Редька и другие "элементы сладкой жизни"

«В пище здесь большое разнообразие. Из одной только редьки делают до 12 кушаний». – Сегодня порой и не понять, всерьез это наши этнографы XIX века пишут, или это такая уже непонятная нам шутка. А может все проще: Россия и тогда состояла из разных миров, где столичный обыватель с трудом мог представить себе жизнь даже в 300 верстах за городскими воротами.

Перед нами «Этнографический очерк Вельского уезда Вологодской губернии», опубликованный в журнале «Живая старина» за 1895 год. Его автор - Андрей Алексеевич Шустиков (1859-1927) - краевед, этнограф, член Российского императорского географического общества. Сам из Вологодской глубинки, выходец из крестьян. Написал больше 40 работ, ставших уникальным источником сведений о жизни русского севера конца XIX века. Вот у него же мы и читаем:

«Зимой скоромный стол у богатых состоит из щей с говядиной, молока кислого или пресного, картофеля в коре, по праздникам прибавляется еще к этому каша из ячменя и какие-нибудь пироги. У бедняка же редко скоромные щи и молоко, а большей частью овсяные, т.е. из овсяной крупы, затем кислое молоко, если оно имеется, горох и грибы. К празднику пекутся пироги у всех. Постный стол богатые разнообразят, кроме упомянутых постных щей, еще рыбой, треской или сайдой, да соломатом на постном масле. Редька же как и картофель подается в постный день у тех и других, стой лишь разницей, что бедняки едят ее без масла, тертую или нарезанную намелко в квасу, а богачи прибавляют туда ложки 2 еще постного масла «для скуса».
Если мы обратимся к осеннему времени, то всех кушаний, какие бывают на крестьянском столе (хоть и не зараз, конечно) не пересчитаешь. Мы уже не будем говорить ни о постных или скоромных щах, а скажем лишь о тех из кушаний, что в это время приготовляют из овощей. Возьмем, например, картофель: его едят и просто так, в коре, едят очистивши кору и нарезав намелко с маслом, едят толченый, смешав с молоком и проч. А также и относительно редьки и лука: едят их крошенный в воде, в квасу, едят редьку и тертою, с маслом и без масла, с квасом и так, «голью».
Из картофеля тертого делают кашу, куда кладется еще толченое конопляное семя, и смесь эта, получающая название каши, ставится в печь ненадолго и когда сверху немножко позажарится, - считается готовой. Из картофеля же делается и «солянка», получающая свое название потому, что в смесь тертого картофеля и воду кладется еще несколько штук яиц, тоже «для скуса». Приготовляют кашу из молока и житной муки, и она носит в этом случае не очень лестное название - «розмазня». Каша делается из всевозможного, даже из конопляного семени, смешанного с мукою, наконец, из репы, и последняя называется «рипницей».

К святкам девицами варится брага, которой они и угощают своих женихов. Брага приготовляется так: нальют в горшок воды и замешают туда овсяной и ржаной муки, после того горшок герметически закупоривают и ставят его на ночь в печку. Наутро разведут эту смесь ее водою и, прибавив немного хмелю, ставят горшок опять в печку, только в жарко топящуюся, дабы смесь эта прокипела. Когда она скипит, дают отстоять, а затем пьют ее стаканами и потчуют свою молодежь».
|
</> |