рейтинг блогов

Рецензия: И.Кубиков "Комментарии к повести А.Серафимовича "Железный поток".

топ 100 блогов wwold12.07.2020 Ознакомился по наводке коллеги Рецензия: И.Кубиков Комментарии к повести А.Серафимовича Железный поток. razor45 с этими интереснейшими записками.

Кубиков Комментарии к Железному потоку

Хотя первоначально казалось - что может быть интересного в комментариях на комментарии, кои из себя представляла художественная книга Серафимовича, в рамках исследуемого исторического периода? Тем более на тот момент имелся печальный опыт изучения прямолинейных советских агиток. Тем не менее, это небольшая брошюрка оказалась довольно занимательной.

Во-первых, написана хорошим русским языком, который просто приятно читать. Во-вторых, расскрывает некоторые секреты как мастерства писателя, так и идеологические требования времени, которые повлияли на формирование этого художественного произведения. Ну, а так как многие вопросы упирались и в историческую фактуру, то было довольно любопытно читать - почему автор принял ту или иную точку зрения, или поставил тот или иной акцент.

Собственно, можно начать с русского языка. Первое, что бросается в глаза при прочтении "Железного потока", что её герои говорят во многом на хохлятском суржике. Так вот, робяты, это художественный приём, позволяющий автору сделать книгу внешне простонародной, отделить белое офицерство и казачество от основной народной массы. В реальности рулил русский язык с вкраплением местных говоров, включая и хохлятские суржики. Лично меня в своё время очень удивило - как грамотно и на хорошем русском языке командарм И. Сорокин формулировал вполне себе казённые приказы. Не был безграмотным чурбаном и Кожух/Ковтюх:

Из книга Сандалова "Пережитое".
Епифан Иович Ковтюх широко был известен всему советскому народу по замечательной книге А. Серафимовича «Железный поток» (там он выведен под именем Кожуха). Но когда военная судьба свела меня с ним вплотную, я неожиданно обнаружил, что оригинал сильно отличается от портрета. Ковтюх оказался очень интеллигентным, широко образованным человеком с артистической внешностью и манерами. Остроумный собеседник, он при первом же знакомстве покорял всех своим обаянием. Правда, те, кто знали его продолжительное время, постепенно приходили к выводу, что Епифан Иович несколько избалован своей популярностью. По-видимому, этот вывод был правильным. Но самому Ковтюху страстно хотелось стать еще популярнее, и ради этого он решался иной раз на самые рискованные эксперименты. Помню, как одно время многие вдруг начала подмечать странные перемены в поведении Е. И. Ковтюха. Он стал хмурым, неразговорчивым, а если и говорил, то нарочито нелитературным языком, пересыпая [35] свою речь украинскими словами. Я не удержался и спросил его, чем это объясняется.
— Вы видели кинокартину «Чапаев»? — ответил Ковтюх вопросом на возрос.
— Кто же ее не видел?! Только не понимаю, к чему вы клоните.
— Сейчас объясню, — оживился Ковтюх. — Мы готовим киносценарий для картины, которая будет называться «Железный поток», а возможно, просто «Кожух».
Я согласился, что по талантливой книге Серафимовича можно написать прекрасный сценарий. А если еще привлечь хороших артистов и опытного режиссера, картина может получиться замечательная.
— Артист уже есть, — сказал Ковтюх и с несколько смущенным видом признался: — Я уже давно мечтаю сам сыграть роль Кожуха. Представляете, какая это будет сенсация: герой гражданской войны Кожух не литературный персонаж, его настоящая фамилия Ковтюх, он жив-здоров и в картине снимается.

Вышеприведённый отрывок хорошо дополняет сказанное ранее.

Ну, и таких вкусных рассуждений в книге много. В целом, очень хорошо показывает - как вырастают различные идеологические мифы не только по приказу партии и правительства, но и в головах людей. Взять тот же мат в одну из первых боёвок, где солдаты и казаки банально передрались.

Вот как эта драка описывается в поздней трактовке:

Ох, и дрались же!.. В  морду,  в  переносье,  в  кадык,  в  челюсть,  с
выдохом, с хрустом, с гаком - и нестерпимый; неслыханный  дотоле  матерный
рев над ворочавшейся живой кучей.

А вот как звучала в первоначальной:

А к вечеру вдруг кинулись беспорядочными толпами, мотая винтовками, как дубинами. И не "ура" гремело над ними, не имена любимых вождей, а густая, неслыханная матерная ругань... ммать, мать, мать. Добежали до солдат, вдруг откинули винтовки и кинулись в кулаки с озверелыми говяжьими глазами.

Причина изменений была в том, что на одной из встреч Серафимовича с рабочими оные пожаловались ему, что негоже мерзкой брани звучать из уст борцов за народное счастье, и писатель пообещал переботать эту сценку. Что и было сделано. Мат он не выбросил, но акценты смягчил. Думатеся, что те, кто вращался в специфических мужских коллективах, смотрят на это замечание с недоумением.

Тоже касается описания бытия матросов-анархистов, которые примкнули к колонне таманцев. В целом, в советское время было принято рассматривать роль матросов как "буревестников" революции, в то время, как далеко не все соответствовали этим убеждениям. Думается, что к началу "Железного потока" те, кто желал сражаться за революцию, нашли возможность реализовать свои устремления, в то время, как в Новороссийске оставалась откровенная анархическая, да и просто бандитствующая шелупонь. Понятное дело, что они Кожуху/Ковтюху во время похода всю "кровь выпили через йух", что не только осталось в воспоминаниях очевидцев, но и передалось Серафимовичу и запечатлелось в произведении. Впрочем, и описание правильных матросов - в т.ч. командира всей Таманской армии - Смолокурова/Матвеева тоже далеки от революционного идеала.

И снова к писателю полетели жалобы на то, что он неправильно изобразил революционных матросов. Дошло до того, что повесть печатали без отрывков, посвящённых матроским безобразиям. А тот же И.Кубиков вынужденно выступал адвокатом Серафимовича, призывая публику не идеализировать произошедшие события, а смотреть на него согласно исторических реалий.

В общем, хороший пример идеализации и лакировки прошлого, которое в итоге вымывает если не всю, то значительную правду о происходящем, ставя потомков в закономерное недоумение: "А шо это было"!? Причём, что характерно, люди сами готовы обманываться, желая видеть свой исторический бэкграунд более красивым, а пожелания партии и правительства просто удачно ложились на эту "удобренную" почву. Не удивительно, что как только общие идеологические потребности сменились - эта приукрашенная мишура полетела в разные стороны, обнажив многие неприглядные моменты, которые сразу же принялись обличать уже новые идеологи - лакировщики очередной действительности.

 Таким вот интересными оказались комментарии на "комментарии".




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"А как правильно - ебатся или ебаться?"(с) З.Ы. ЭТО ПЯТНИЧНЫЕ СИСЬКИ! С образовательным уклоном, да. Как пишется слово "совершить копулятивно-прокреационный акт" я знаю, ...
    Это я на море баловалась росписью на камешках )         Я тут приехала из Новосибирска, и по приезду случилось со мною истерика, ...
( Валентина Феофилактова ) Церковь Одигитрия (Aphendiko) монастыря Бронтохион (1311 г.) - это большое и впечатляющее здание,  напоминающее церкви столицы империи. Здание плохо сохранилось к концу XIX в. В 1938 г. Департаментом реставрации под руководством профессора Orlandosа ...
Хорошее повествование нашел, путевые заметки так сказать о Днепре и не только. Странный расклад пограничного крымского Чонгара. Будний день, из Украины к «оккупантам» — очередь в полсотни авто. Обратно из Крыма ждут проезда две машинки и бусик. Хотя майские праздники давно прошли, ...
Мой первый пост в ЖЖ был посящен моему любимому Леонаро - художнику, ученому, мыслителю и изобретателю, который очень многое предвосхитил и по праву может называться человеком будущего. В одном из блогов я наткнулась на фотографию, сделанную искусствоведами, изучавшими живопись Леонардо. ...