Режиссёр И. Масленников о "Холмсе" - в журнале "Аврора", 1981 г.

топ 100 блогов alek_morse26.10.2013 Сегодня подходящий день, чтобы поделиться с народом ещё одной журнальной находкой. Эту статью режиссёр Игорь Масленников написал для журнала "Аврора" в 1981 году - одновременно с премьерой третьего фильма ленфильмовского цикла "Собака Баскервилей", тем самым, можно сказать, заложив научные основы для всяческих толкований намерений и свершений киносъёмочной группы. Упомянуты, в частности, детали, которые в поздних статьях и выступлениях режиссёра как бы забылись. Статья большая, поэтому в виде текста републикую с некоторыми сокращениями. Для желающих прочесть полностью - прикрепляю сканы статьи. Также обращаюсь к знатокам английского языка: в следующем посте предлагаю свой перевод статьи на английский, если вам не трудно - исправьте ошибки и недочёты. Английская версия предназначена для англоязычных шерлокианцев. 

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

Шерлок Холмс, Василий Ливанов и другие

Автор: Игорь Масленников, заслуженный деятель искусств РСФСР

Статья опубликована в журнале «Аврора», № 7, 1981 г.

(здесь – с небольшими сокращениями)

.

«…Товарищ режиссёр, как Вы относитесь к детективам?»

Записка из зала

.

(…)

Россия никогда не отставала от всеобщего увлечения этим персонажем, так уверенно шагнувшим из коротких детективных историй в шеренгу знаменитых литературных героев. В считанные недели рассказы о Шерлоке Холмсе после публикации в Лондоне появлялись в русском переводе на прилавках книжных магазинов, и наши юные прабабушки и прадедушки за копейки покупали эти тоненькие книжечки, где Холмс ещё именовался Гольмзом.

Ставились и театральные спектакли. Одним из первых был спектакль в Суворинском (ныне Большом драматическом) театре в Петербурге. В советское время рассказы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсе многократно переиздавались, заново переводились квалифицированными переводчиками – Гольмз стал Холмсом, Ватсон – Уотсоном, хотя для русского уха и произношения «доктор Ватсон», на мой вкус, гораздо удачнее. Время от времени ставятся у нас радио- и телепостановки о знаменитом сыщике…

А вот кинофильма ни разу не было. 

 Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

В 1978 году Центральное телевидение решило наверстать упущенное и заказало киностудии «Ленфильм» картину «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» по сценарию известных драматургов Ю. Дунского и В. Фрида, положивших в основу своего сочинения рассказы «Пёстрая лента» и «Этюд в багровых тонах».

.

Готовясь к съёмкам, я раздобыл толстый, богато иллюстрированный том под названием «Картотека Шерлока Холмса». Английское издательство, выпустившее эту книгу, скрупулезнейшим образом собрало рисунки, фотографии, кинокадры, эскизы, наброски, этикетки, комиксы, афиши, карикатуры, значки и эмблемы, на которых в том или ином виде изображён знаменитый сыщик. Каких только Холмсов я здесь не обнаружил! Весёлых и мрачных, злых и добрых, надменных и приветливых, высоких и не очень, худых как спичка и могучих как борцы. А в одном датском спектакле его играл актёр, толстый как бочка!

.

Обнаружился Холмс даже в виде собаки с кривой трубкой в зубах и в двухкозырке из мультипликаций Уолта Диснея!

.

Сидней Паже, изобразивший великого сыщика сухопарым джентльменом с узким лицом долихоцефала, высоким лбом и проницательным взглядом в точном соответствии с подробными, исчерпывающими описаниями автора, был бы очень удивлён таким разнообразием обликов. Между прочим, реквизит, которым пользовался первый иллюстратор, был столь тщательно подобран и так соответствовал стилю героя, что недавно его распродали на знаменитом лондонском аукционе Сосеби за 11 тысяч фунтов стерлингов как подлинные личные вещи, принадлежавшие самому – Шерлоку Холмсу.

.

После просмотра нескольких фильмов разных лет и разных стран было решено всё забыть, выбросить из головы и положить в основу работы только два источника – текст Артура Конан Дойля и рисунки Сиднея Паже.

.

Решено было полностью довериться писателю, несмотря на раздававшиеся голоса о том, что рассказы Конан Дойля устарели, наивны в сравнении с уровнем современной детективной литературы, которой теперь – море, и современными кинодетективами, которых теперь – океан. Мы позволили себе поддаться обаянию Шерлока Холмса. Мы – это уже не только сценаристы, мы – это съёмочная группа: оператор, художник, композитор, многочисленные ассистенты и помощники, администраторы, костюмеры и реквизиторы. Мы все стали мальчишками и девчонками, увлечёнными одной идеей и одной любовью. И прежде всех нас проникся этой мальчишеской верой в героя исполнитель главной роли – Василий Ливанов.

.

О нём следует сказать особо.

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

Василию Борисовичу Ливанову сейчас сорок пять лет. Двое детей: дочь и сын. Два образования: актёрское и режиссёрское. На фотографии для паспорта он с усами и в очках. Любит лошадей, прекрасный наездник. Отлично водит автомобиль. Художник и писатель, член Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР. Является режиссёром нескольких мультипликационных фильмов, среди которых знаменитые «Бременские музыканты». Опубликовал несколько повестей. Одна из них – «Агния, дочь Агнии» - из жизни скифов. Наиболее известны его актёрские работы в фильмах «Слепой музыкант», «Коллеги», «Звезда пленительного счастья». Его голосом говорят Карлсон, крокодил Гена и многие другие «мультики».

.

Я познакомился с Ливановым, пригласив его в картину «Ярославна – королева Франции» на роль французского странствующего рыцаря-забулдыги Бенедиктуса. Роль была не из главных, но выполнил он её с блеском, создав на экране характер воина без страха и упрёка, сросшегося с флягой и седлом. Косматый, чумазый, до зубов вооружённый Бенедиктус ничего общего не имел с обликом корректного, сдержанного джентльмена с Бейкер-стрит. Ничего, кроме формулы – «без страха и упрёка».

.

Других исполнителей на роль Холмса я практически не искал, я верил в Ливанова. Его личные качества, помимо актёрских возможностей, в моём представлении совпадали с характерными качествами знаменитого сыщика: сила воображения, умение увлечься, войти в азарт, чувство юмора, склонность к чудачеству, манера прихвастнуть и поважничать, способность дать сдачи, спортсменство, тренированность тела и духа, неукротимая энергия и энтузиазм… И конструкция черепа!

.

Но только после того, как были сбриты ливановские усы, ликвидирована буйная шевелюра и сделано несколько кинопроб, я убедил сомневающихся.

.

Не так было с доктором Ватсоном.

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

Как известно, рассказы о Шерлоке Холмсе написаны от лица его друга, доктора Ватсона. Он повествует про знаменитого сыщика, умалчивая или приглушая как бы из скромности свои заслуги, сам оставаясь в тени, на втором плане. Это обстоятельство ставит перед сценаристами дополнительные сложности – сделать из рассказчика полноправное действующее лицо, снабдить его характером, поступками, активизировать.

.

В виденных мною фильмах и постановках доктор Ватсон превращён в некий комический персонаж, призванный лишь выражать восхищение по поводу подвигов Холмса или попадать в нелепые ситуации из-за своей неспособности быть подобным Холмсу. Это, по-моему, рудименты той скромной роли, которую отводит себе доктор Ватсон как рассказчик. И это разрушает замечательный дуэт, придуманный Конан Дойлем.

.

Если в рассказах Ватсон знакомит нас с Холмсом, то в фильме он должен Холмса «играть», сообразуясь со старым театральным правилом – «короля играет окружение». Конан Дойль как-то заметил по поводу своего героя: «…характер его не допускает светотени. Это счётная машина, и всякая попытка добавить что-нибудь лишь способна испортить всё впечатление».

.

Действительно, актёру играть Шерлока Холмса трудно. Отсутствие в нём колебаний, вспышек, слабостей, той самой «светотени», ставит перед исполнителем труднейшие преграды в создании живого образа. Помочь в этом должен партнёр! Необходим дуэт, равноценная и равноправная пара. Стало быть, и актёр на эту роль должен обладать не столько комическими, характерными данными, сколько уметь работать «на партнёра».

.

Поиски были долгими, пока в комнату, где находилась наша группа, не вошёл Виталий Соломин.

.

Опять мы столкнулись с многочисленными сомнениями и скептицизмом: как этот актёр, создавший вереницу молодых подвижных простоватых киногероев, русских курносых пареньков, превратится в английского отставного военного врача времён королева Виктории? И вот пока сбривались усы с лица Ливанова, другие усы, рыжие, заняли место на физиономии Виталия Соломина. Появился твидовый сюртук, высокий крахмальный воротничок, галстук с булавкой, часы с цепочкой. Прекрасно натренированное, пластически выразительное тело артиста приняло позу джентльменской независимости, руки нашли своё место, и перед нами предстал… (нет, даже не Ватсон) сэр Артур Конан Дойль. Сходство было поразительным! Да, они именно вот такие – эдинбургские англичане с изрядной долей шотландской крови, с красными шеями, курносыми носами и веснушчатыми руками…

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

Роль миссис Хадсон, хозяйки дома на Бейкер-стрит, согласилась исполнить Рина Зелёная. Появление этой известной актрисы в нашей «труппе» побуждало меня увеличить роль миссис Хадсон, дописать сцены, придумать новые эпизоды.

.

- Нет! – говорила Рина Васильевна. – Где ваше чувство меры? Я всего лишь «мебель» в вашей прекрасной декорации. И мне это нравится, мебель я ещё не играла.

.

Итак, населив квартиру на Бейкер-стрит, 221-б, её постоянными обитателями, мы пустились в путь…

.

…Который неожиданно оказался очень длинным.

.

Не буду рассказывать о съёмках – это особая тема, интересная, пожалуй, лишь самым страстным любителям кино. Скажу лишь, что в создании нашего первого двухсерийного фильма о Холмсе – своего рода пробного камня, в котором мы нащупывали жанр, интонацию, уточняли характеры героев, завязывали отношения между ними, формировали ту самую легендарную дружбу Холмса и Ватсона, решающим обстоятельством была счастливо сложившаяся съёмочная группа.

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

В практике кинопроизводства долгий год, который обычно уходит на создание кинофильма, бывает достаточным сроком, чтобы собравшиеся вместе участники съёмок в полной мере насладились общением друг с другом. Завершив фильм, режиссёр постановщик отправляется в творческий отпуск для раздумий над следующей картиной. Оператор, художник и другие специалисты принимаются за работу с другими режиссёрами. Актёры разъезжаются по своим театрам, получают роли на других студиях и так далее…

.

Не тут-то было: инерция, которую набрала наша съёмочная группа и исполнители главных ролей, вылилось в могучее желание работать вместе дальше. Именно группа стала инициатором создания следующего трёхсерийного фильма. Центральное телевидение поддержало этот почин. Сняли ещё три серии. Дело покатилось. Следующей работой стал двухсерийный фильм «Собака Баскервилей».

.

И, конечно, немалую роль во всей этой истории играют письма зрителей!

.

Нет такого письма, а их приходит очень много и в адрес телевидения, и на «Ленфильм», и лично мне, где бы не было вопроса или просьбы о продолжении.

.

Я попал, если возможно такое сравнение, в положение самого сэра Артура Конан Дойля. Цепкая власть знаменитого сыщика распространилась и на меня. Отодвинуты планы, намеченные ранее, замыслы и сценарии ложатся стопкой на письменном столе, а всё кричу «Мотор!» и хлопает фанерка с надписью «Приключения Шерлока Холмса…» Группа пополнилась новыми сотрудниками. Ассистенты дозваниваются до известных, популярных, очень популярных актёров и сразу получают согласие на съёмки. Энтузиазм не ослабевает…

.

В чём дело?!..

.

Я часто задаю себе вопрос: в чём притягательная сила этой выдуманной литературной фигуры – Шерлока Холмса? Чем взял этот герой коротких, прямо скажем, среднего литературного качества рассказов, такой далёкий от нас по времени и месту деятельности? Своими расследованиями? Но они по нынешним временам наивны. Своими подвигами? Но он главным образом сидит в кресле, курит до угара и рассуждает.

.

На одной из встреч со зрителями я получил записку: «Товарищ режиссёр, как Вы относитесь к детективам?»

.

Я ответил: "Никак…"

.

Подумайте сами, часто ли мы возвращаемся к детективным книжкам, после прочтения которых мы познали суть следственной интриги, разобрались в хитросплетениях сюжета, подчас самого замысловатого? Редко возвращаемся. А рассказы о Холмсе перечитываем, несмотря на их наивность, в разных возрастах. В детстве, в молодости, в зрелые годы. Мы прощаем или даже не замечаем промахи Конан Дойля. Змея в «Пёстрой ленте» не может ползать по мягкому шнуру – ей нужна твёрдая опора; собаку нельзя намазать фосфором – она погибнет. Таких несоответствий у маэстро довольно много. Нас влечёт к этим историям другое!

.

Заслуга писателя в открытии характера.

. Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

И дело не только в том, что Шерлок Холмс смел, бескорыстен, находчив, умён, энергичен, настойчив, что он – истинный «джентльмен», то есть – благороден, не мелочен, антибуржуазен. Всеми этими качествами обладают многие его литературные и кинематографические коллеги.

.

Холмс любит поважничать, но сколько в этом одновременно самоиронии, являющейся верным знаком широкой и доброй души.

.

Главная особенность характера знаменитого сыщика в его точке зрения на жизнь, в его отношении к людям.

.

Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». Дом на Бейкер-стрит, 221-б, тоже крепость, идеал уюта и прочности, но не только для Холмса и его верного друга доктора Ватсона. Всякий человек, оказавшийся в трудном положении, найдёт здесь помощь, ощутит себя в безопасности. Холмс – надёжен!

.

Вы не обнаружите в бесконечной череде рассказов о его приключениях, занимающих целых три тома, ни одной истории, где бы Холмс занимался расследованием преступления ради расследования, ради поиска преступника и торжества абстрактной истины и неумолимой законности. Раскрывает он эти преступления не из-за промахов злодея, а независимо от них.

.

Торжество справедливости неотвратимо, потому что Холмс – защитник терпящих бедствие.

.

Он противопоставлен писателем официальной полицейской системе Скотланд-Ярда, потому что главное для него – оказать помощь, а не только воздать кару.

.

В этом, мне кажется, и состоит секрет непреходящей любви читателей и зрителей к мистеру Шерлоку Холмсу, живому олицетворению верности и надёжности – качеств, в которых всегда так нуждаются люди.

.

---------------------

ссылки на журнальные сканы

 Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.
.
 Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.
.
 Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.
.
 Режиссёр И. Масленников о Холмсе - в журнале Аврора, 1981 г.

остальные фотографии почти все взяты с сайта 221b.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ТОП-10 готовых идей. Каждая семья празднует Новый год по-своему: кто-то уезжает от городского шума в деревню или к морю, а кто-то отмечает с веселой компанией друзей и родственников. Сказочная атмосфера создает настроение, а новогодние традиции в семье помогают сохранить дух ...
Дерзкие спасатели с мятежным обнажением сосков. Сегодня в соцсетях идет борьба (безуспешная) за возможность показа женского соска в изо.  Правда, есть главное право – ходить девушкам в легкой одежде, облачаться в дерзкие купальники, и оно пришло через тяжелую борьбу. Но ...
________________________________________ ________________ Смотрите интересные Telegram каналы - > > > Анекдоты , Статусы , Афоризмы , Цитаты , Пословицы , Тосты , Фото природы ...
Круг берёт квадрат! :: ...
Всем привет! Мой сумасшедший друг :-) Открыл очередной проект на Новом Арбате, называется он "Назад в СССР". По доброй традиции для блогеров вход БЕСПЛАТНЫЙ , начиная с выхода этого поста и заканчивая 9 ноября 2014 года (включительно). Внутри примерно миллиард вещей, которые были у нас в ...