«ТАКОВО ОНО – ЦАРСКОЕ ДЕЛО!»
sergey_v_fomin — 08.10.2025
Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня…
Иона 2, 6.
И снизу лёд и сверху — маюсь между, —
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно — всплыть и не терять надежду…
Владимiр Высоцкий (1980)
Знаемые мною исследователи Царского дела – все как на подбор люди особенные: необычного склада ума, сложного характера, добиться с которыми не только ровных отношений, но даже просто сохранить само общение – дело часто несбыточное.
Назову имена некоторых – тех, кто не просто касался этой темы, но получил, по моему мнению, значимый, достойный быть отмеченным, результат:
…Игорь Георгиевич Непеин, Андрей Алексеевич Щедрин (Николай Козлов), Леонид Евгеньевич Болотин, Олег Анатольевич Платонов, Евгений Львович Шифферс, Наталия Александровна Ганина, Григорий Борисович Кремнев (Григорий Николаев)...
Среди них и Виктор Корн – Виктор Иванович Корненко (3.10.1938–22.3.2025), о котором и пойдет далее речь.
Всё это близкие по духу люди, что вовсе не подразумевает согласия между ними во всем. Часто кажущиеся не очень значительными частности разводили многих их них надолго; бывало даже вообще доходило до полного разрыва отношений. (Некоторые, полагаю, предпочли бы даже не видеть своего имени рядом с кем-то из этого – подчеркну – совершенно произвольно составленного мною списка.)
И тем не менее, при всех несогласиях и спорах, сходство в сердцевинном у всех очевидно. Оно – поверх всех расхождений. (Но случается, кстати, и по-другому: при почти полном внешнем единодушии несовпадение в неявном для постороннего взгляда, но при этом самом, оказывается, важном – сущностном.)
А еще, ступившие на сию стезю (часто кажущуюся крайне ненадежной, зыбкой почвой, со временем становящейся вдруг незыблемой, словно скала) обретают со временем неотступные думы об этом, неусыпающий интерес и тягу, овладевающие постепенно исследователем всецело.
На первый взгляд, наследие у каждого из людей этого списка разное. У одних книги (и не одна), у других – брошюры, у третьих – статьи. А бывает даже и просто фрагменты размышлений в чужих публикациях…
Общее у всех этих текстов то, что сделанные их авторами открытия, выдвинутые ими версии, идеи и догадки позволили продвинуться в расследовании Царского дела, разрешить ту или иную загадку, которыми с самого своего возникновения оно буквально повито.
Судьба наследия многих из этих авторов, по уходе в мiр иной, весьма схожа.
Часто казалось, что прижизненная популярность (выходившие одна за другой книги, перепечатывавшиеся не раз при жизни статьи, интервью, в том числе и на телевидении, записи для популярных и значимых документальных фильмов) не позволят опуститься посмертному занавесу забвения. Но, увы, так не раз происходило и происходит…
Причин тому не так уж много: прежде всего непринадлежность этих исследователей к официальным структурам и независимость их взглядов. Да, за всё приходится платить и расплачиваться…
Друзья и соратники, повздыхав и посетовав на злую судьбину, создадут, быть может, после отпевания и поминок, даже и комиссию по наследию, изберут ее председателя, но, покопошившись какое-то время, ничего, однако, сделать так и не смогут по причине, прежде всего, безденежности самих покойных и ничтожности подлинно независимых состоятельных русских деловых людей, способных профинансировать тот или иной проект, который бы позволил сохранить память об ушедшем. Да и самим сотоварищам усопшего, в силу хотя бы немалых годков, также не заказана скорая дорога в путь всея земли…
Вот и получается, что – перефразируя строчку известной песенки, – у «маргинала век недолог».
Комета его ярко вспыхнула в 2006-м, когда в Одессе мизерным тиражом вышла первая его книга «В эту самую ночь…», к работе над которой он приступил еще в 2002 году.
Автор был уже не молод: 68 лет. Это был человек с уже состоявшейся судьбой: моряк, инженер-конструктор.
Был у него, судя по его рассказам, для этого и личный мотив: выяснить причастность к цареубийству его приемного деда – венгерского военнопленного Ласло Тоута, воевавшего в гражданскую войну в составе уральской бригады Красной армии.
Отличительной чертой Виктора Корна была внимательность к мелочам (часто он видел то, чего не замечали его коллеги), обостренная интуиция. Помимо интереса к разного рода шифрам он явно обладал способностью к их разгадке, опираясь на познания в области криптологии и нумерологии, которые он постоянно совершенствовал, изучая теорию и применяя обретенные знания на практике.
Примечательно, что даже сам его литературный псевдоним не просто усеченная форма его фамилии, «ведь “Korn” в переводе с немецкого означает “зерно”. Второе значение слова “korn” в германском понимании – “мушка” на оружейном стволе»: https://ruskline.ru/news_rl/2018/10/03/put_korna/
Так он чувствовал; в соответствии с такими представлениями жил. Я это не раз наблюдал во время нашего общения. Уже первая его книга «В эту самую ночь… К надписям в Ипатьевском доме», как это явствует из ее названия, была посвящена расшифровке значения поэтической строки из стихотворения Гейне, каббалистических знаков и четырех серий цифр в «комнате смерти» Ипатьевского дома. Все три группы этих граффити Виктор Иванович рассматривал как единое целое, являвшееся, по его мнению, посланием «тайных сил».
В ходе дальнейших исследований ему удалось уточнить ряд важных деталей, связанных с гейневской надписью, и предложить свое прочтение «цифр на подоконнике».
Последним посвящены две главы (восьмая и девятая») в книге 2011 г. «По приказу тайных сил. Что скрывали надписи в Ипатьевском доме»: «Магические цифры» и «“Записка” Корна».
«Так я назвал, – начинает он последнюю из этих двух глав, – документ, в котором изложена дальнейшая расшифровка цифр и букв на подоконнике – первая производная изуверской формулы, изложенной в главе “Магические цифры”. Эта “записка” была представлена определенному кругу лиц, наиболее заинтересованных в ознакомлении с полной расшифровкой “таинственной надписи”. (Неоценимая помощь во время работы над этой расшифровкой была оказана автору екатеринбуржцами – “визовцами” А.А. Кузьминым и В.Н. Павловым – подвижниками Царского Дела.)
В том, что в первой моей книге “В ту самую ночь. К надписи в Ипатьевском доме” осталось незавершенным открытие замысла “тайных сил” у меня не было сомнений. […] Продолжить начатое удалось в начале 2009 года, во время моего пребывания в Екатеринбурге, а именно в его Верх-Исетском районе, на ВИЗе, как именуют его сами жители. Здесь пролегает та самая дорога, по которой везли царственные останки…» (Виктор Корн «По приказу тайных сил. Что скрывали надписи в Ипатьевском доме». Екатеринбург. 2011. С. 57).
Но и это, оказывается, еще не все тайны оставленной нам Виктором Корном «китайской шкатулки». «Только часть этой расшифровки, – утверждает Алексей Анатольевич Кузьмин, – приведена в книге “По приказу тайных сил”, потому что на публикацию основной расшифровки, на этот раз не связанной с нумерологией, автор до сих пор не решается: правда этой надписи страшна, как и велика ответственность за её обнародование»: https://ruskline.ru/news_rl/2018/10/03/put_korna/
Да, та ночь, когда те из нас, кто когда-то приблизился к ней вплотную, – навеки уже с нами. Эти подходы к самому краешку пропасти с заглядыванием в открывающуюся бездну, когда не только ты всматриваешься в нее, но, как говорится, и она глядит на тебя…
Однако ничего иного не остается, как сформулировал когда-то один мой знакомый (перефразируя слова Господа, сказанные Им преподобному Силуану Афонскому): «Держи ум свой в подвале Ипатьевского дома и не отчаивайся».
Виктор Иванович тоже чувствовал это. Но не только. Он еще и знал цену такого рода занятиям. Вот как он завершает свою публикацию «Пристяжные лжи» на Русской народной линии (12.10.2010): «Автор данной статьи продолжает работать над полной расшифровкой надписей на подоконнике, находящейся сейчас на стадии апробации, изучает их взаимосвязь с каббалистической надписью на обоях стены, расшифрованной на данный момент только М.В. Скарятиным-Энелем.
Автор просит благочестивого читателя его святых молитв о себе, поскольку соприкосновение с оккультизмом, даже в исследовательских целях, несет большую опасность для души. Оккультный смысл всех этих надписей, являющихся частью ритуального убийства, подтверждает вывод Энеля: “Чувство страха, которое охватывает при мысли об этом оккультном действии, мучительно. Угроза надгробной надписи преследует, как очень древняя угроза, направленная против всего мiра”. Энель оказался неправ только в отношении того, что эта “угроза” – возможная опасность, в то время как она оказалась реализованной. События мiровой истории, последовавшие после 1918 года, трагическая судьба России – тому подтверждение»: http://ruskline.ru/analitika/2010/10/12/pristyazhnye_lzhi/
На Екатеринбургской Голгофе (в Ипатьевском доме) также четко прочитывается сделанное на разных языках «надписание вины».
Первая группа, ставшая предметом особого интереса разных исследователей, включая Виктора Корна, – принадлежала убийцам. Ее составляют фрагмент стихотворения Гейне на немецком, каббалистические знаки и цифры на подоконнике. (Это аналог латинской надписи тех, чьими руками совершалась казнь на кресте, т.е. способом, принятым именно в Древнем Риме).
Надпись на немецком, одновременно, можно рассматривать и как реплику имевшейся на титле древнегреческой (сделанной на языке в ту пору международного общения), – для информирования города и мiра.
Была и еще одна группа надписей, обойденная вниманием, – на русском, – оставленная на стенах помещений Ипатьевского дома охранниками (пособниками цареубийства), зафиксированная в протоколах осмотра места преступления следствием («Гибель Царской Семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской Семьи (август 1918 – февраль 1920)». Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне. 1987).
Впервые на эти последние граффити под должным углом зрения взглянул и оценил в одном из своих фильмов Е.Л. Шифферс.
Формально, по чисто внешним признакам, их можно считать эквивалентом арамейской надписи на Голгофе в Иерусалиме. Ведь именно на этом языке говорил народ, с которым и по человечеству, и согласно «надписанию» на титле («Царь Иудейский») был связан Иисус Христос. Носители того языка тоже кричали сначала «Благословен грядый во имя Господне!», а вскоре потребовали: «Распни Его!» Всё это применительно к русским совершилось, повторившись, не образно, а буквально. Ибо речь ведь идет вовсе не о лозунге «Долой Царя!»
Вот на сей счет свидетельство В.В. Розанова из «Апокалипсиса нашего времени» (глава «Рассыпанное Царство») с впечатлениями от русской действительности после февральского переворота 1917-го (т.е. еще до убийства): «Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет 60 “и такой серьезный”, Новгородской губернии, выразился: “Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть”. Т.е. не сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой. И что ему царь сделал, этому “серьезному мужичку” [не интеллигенту, заметьте-ка, или городскому люмпену! – С.Ф.]».
Что касается самой этой русской надписи на табличке Екатеринбургской Голгофы (граффити, запечатленных на стенах Ипатьевского дома), то это, по преимуществу, русский мат в сопровождении похабных рисунков – порождение хулиганства русской молодежи – явления, описанного в книге 1909 года писателя и монархиста И.А. Родионова (1866–1940) «Наше преступление. (Не бред, а быль)». Именно такая молодежь, вместе с родителями и другими домочадцами заполнявшая по воскресным и праздничным дням сельские храмы, со второй половины 1915-го пополнявшая выбитую на полях сражений Великой войны кадровую Императорскую армию (а вовсе не исключительно большевицкая пропаганда, как до сей поры считают многие), разложила ее, превратив в конце концов по существу в «народное ополчение» со всеми вытекающими отсюда, как говорится, последствиями (С.В. Фомин «Золотой клинок Империи. Свиты ЕИВ генерал от кавалерии граф Федор Артурович Келлер». Изд. 2-е. М. 2009. С. 332-335).
Что же до самого «языка» (мата), то это – подчеркнем – также вовсе не новое, наносное, внешнее (привнесенное из городских низов), специфическое именно для начала ХХ века, явление. Оно имеет давние глубокие (хтонические) корни, скрывавшиеся до поры до времени под весьма тонким (как выяснилось) слоем христианской штукатурки.
Одно из ярких свидетельств тому – собрание сказок известного русского собирателя фольклора А.Н. Афанасьева (1826–1871); но не те общеизвестные, неоднократно переиздававшиеся, а так называемые «заветные», обнародованные до революции лишь однажды, да и то революционерами-чайковцами, заграницей (в 1872 г. в Женеве), в своих, разумеется, интересах. На контртитуле сего издания значилось: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». На титульном же листе раскрывалась демонстративно богоборческая цель ее издателей: «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия».
Впервые в наиболее полном объеме их переиздали только в наше время – к 650-летнему юбилею Москвы («Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А.Н. Афанасьевым. 1857-1862». М. «Ладомир». 1997).
Распространенные повсеместно (включая территории современной Украины и Белоруссии), «заветные сказки», глубоко архаичные по своему происхождению, тем не менее, остаются все еще малоизученным явлением русской культуры. Исследователи полагают, что в них запечатлено противостоящее нормативным христианским представлениям магическое антиповедение, связанное с особенностями языческих верований в потусторонний мiр, способствующее сохранению традиционных языческих обрядов.
Тема сложная, трудная, но без знания ее как понять не только прошлые, но настоящие и даже будущие возможные события?
…В начале века ХХ-го печати, наложенные со времени Крещения Руси, стали спадать, а скрытая огнедышащая лава с неожиданной силой и напором потекла наружу, выжигая все на своем пути и вокруг, устанавливая своё.
Всей этой запечатленной на титле Екатеринбургской Голгофы Тьме противостоял начертанный рукой Царственной Мученицы в Ипатьевском доме Царицын Крест – гаммадион: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/885798.html Закрестивший Россию, указывающий «путь и истину и живот».
«Царское Дело весь этот долгий век живет своей собственной жизнью, обретая сокровенные свои тайны от проникновения в них тех, кто не готов к познанию истины. […]
Глубоко сокрытая истина Царского Дела, как невидимый, бдительный часовой, заставляет зашедшего в тупик исследователя вернуться назад к началу пути и пройти другой, не замеченной им тогда тропой-сверткой. […]
В стране “социализма с человеческим лицом” наступали самые драматические, несмотря на ужасы предшествующих периодов ее истории, события, повлекшие за собой гибель, казалось, несокрушимого СССР.
Убийство Царской Семьи в 1918 году – не имеющее аналогов в мiровой истории злодеяние, столкнулось с невиданной до сих пор мiровой драмой – распадом Советского Союза. Стоящие за спиной убийц в доме Ипатьева, отдавшие им приказ мiровые силы зла – это те же силы, которые стояли за драмой крушения Российской Империи.
Подобное случилось спустя 73 года, когда “11-13 июля 1991 года было вскрыто место сокрытия предполагаемых останков Царской Семьи на Старой Коптяковской дороге” и в тот период, с 18 по 21 августа, когда практически, а 26 декабря 1991 года юридически, прекратил свое существование СССР.
Существенная оговорка – “предполагаемых останков” – стала определяющей в этой вековой давности трагической истории Екатеринбургского злодеяния, с нераскрытой тайной ее завершения в Урочище Четыре Брата. […]
Всё, что будет сделано потом с телами – одиннадцатью останками, названными после вскрытия захоронения на Коптяковской дороге в июле 1991 года “екатеринбургскими”, до сих пор окутано тайной, ставшей главной во всей мiровой истории нового времени.
Под тайной исчезновения останков с 30 июля 1918 года и до 1922 года работало следствие “белых”; спустя 75 лет – продолжили другие следствия, а принадлежность “екатеринбургских останков” к “царским” по-прежнему остается не раскрытой тайной. Как гражданская война в России тех лет разделила стороны противостояния на белых и красных, так и отношение к останкам из захоронения на Копятяковской дороге провело черту в обществе, не такую, как тогда, – смертельно опасную, но по-своему знаковую.
За словами о принадлежности “екатеринбургских останков” к “царским”, стоит жизненно важная для православного народа проблема “святых мощей”. Это более, чем надежда на помощь для отдельно взятого человека – это вера в то, что покаяние и молитвенное обращение к “святым мощам” Царской Семьи поможет православному народу, стоящему на распутье, в решении дальнейшей судьбы – в выборе пути.
Явление иконы “Державная” 2/15 марта 1918 года […] оставляет нам надежду на небесную помощь в решении вопроса и “царских” останков. [Вряд ли случайно, что именно по этой Святыне в 2024 году и нанесли удар : https://sergey-v-fomin.livejournal.com/830118.html – С.Ф.] […]
Естественно возникает вопрос: почему С[ледственный] к[омитет] не требует у руководителя следствия и экспертов скорейшего окончания расследования, а также выполнения одного из основных требований РПЦ МП -- проведения научно-исторической экспертизы.
Вероятно, на то есть причины: следствие столкнулось с системным препятствием, преодолеть которое оно оказалось не в состоянии, так как в Царском Деле выявился кризис "советской" исторической школы. В основе этого кризиса лежат предвзятые, ложные выводы о результатах 300-летнего Царствования Дома Романовых и, конкретно, о 23-летнем Царствовании Государя Императора Николая II Александровича.
Критика царизма советскими историками всех уровней, которая не умолкала на протяжении всех 74-х лет существования советской власти, основывалась на идеологическом противостоянии коммунистической идеи, так и не вышедшей из плена обещаний "светлого будущего", и православной монархической идеи, позволившей создать крупнейшую в мiре, на одной шестой части его суши, Российскую Империю. […]
“25 июля 2018 года руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал интервью газете ‘Известия’. По теме ‘екатеринбургских останков’ господин Бастрыкин почти дословно повторил пресс-релиз Следственного комитета, экстренным образом поставленный на официальном сайте в 4 часа утра 16 июля 2018 года, после того как Синод Русской Православной Церкви, проходивший в Екатеринбурге в субботу, 14 июля, накануне скорбных и святых Царских дней столетия мученического подвига Царской Семьи, отказался рассматривать вопрос о ‘екатеринбургских останках’…”
Невозможно не обратить внимания на знаковое совпадение числа и времени, когда был поставлен пресс-релиз СК РФ: 4 часа утра 16 июля 2018 года. Как не удивителен этот факт, но именно 16 июля 1918 года является официальной датой расстрела “бывшего царя”. Так, по сообщениям в листовке ВЦИК “Расстрел Николая Романова”… состоялся “шестнадцатого июля” [ГАРФ. Ф. 9550. Оп. 2. Д. 421. Л. 1].
Эта дата указана и в сообщении газеты “Правда” о расстреле Николая II (18 июля 1918 г.), Следственный комитет РФ, как следует из его статуса, – федеральный государственный орган, в соответствии с имеющейся в государственных архивах информацией о дате смерти “бывшего царя Николая II”, вправе считать таковым день 16 июля 1918 года.
Время, когда был поставлен пресс-релиз СК – в 4 часа утра 16 июля 2018 года, невольно напомнил час начала еще одного, не менее трагического события – начала Великой Отечественной войны. Четверть века идет, образно говоря, наша “Отечественная война” за утверждение истины в Царском Деле, а мы по-прежнему далеки от достижения столь необходимой нам для выживания русского мiра Правды Божией. […]
История России подтвердила, что Царское Дело и его главная составляющая – “екатеринбургские останки” настолько велико и жизненно важно в судьбе русского народа, что в нем не может быть и речи о малейшем отклонении от истины. Установить же истину современное общество России, ему на беду, оказалось не в состоянии.
Царская Россия, Святой Царь и Святая Царская Семья, убитые во имя построения “нового мiра”, остались в исторической памяти народа его светлым прошлым.
Такое оно – Царское Дело!» (Виктор Корн «Тайна Урочища “Четыре Брата”». Одесса. «Акватория». 2019. С. 5, 168-170, 174,176, 242).
«В эту самую ночь… К надписям в Ипатьевском доме». Одесса. «Печатный дом». 2006. 446 с.
«По приказу тайных сил. Что скрывали надписи в Ипатьевском доме». Екатеринбург. Изд. Монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. 2011. 167 с.
«И была надпись вины Его: “Царь”... Екатеринбургское злодеяние в свете последних исследований». СПб. «Царское дело». 2012. 448 с.
«Тайна Урочища “Четыре Брата”». Одесса. «Акватория». 2019. 246 с.
«Когда грядет беда. Враги Царя – враги России». М. Общенациональная ассоциация молодых музыкантов. 2020. 154 с.
В Екатеринбурге, где Виктор Иванович некоторое время жил, разрабатывая тему цареубийства, он занялся публицистикой. Большинство его статей выходило на Русской Народной Линии. Первая «Следствие закончено... Дело за судом» была опубликована 16 февраля 2009 г. Последняя «Право на Приказ… Кто отдал приказ на “расстрел Романовых”» – 2 октября 2018 г., накануне 80-летнего юбилея.
Судя по множественным комментариям, статьи исследователя (на РНЛ их было опубликовано более 140), они вызывали большой интерес и широкий читательский отклик.
Автор этих строк был одним из них. Во время одной из встреч я и предложил Виктору Ивановичу собрать их вместе и опубликовать, включив некоторые, наиболее интересные, с его точки зрения, читательские отклики.
Он так и поступил, создав книгу, передав ее в 2017-м для издания В.В. Бойко-Великому.

Обложка одного из двух экземпляров сборника Виктора Корна (766 с.)
в предварительной верстке (2025).
«Иногда, после тягостных раздумий о своей судьбе, – писал он в сентябре 2021 г. одному из своих знакомых, – я невольно связываю ее с судьбой Василия Вадимовича: если бы тогда, к 100-летию Екатеринбургского злодеяния, была издана та книга, […] то не свершилось бы, возможно, и столь долгое заключение ВВБВ. Мистика, которой мы в большей степени обязаны Провидению Свыше, сопровождает меня всю мою жизнь и временами я ощущаю ее, едва ли не физически...»
Но это еще полбеды, гораздо хуже то, что книге этой, уже сверстанной и подготовленной к печати, уготована, похоже, участь быть прочно погребенной в редакционном архиве.
…Помню, как в июне 2017-го сидели мы с Виктором Ивановичем в саду в беседке, говорили о будущей его книге. Он просил меня написать к ней предисловие. Я обещал, когда увижу текст... Жизнь вскоре, однако, закружилась так, выделывая такие кульбиты и коленца, что ни я, ни он и предположить никак не могли. Но со временем волны улеглись, море успокоилось и, по гоголевскому слову, «вдруг стало видимо далеко во все концы света». Так я и написал это предисловие, обещанное автору восемь лет назад, пусть, к сожалению, к пока что так и не изданной книге. Видно, и взаправду – суженного на коне не объедешь…
Светлая Суббота 2025 г.



Как выбрать обувь Терволина
Кукушечка моя...
2022: a-ha — True North
Из жизни Змея Горыныча
Про домашних животных в городе
30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Л.Грот о подлинной сути "норманнской теории".
Бельгийский художник-анималист Карл Брендерс (Carl Brenders). Мир дикой
ПОСАДИЛИ ЛЕС

