Really – into darkness
sherlock_series — 02.06.2013 Фильм StarTrek into darkness оказался шкатулкой с двойным-тройным дном и потайными карманами. Честное слово, когда я шла на это кино в первый раз, я и подумать не могла, что из двухчасовой космической оперы можно вынуть столько смыслов. Что она встанет, как волшебная голограмма, которая говорит внутри тебя, даже если ты не слушаешь или в этот момент думаешь о чем-то другом. Она работает. И я уверена, сделает мне еще много интересного.Естественно, самый неоднозначный (и обсуждаемый) персонаж – это Хан, и тут без комментариев. Потому что это отдельная тема – как принято писать в научном стиле, «выходящая за рамки данной статьи». Но вот есть один аспект, который снова и снова повторяется в интернет-постах, обсуждениях, комментариях, и который мне лично кажется очень важным и заслуживающим особого внимания.
Это жестокость Хана и его качества воина.
Подавляющее большинство публики просто потрясающим образом восприняло, «проглотило» идею о том, что Хан – это жестокий солдат, генетически выведенное оружие-автомат, отморозок. И любые отклонения от этого курса слышит как непонимание, смягчение образа и романтизацию.
Такая постановка вопроса предполагает, что, например, видя Хана по-другому, я вижу его рыцарем. Темным, жестоким, злобным, с искореженным прошлым, но рыцарем. Который на черном коне врывается во Вселенную «Стартрека» и устраивает там апокалипсис. Кстати, часть зрителей воспринимает его именно так, восхищаясь тем, «какое зло! нет, какое фантастическое зло! нет, ну просто фееерическое зло!».
Но мне кажется, что обе трактовки неверны.
Хан – это берсерк.
Мощная боевая единица, боевой медведь, или обнаженный воин (от старонорвежского корня ber-, который может означать и «медведь», и «голый»). Причем, я не думаю, что «обнаженный» обязательно или всегда означало, что они сражались без одежды. Скорее, речь может идти о том, что воин в бою полностью обнажает свою сущность и предельно откровенен в своем стиле битвы.
И вот здесь лежит ключ. Потому что система координат такого воина принципиально отличается от системы координат обычного человека, как, впрочем, и от системы координат рыцаря или бандита-отморозка.
Дело в том, что воин – это профессия, это определенная роль в племени, и это очень серьезный внутренний выбор. Повседневная, бытовая реальность, в которой живет племя, – это как бы поле, составляющее суть, сок и жизненную данность этого племени, то, чем оно располагает на этой Земле. Здесь возделывается почва, встречаются люди, создаются семьи, воспитываются дети, собирается урожай. И большинство рядовых членов племени совершенно не задумываются о том, что лежит за периметром этой Ойкумены.
Задача заботы о периметре лежит на тех, кто живет по краям. Это шаманы, правители и воины.
Первые обеспечивают духовную устойчивость локального мира, не позволяя ему раствориться во влияниях, влечениях, бурях и сомнениях большой непонятной Вселенной. Они на краю мира.
Вторые закрепляют на практике открытые в интуитивном трансовом поиске и многочисленных путешествиях из племенного локуса во внешний хаос и обратно знания первых. Почему солнце ходит по небосводу, как оно отмеряет природные циклы, кто друг, а кто враг, какие функции свойственны каким людям, и так далее – правители весь этот массив ченнелинг-знания облекают в слова и делают из них морально-бытовые своды правил, по которым живет племя. Они на краю сознания.
Третьи – воины – постоянно находятся в соприкосновении с периметром, слушая его пульс, и, при необходимости, отражая атаки извне и провокации разрывов. Они на краю жизни и смерти.
В принципе, это три базовые касты, без которых ни одно племя нежизнеспособно. Но если касты шаманов или правителей в настоящее время более или менее реалистично осознаются (в «просвещенной» Европе), то каста воинов оказалась в капкане целого комплекса извращенных смыслов.
Осколки этих смыслов я вот уже неделю собираю из разных комментариев к «СтарТреку». Как я уже сказала выше, в основном, они укладываются в два «смягченных» архетипа воина – рыцаря и отморозка.
Оба представляют собой поздние вариации решения темы носителя агрессии и сохранения границ в культуре. Напомню, что фигура рыцаря возникла в эпоху Средневековья как способ конвертировать (и в значительной степени запереть) свободную агрессию европейских народов, которая становилась все более неуправляемой. Рыцарские турниры и кодексы чести поместили в форму ритуала то, что ранее реализовывалось напрямую. В организованном месте вы выезжаете на конях друг против друга и, соблюдя множество условностей, сражаетесь, причем не обязательно до смерти – иногда и до первой крови. Так возник – или был искусственно создан? – «благородный воин», который посвящает свои сражения даме сердца, безукоризненно вежлив с противником и, в целом, действует в духе «защищайтесь, сударь!».
Отморозок – вообще очень интересный тип. Откуда он взялся, сказать однозначно трудно, но я подозреваю, что это некий сухой остаток или выродившийся вариант солдата относительно поздней регулярной армии, который действует, живет и мыслит только в парадигме войны. При этом вовсе необязательно воевать с чем-то или кем-то конкретно. Близкое к этому понятие – «вояка». Наглядный образ показан в фильме «Аватар». Это полковник Скуоритч, который дерется же не за землян или против туземцев, а просто потому, что не драться не может. Это прошитая в нем программа, которая единственная скрепляет его личность. И поэтому понятие «враг» ему нужно для самосохранения. В некотором смысле, ему повезло попасть на службу к этой самой добывающей корпорации, так как иначе он бы просто стал уголовником.
А теперь давайте посмотрим. С одной стороны, рыцарь, благородный и честный, сражающийся за правду (иногда это «своя правда» и, соответственно, рыцарь в черном плаще), а с другой – неуправляемый инструмент войны, которому нужно только одно – убивать, потому что иначе он остановится, утратит смысл жизни и рассыпется.
Так вот, воин – и, в частности, берсерк, – это ни то ни другое.
Воин представляет собой уникальную точку, в которой концентрируется агрессия племени во всей ее полноте. И выдержать это очень сложно. Поэтому воинами и становятся особенные люди, выбравшие для себя этот путь и – обязательно – прошедшие инициацию. Когда ты открываешь свою сущность тому, чтобы впустить в себя весь спектр агрессивных проявлений, пережить их и научиться использовать точечно по назначению.
Можно было бы сказать, что воин – это маг особого типа.
Как вы думаете, откуда эта знаменитая холодность Хана? Это внутренний баланс. Внутренняя точка кипения, которая соответствует точке абсолютного нуля. Место, где соединяется архетип и реальность. Максимальное спокойствие, пропускающее через себя сильнейшую ярость.
Если вы посмотрите бои Хана (не те, которые личностные бои, – с Кирком на мостике дредноута и со Споком в финале, а во время прорыва по кораблю и захвата мостика), то увидите, что там нет злобы. Есть ярость, сила и точность. Злоба – это роскошь, дорогое удовольствие, которое воин не может позволить себе в бою. Пока ты будешь скалить зубы и сжимать кулаки, тебя двадцать раз убьют. И будут правы, потому что ты – любующийся собой идиот. И, кстати, я думаю, что Скотти и Кирк так потрясенно отступают, когда видят, как Хан вступает в бой, не потому, что поразились его жестокости или технике (хотя, возможно, и это было), а потому, что их «отнесло» взрывной волной этого боевого транса.
Когда берсерк сражается, он одновременно отдает себя мощной архетипической силе, становясь каналом для коллективной агрессии, и применяет эту силу как инструмент для ликвидации противника. Здесь нет практически ничего от понимания обычного человека. Это – проводник. Одна из ранних версий мифологии берсерков говорит о том, что это мертвые воины, отличившиеся в боях, которых Один вернул к жизни. То есть, они побывали «на той стороне» и вернулись с внечеловеческим опытом. И битва теперь для них – «пространство между» той и другой стороной, в котором они совершают свой ритуал освобождения племени от врагов.
Бояться берсерка и его силы – нормально. Более того, мне кажется, что разного рода сообщества и отдельные зрители, оценившие Хана сугубо негативно и представляющие его как темного рыцаря или отморозка, просто в реальном времени воссоздали ситуацию табуирования фигуры воина. Это необходимо для того, чтобы не стать жертвой психоза при приближении к хтонической, непостижимой силе берсерка и не утратить границы собственной личности. Но одновременно мы получили возможность с этим фильмом увидеть, насколько слабы и наивны наши собственные представления о том, какими должны быть воины, и как общество, племя, должно распоряжаться агрессией.
Рыцарь и отморозок возникли не на пустом месте. Они появились там, где агрессия не признавалась или признавалась слабо, где ей отводилось мелкое озерцо дворовой драки для того, чтобы выразить чувства и стремления уровня Рагнарека. Невыносимый страх перед этими чувствами и заталкивание их внутрь, в конце концов, прорвались двумя мировыми войнами. Которые очень ясно показали, что, не имея адекватного жреца, война заражает собой всех, и превращается в слепой океан ненависти.
Нет ничего хорошего в войне. Конфликт – далеко не лучший способ решить проблему, если ты располагаешь еще несколькими. Но если ты реально оцениваешь человеческую жизнь и особенности бытия в человеческом мире, ты знаешь, что, как сказала willy_n в сообществе sherlok-series, «практически неизбежно находится кто-то, кто не желает или не может, в силу стадии своего развития, взаимодействовать в рамках этих самых норм (современной европейской морали и морали мира «СтарТрека» – прим. мое)», - то есть, что границы человеческого мира и разных сообществ по определению нестабильны. И если не поставить тех, кто способен ухаживать за этими границами, в итоге тьма накроет всех.
Поэтому-то – into darkness. Потому что за смешение ролей, смыслов, идей и ситуаций конкретное сообщество платит реальными человеческими жертвами, перспективами большой межпланетной войны и размыванием сознания как ориентира в действительном мире.
А Хан хорошо сделал свою работу. Остальное от него не зависит.
|
</> |