_naga17.10.2023

Лидер Мьянмы изложил взгляды правящей военной элиты на историю и будущий сценарий развития страны

Ретроспектива и перспектива по-мьянмански

15 октября глава правящего в Мьянме Государственного административного совета (ГАС) старший генерал Мин Аун Хлайн выступил с речью на торжественной церемонии, посвященной восьмой годовщине подписания Общенационального соглашения о прекращении огня (NCA).

Это соглашение является на сегодняшний день единственным многосторонним документом, под которыми стоят подписи представителей центральной власти и нескольких этнических группировок (в 2015 году их было восемь, потом, в 2018 году к ним присоединились еще две группировки). Больше того, это соглашение уникально тем, что в нем впервые упомянуты перспективы Мьянмы как федеративного государства – до этого военные шарахались от термина «федерализм», видя в нем прямую угрозу для единства страны.

Речь Мин Аун Хлайна в опубликованном в СМИ английском переводе насчитывает около четырех тысяч слов (по-бирмански – около полутора тысяч, но это связано с лексикой бирманского языка). То есть, это не рядовое краткое выступление по случаю проходной исторической даты, а попытка нарисовать фундаментальную картину взглядов нынешней правящей военно-политической элиты Мьянмы на те процессы, которые происходили на протяжении десятилетий после провозглашения независимости страны, и на то, каким она видит ее будущее.

Ретроспектива и перспектива по-мьянмански

«Из-за целенаправленной политики британцев народы Мьянмы стали чужими друг другу»

Основную причину продолжающихся в стране вооруженных конфликтов Мин Аун Хлайн выводит из британской колониальной политики, основанной на принципе «разделяй и властвуй». Он приводит примеры того, как составные части нынешней Мьянмы управлялись по совершенно разным колониальным законам, как будто они являлись отдельными территориями.

Но даже при организации управления бирманскими землями британцы применяли все тот же принцип. Мин Аун Хлайн упоминает систему “91 Department Administration”, внедренную в 1937 году, когда Бирма стала самостоятельной колониальной единицей в составе Британской империи. Согласно этой системе, для управления «собственно Бирмой» были созданы 102 правительственных департамента, из которых 91 возглавляли избранные местные министры. Эти органы формировались по установленному колониальными властями принципу этнических и профессиональных квот, и такая система постоянно порождала конфликты и противоречия.

Именно поэтому, по словам Мин Аун Хлайна, к моменту провозглашения независимости страны «из-за многовековой политики “разделяй и властвуй” этнические группы стали совершенно чужими друг другу и потеряли доверие между собой».

«Ни одна из этнических группировок не появилась в результате озлобленности на Тамадо»

В конце марта 1948 года, через три с половиной месяца после провозглашения независимости Бирмы, Компартия этой страны ушла в подполье, объявив о широком вооруженном восстании, которое после этого длилось на протяжении четырех десятилетий. Причиной (или поводом) послужила критика руководством Компартии основополагающих документов, достигнутых в ходе договоренностей между бирманцами и англичанами. Коммунисты считали, что бирманская сторона пошла на неоправданные уступки, в результате чего независимость страны оказалась «фальшивой».

«Чтобы восстановить стабильность государства, Тамадо [вооруженным силам] пришлось бороться с разноцветными повстанческими группами, которые непропорционально превосходили Тамадо по численности, - сказал в своей речи Мин Аун Хлайн. -  Однако, в результате совместных контратак народа и Тамадо против коммунистических повстанцев в регионах Баго и Иравади, эти повстанцы в конце концов скрылись в штатах Качин, Шан и Карен. Ни в чем не повинные этнические граждане из этих регионов были призваны на военную службу коммунистами, которые политически подстрекали их к “антиправительственным” и “этническим освободительным” кампаниям».

«В результате долгосрочного влияния политики “разделяй и властвуй”, проводимой британскими колонизаторами, и пламени политического подстрекательства, известного как “этническое освобождение”, разожженного Компартией Бирмы, в Мьянме возникли этнические вооруженные организации (ЭВО). Но до сих пор не существует ни одной этнической вооруженной организации образованной в результате озлобленности на Тамадо», - подчеркнул Мин Аун Хлайн.

Британцы не дали включить в конституцию независимой Бирмы тезис о социализме

В своей речи Мин Аун Хлайн пытается конкретизировать претензии Компартии Бирмы, заставившие ее в марте 1948 года уйти в подполье. Он говорит о том, что первая конституция независимой страны 1947 года была «разработана в целях получения независимости», и это было сделано «поспешно».

Мин Аун Хлайн отметил, что в этой конституции нет ни слова о социалистическом выборе страны, хотя еще в завершающие годы второй мировой войны основная политическая цель большинства антиколониальных сил Бирмы формулировалась так: «Независимость — первое, демократия — второе, а социализм — третье». То есть, по словам Мин Аун Хлайна, «следует осознавать, что Мьянма еще до обретения независимости ставила перед собой цель создания социалистической системы».

Отсутствие положений о социализме в конституции 1947 года Мин Аун Хлайн, ссылаясь на исторические свидетельства, объяснил тем, что этот документ был принят в развитие Соглашения Аун Сана и Клемента Эттли, подписанного в Лондоне 27 января 1947 года. А поскольку на первый план ставилась идея получения независимости, то в конституцию решили включать только те положения, которые не вызывали возражений у британцев.

«Если бы в то время в каком-либо виде [в конституции] появился термин “социализм”, предоставление независимости могло бы быть отложено. Поэтому была выбрана парламентская система, которую в те времена практиковали британцы», - подчеркнул Мин Аун Хлайн.

При этом, по его словам, левые силы предпринимали попытки договориться, и 16 июля 1948 года был сформирован Совет левого единства, который опубликовал 15 Принципов деятельности. Однако, при «вмешательстве некоторых западных стран» часть пунктов этого документа пришлось исключить – тем самым был упущен шанс решить внутрибирманские проблемы мирным путем.

То есть, по логике этих фраз мьянманского лидера, претензии коммунистов к документам, одобренным в рамках подготовки Бирмы к провозглашению независимости, имели под собой реальные основания. А значит, британцы также несут свою долю ответственности за масштабные вооруженные действия коммунистов в Бирме, происходившие до конца 1980-х годов.

Согласно этой логике, приход в 1962 году к власти армии в виде Революционного совета генерала Не Вина, провозгласившего курс на социализм, стал своеобразной ликвидацией тех искажений бирманской реальности, которые существовали до него из-за давления извне. Больше того, он был фактически неизбежен, потому что, по словам Мин Аун Хлайна, «лидеры, участвовавшие в борьбе за независимость, начали закладывать основы социализма в эпоху Революционного совета».

Интересно, что с таких же позиций, с такой же аргументацией и в рамках той же исторической логики можно трактовать и приход к власти военных в феврале 2021 года, а повторяемый ими тезис о фальсификациях на выборах 2020 года является лишь триггером для реализации уже опробованного в 1962 году процесса смены политического режима, который военные считают благотворным для страны. Конечно, тему «фальсификаций на выборах» Мин Аун Хлайн в своей речи тоже упомянул – но показательно, что он сделал это всего один раз, и мельком.

«Федерализм, основанный на регионах, а не на этнической принадлежности»

«Сегодня нашей твердой политической целью является создание Союза, основанного на демократии и федерализме», - заявил в своей речи Мин Аун Хлайн. Эта его фраза крайне интересна, потому что в ней «федерализм» вновь заявлен как будущее устройство страны. И хотя некоторые «революционные» группировки затянули старую песню о том, что «военным нельзя верить», история показывает, что генералы стараются выполнять обещания, которые они дают публично, тем более на подобных форумах.

Между прочим, в этой фразе Мин Аун Хлайна интересно еще и то, что слово «демократия» употреблена без эпитета «дисциплинированная», как об этом говорится в конституции 2008 года. И хотя через несколько абзацев слово «дисциплинированная» все же появляется, оно тут же, через запятую, конкретизируется словом «законопослушная» - то есть, речь не идет о том, что все должны ходить строем, как это любят толковать на Западе, а просто о неуклонном соблюдении жителями Мьянмы законов своей страны.

«В построении федерализма, к которому стремятся все этнические граждане, необходимо искать подходящую федеративную систему, которая служила бы долгосрочным интересам всего народа и Союза. Наша страна – это нация, структурированная в форме Союза еще со времен древних королей. Со времен Паганской династии, также называемой первой династией в истории Мьянмы, страна была основана людьми разных этнических групп. Когда Мьянма была колонизирована британцами, она стала Союзом, известным как Бирма, а затем восстановила независимость именно как Союз. Тот факт, что весь народ признал нынешние границы страны при заключении пограничных договоров с соседними странами, твердо свидетельствует о том, что наша страна на протяжении последующих эпох выстояла как Союз», - подчеркнул Мин Аун Хлайн.

И тут же он высказывает одну мысль, которая до этого их уст высших руководителей страны не звучала ни разу. Говоря о «подходящей модели» федерализма для Мьянмы с учетом специфики этой страны, он заявил, что «важно ввести федерализм, основанный на регионах, а не на этнической принадлежности». По его словам, «только тогда мы сможем избежать конфедеративного устройства, которое благоприятствует многообразию и различиям, но может также привести и к распаду Союза».

Это, пожалуй, самое интересное политическое заявление Мин Аун Хлайна. Сегодня Союз Мьянма – это конструкция из 14 регионов – семи расположенных по периферии национальных штатов и семи провинций (округов) центральной части страны с преимущественно бирманским населением. Во многом это искусственная структура, призванная подчеркнуть формальное равенство бирманцев (при этом, составляющих две трети населения Мьянмы) и совокупности всех других этнических меньшинств. То есть, если бы условно из штата Шан в качестве самостоятельного региона официально выделился, например «штат Ва» (который де-факто уже и так существует), то, по этой логике, для баланса потребовалось бы создавать еще одну бирманскую провинцию. При этом, представители некоторых этнических групп (а в многонациональной Мьянме их насчитывается 135) заявляют о том, что они тоже желают иметь собственный национальный штат, и в случае реализации этих желаний, с учетом этнической чересполосицы Мьянмы, новые границы пришлось бы нарезать «по живому».

«Федерализм, основанный на регионах, а не на этнической принадлежности» позволит снять все эти противоречия, а главное – убрать разделение на «свои-чужие», которое действительно часто заканчивается развалом страны. Пример СССР и Югославии – тому хорошее подтверждение.

Правда, в своей речи Мин Аун Хлайн никак не конкретизировал это достаточно смелое и неоднозначное для многих этнических организаций страны предложение. Вероятно, это была своеобразная «разведка боем» в расчете на их реакцию, а заодно попытка подобным образом приучить их к самой идее о том, что подобная переконфигурация страны вполне реальна.

Система пропорционального представительства

В своей речи Мин Аун Хлайн сделал небольшой экскурс в историю, посвященный тому, как в разное время формировались представительные органы страны.

«Начиная с парламентской демократической системы эпохи Антифашистской лиги народной свободы и заканчивая многопартийной демократической системой последних по времени всеобщих выборов, действовала модель first past the post [то есть, выборы в один тур по одномандатным округам], которая приводила к искажению баланса сил и к тому, что этнические партии почти не имели возможности участвовать в политике», - заявил Мин Аун Хлайн.

Поэтому, по его словам, наиболее справедливой для условий Мьянмы была бы система пропорционального представительства (известная в России как голосование за партийные списки). Именно она, по словам Мин Аун Хлайна, позволит обеспечить всестороннее участие этнических групп в политических процессах страны.

«Это не воля одного лишь Государственного административного совета. Это также общая воля, закрепленная в Общенациональном соглашении о прекращении огня на основе предложений этнических вооруженных организаций. Основные принципы, изложенные в Первой главе Общенационального соглашения о прекращении огня, включают “создание Союза, основанного на принципах демократии и федерализма в соответствии с результатами политического диалога” и “гарантирование равных прав всем гражданам”».

Консолидированная позиция военно-политической элиты

С высказанными в речи Мин Аун Хлайна взглядами на исторические процессы и с его видением будущего страны, конечно, можно не соглашаться.  Но стоит еще раз повторить, что это - не взгляды одного человека, пусть и стоящего во главе страны, а во многом консолидированная позиция нынешней мьянманской военно-политической элиты. Именно на основе этого консенсуса вырабатываются, и будут дальше вырабатываться, важнейшие политические решения руководства Мьянмы – независимо от того, нравится это кому-то, или нет.

Поэтому можно игнорировать эту речь, как сделали практически все западные агентства, или называть ее «по обыкновению путанной» - так ее охарактеризовало одно из эмигрантских СМИ, поддерживающее радикальную оппозицию, не объяснив, правда, что оно при этом имело в виду. Но ее основные тезисы помогают лучше понять и объяснить многие действия нынешних властей Мьянмы, которые с точки зрения внешних «экспертов» по этой стране, воспитанных на совсем других идеологических постулатах и правилах, кажутся странными и нелогичными.

Ретроспектива и перспектива по-мьянмански


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну что, как и договаривались, посты теперь по вечерам, чтобы не было оправданий типо "увидела пост уже на работе, а дома с утра умяла тортик"! Напоминаю, что правила марафона тут . Похожее на фигуру вашей мечты? Вы же не хотите быть самой толстой на ...
Прошел год жизни в новых условиях. Экономики всех стран напряглись. Понятно, что российская — больше всех. Нужно производить военную продукцию, снабжать армию, все это  самим. Станы Европы втянулись в эту гонку. Итак, что же мы имеем на отрезке времени март 2022 — март 2023. На ...
Нам уже несколько раз говорили туда сходить и мы заглядывали через инет посмотреть программу. Все всегда бесплатно почти. Но не решались. Я представляла себе южноамериканский сарайчик :) Бразилия меня в этом плане тоже травмировала. Я даже слышать не хочу о музеях и театре в южной ...
Оппоненты выдвигают аргумент, что, мол надо знать и уметь то, во что играешь. Это мы все про толстых инвалидов на играх, да. Так вот. Когда семнадцатилетний вьюнош отыгрывает, ну, скажем, прекрасног эльфа, это нормально. Внешность подходит. Только маленький нюанс. У персонажа семь взрослы ...
Когда при полном отсутствии общего вдохновения возникает частная фикс-идея, требующая немедленного воплощения, - как это называется? Призываются психиатОры...... Причудилось мне приготовить салат с блинами. Не спрашивайте, почему - сама не знаю, честно. Но причудилось сильно. А получилос ...