рейтинг блогов

Мне триста лет, я выполз из тьмы

топ 100 блогов sherlock_series30.05.2013Кино

Мы можем быть против него и в то же время восхищаться им
капитан Кирк


Как уже не раз говорилось, злодеи едва ли не лучше героев отражают время, в котором они созданы. И что может быть удобнее для того, чтобы поразмышлять о духе времени и его воплощениях, чем франшиза с почти пятидесятилетней историей? Если герой Бенедикта Камбербетча - террорист, "вдохновленный" окружающей нас с вами реальностью, то кем был персонаж с тем же именем и, предположительно, той же судьбой в то время, когда он был создан?

Итак, Хан.
В прошлом зрителей и своем альтернативном будущем
[*]
для тех, кто еще не вник в тонкости хронологии путешествий во времени, пояснение в конце поста
команда "Энтерпрайза" встречалась с этим человеком дважды, о чем повествуют одна из серий оригинального сериала "Космическое семя" (1x22 Space Seed) и второй полнометражный фильм франшизы "Гнев Хана" (The Wrath of Khan, 1982).
Мне триста лет, я выполз из тьмыМне триста лет, я выполз из тьмы

И хотя многие сравнивают "Возмездие" именно с "Гневом Хана", мне кажется, что по костяку сюжета он гораздо больше похож на "Космическое семя":
команда "Энтерпрайза" встречается с Ханом - Хан пытается расположить их к себе - Хан раскрывает свои истинные цели - команда "Энтерпрайза" Хана будто бы побеждает.
Обстоятельства каждого из этапов развития сюжета в фильме и в серии, конечно же, различны, но прежде, чем рассказать про эти различия и порассуждать про то, как они отражают характер персонажа, я хочу еще раз обратиться к хронологии и фактам.

Краткая сюжетная справка для зрителей
Серия "Космическое семя" повествует о том, как "Энтерпрайз" случайно нашел и оживил Хана и его людей, они попытались захватить корабль, но у них ничего не вышло, и в итоге Кирк оставил их на необитаемой планете. В фильме "Гнев Хана" выясняется, что за прошедшие семнадцать лет никто не поинтересовался их судьбой, а Хан все эти годы вынашивал планы мести Кирку и попытался воплотить их в жизнь при первой возможности (а именно, когда один из кораблей Звездного флота по ошибке прилетел на эту планету). В результате Хан и все его люди погибли, успев перед этим основательно навредить экипажу "Энтерпрайза".

*мнение автора поста* Мне кажется, что по эмоциональному состоянию Хан в "Возмездии" находится где-то в промежутке между "Космическим семенем" и "Гневом Хана". С одной стороны, он уже мстит тем, кто причинил ему боль и мешает добиться цели (и, как верно заметили в комментариях, мы не знаем, сколько времени прошло с того момента, как адмирал Маркус "разбудил" его; как минимум год - именно столько существует "личность" Джона Харрисона), а с другой - желание мести еще не захватило его целиком настолько, чтобы мешать принимать адекватные ситуации решения.

Историческая справка о сверхлюдях от мистера Спока и примкнувших
потому что всю энциклопедическую информацию зрителю обычно сообщает Спок

Если мы считаем, что события, произошедшие во вселенной фильмов Дж.Дж.Абрамса ("Звездный путь" (2009) и "Стартрек: Возмездие") до уничтожения корабля "Кельвин" те же, что произошли во вселенной оригинального сериала до соответствующей звездной даты (у меня нет оснований так не считать), то предыстория Хана остается неизменной. В своем альтернативном будущем (которое наше с вами зрительское прошлое, в 1967 году) капитан Кирк узнает, что Хан родом из 1990-х, времени, в котором создатели сериала предрекали последнюю мировую войну человечества (это для нас с вами 90е - это прошлое, а для тогдашних зрителей это было будущее...), в которой погибло около 30 миллионов человек, а Земля почти погрузилась в новые Темные века.
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Данные об этом времени обрывочны, но известно, что истоки войны лежат в амбициозной попытке ученых в период Холодной войны улучшить человеческую расу путем селективного размножения и генной инженерии. Они создали расу "сверхлюдей", которые были более развиты умственно и физически, чем обычные люди. Ученые надеялись, что они создадут возможность жить в мире и спокойствии. Капитан Кирк говорит, что они в самом деле были сверхлюдьми: сильнее, храбрее, амбициознее, решительнее. Но они также были агрессивны, самоуверенны и начали сражаться друг с другом, потому что ученые проглядели одну вещь: сверхспособности питают сверхамбиции (это слова Спока).

"В этом человеке есть нечто, что мешает ему принять смерть. Деятельность его сердечного клапана вдвое сильнее нашей, продуктивность легких больше на 50%, он мог бы поднять двух взрослых мужчин одной рукой. Интересно, насколько его мозг соответствует телу?" - описывает еще не пришедшего в себя Хана доктор Маккой (Хочу отметить крошечную параллель: в "Возмездии" первая встреча Кирка с Ханом лицом к лицу также не располагает к общению, но дает представление о нечеловеческой физической силе последнего - он в одиночку перебил отряд клингонцев).

В 1993 году группа таких "суперменов" одновременно захватила власть более чем в сорока странах. Первым, кто достиг власти, был сам Хан (полное имя Хан Нуниен Сингх): с 1992 по 1996 был абсолютным правителем четверти Земли, от Азии до Ближнего Востока, затем его примеру последовали остальные. Многие из сверхлюдей относились к обычным людям не лучше, чем к рабам, но Хан, в отличие от них, считается лучшим из тиранов, так как при его правлении не было резни, и он не начинал войну первым, хотя сложно сказать, насколько свободно чувствовали себя в его правление обычные люди.

Данных о том, почему именно началась война, недостаточно. Возможно, человечество выступило против Хана и его сподвижников, а возможно, они начали воевать между собой. В конце концов, после кровопролитной войны, в которой были уничтожены целые народы, человечество одолело сверхлюдей, лишило их власти и приговорило к смерти как военных преступников. Правительства, конечно же, не сообщили изнуренным войной людям, что около восьмидесяти тиранов сбежали.

Возможно, этого не ощущается сейчас (я, например, этого не ощущаю), но в шестидесятые годы фигура Хана напоминала зрителям о второй мировой войне и фашизме, недаром к его образу прилагается целый синонимический ряд, описывающий правителя.

*немножко теоретизирования*
Сейчас, когда все главные персонажи, каждый в своей манере, высказались насчет личности Хана и его собратьев в прошлом, можно сделать некоторые выводы: в свое кровавое время Хан был более или менее лучшим из лучших и почти наверняка сильнейшим. Да, он был тираном и по меркам эгалитарного утопического общества будущего, и по меркам среднего современного человека, и по меркам прогрессивного человека пятидесятилетней давности, но он не был чрезмерно и бессмысленно жестоким (фактически, Кирк, Маккой и Скотти напрямую им восхищаются, см. цитату в начале поста, и только Спок не разделяет этого общего "романтизирования жестокого диктатора"). Если мне не изменяет память, то о прошлом Хана в "Возмездии" говорится мало, и мы знаем только, что, кажется, в свое время он был осужден на смерть, как военный преступник, а адмиралу Маркусу нужен был его талант к военному делу. Мне кажется, пока что мы можем считать, что "бэкграунд" того Хана вполне подходит Хану нынешнему.
Небольшое замечание насчет высланных преступников.

Не помню, что именно на этот счет было сказано в "Возмездии": то, что Хан и его люди оказались на этом своем корабле в космосе в анабиозе, -- это и было наказанием или это они пытались сбежать? Потому что, когда в "Космическом семени" Кирк и Спок обсуждают ровно этот вопрос и Кирк предполагает, что это было такое наказание, Спок говорит, что это совершенно нелогично -- тратить столько ресурсов на создание такого высокотехнологичного корабля в такое тяжелое для человечество время, чтобы просто выслать на нем государственных преступников. Также мы знаем, что, когда все тирании были свержены, около восьмидесяти этих генномодифицированных правителей недосчитались. Так что, я думаю, вслед за Кирком мы можем предположить, что Хан сбежал с Земли в поисках лучшей жизни.

Пора наконец посмотреть на него самого.

Чего хочет Хан
Что он делает первым делом, когда приходит в себя в явно незнакомой обстановке? Он прикидывается находящимся без сознания, пока его не оставят в одиночестве, оглядывается, хватает первый попавшийся под руку острый предмет и снова делает вид, что он без сознания, пока доктор Маккой не наклоняется к нему что-то проверить. Тогда Хан хватает его за горло и угрожает скальпелем.
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Хан хочет знать, где он находится, и требует поговорить с капитаном. Все это он получает, но не раньше, чем отпускает Маккоя, чем тот заслуживает комплимент "Я люблю смельчаков". Игнорируя вопросы капитана, Хан в первую очередь узнает, куда они направляются, и спрашивает, что с его людьми. Реакция на ответ (12 капсул вышли из строя, 72 еще функционируют) очень похожа на реакцию "нового" Хана на информацию о том, что на "Энтерпрайзе" 72 новые ракеты: он на секунду замолкает, опускает глаза, обдумывает ситуацию и принимает решение, которое, полагаю, и собирался: требует оживить их. Только после этого Кирк и зрители, наконец, узнают имя таинственного незнакомца:
- Меня зовут Хан.
- Хан - и все?
- Хан.
Дальнейшие попытки капитана получить более точные сведения о его личности, целях полета, экипаже Хан пресекает, сославшись на усталость, но не забыв поинтересоваться возможностью почитать технические пособия по кораблю.

Потом Хан общается с корабельным историком МакГайверс, не менее успешно уклонившись от ответов на ее прямой вопрос о его прошлом (подробнее про МакГайверс будет дальше).

Следующее, что мы видим, -- капитан Кирк по предложению МакГайверс устраивает торжественный обед, чтобы поприветствовать Хана в их времени.
Мне триста лет, я выполз из тьмыМне триста лет, я выполз из тьмы
(Сцену можно посмотреть, например, вот тут)
Кирк: Простите мое любопытство, мистер Хан, но мои офицеры хотят побольше узнать о Вашем путешествии.
Спок: Как Вам удалось не попасть в исторические книги?
Хан: Приключение, капитан, приключение. На Земле было нечего делать.
Спок: Там шла война с тиранией. Многие считали ее благородным делом.
Хан: Тирания, сэр? Или попытка объединить человечество?
Спок: Объединить? Как стадо животных под одним кнутом?
Хан: Я кое-что знаю о том времени, не забудьте. То было время великой мечты, великих надежд.
Спок: И десятка мелких диктатур.
Хан: Со временем остался бы один правитель! Как Цезарь в Риме, вспомните его свершения.
Спок: Так Вы симпатизировали...
Хан: (перебивая) Вы отличный тактик, капитан. Вы позволяете старшему помощнику атаковать, а сами высматриваете слабые места.
Кирк: Вы склонны выражаться в военных терминах, мистер Хан. Это светское мероприятие.
Хан: Говорят, светские мероприятия - это скрытая война. (пауза) Многие предпочитают честность и открытость.
Кирк: Вы бежали. Почему? Испугались?
Хан: Я ничего не боюсь.
Кирк: Но Вы бежали, когда человечеству нужны были храбрецы!
Хан: Мы хотели дать миру порядок!
Кирк: Мы?
Хан: Отлично. Отлично. Прошу простить меня, леди и джентльмены, я снова утомился. С Вашего позволения, капитан, я вернусь в каюту.

После оговорки Хана про "них" Кирк и Спок, наконец, понимают, что их гость - это тот самый Хан Нуниен Сингх, бывший диктатором. Кирк приставляет к каюте Хана вооруженную охрану.

*рассуждения*
Что вижу во всем этом я:
Во-первых, Хан тщательно скрывает, кем он является на самом деле, но это очевидный и не очень интересный факт.
Интересным мне кажется следующее:
- он нападает на доктора Маккоя, еще толком не поняв, насколько доброжелательно настроены к нему там, куда он попал. Не умеет разрешать возникающие вопросы без применения грубой силы или хотел сразу показать, "кто здесь хозяин"?
- он не воспринимает Спока как занимающего позицию силы. Не знаю, является ли это проявлением расизма со стороны Хана или такое пренебрежение вызвано какими-то чертами личности Спока (думаю, позиция Спока насчет равноправия и равной важности всех форм жизни и общая идея ненасилия могут восприниматься Ханом как признак слабости характера); подозреваю, и то, и другое одновременно. Сравните момент в "Возмездии", когда Хан бросает Споку замечание, что тот даже инструкцию нарушить не может, где уж ему свернуть шею - интеллект без животной ярости Хан явно не воспринимает как признак силы;
- единственный, кого Хан хоть как-то воспринимает всерьез, -- это Кирк, и то...

Когда уже всё становится известно и к Хану приставлена охрана, Кирк хочет знать, с какой целью Хан отправился в космос:
Мне триста лет, я выполз из тьмы
Хан: Новая жизнь. Возможность построить новый мир. И прочие вещи, которых Вам не понять.
Кирк: Почему? Потому что я не продукт генетического эксперимента?
Хан: Капитан, хотя Ваши способности меня интригуют, Вы ведь стоите ниже меня. Умственно, физически...

Это, конечно, не дословно "-- Я лучше. -- В чем? -- Во всем", но очень близко, мне кажется.

Хан выбирается из запертой каюты, пробирается на свой корабль, оживляет свой экипаж и требует сдать "Энтерпрайз", угрожая отключить подачу кислорода на мостик. Кирк, конечно, корабль не сдает, и все теряют сознание. Когда все приходят в себя, Хан предлагает кому-нибудь присоединится к нему, а иначе Кирк умрет, а за ним и все остальные. Убивать Кирка он собирается с помощью декомпрессионной камеры, транслируя происходящее в ней на экран. Хану нужен кто-нибудь, кто умеет управлять "Энтерпрайзом", чтобы найти планету, население которой хочет, чтобы Хан и его люди ее возглавили (завоевали, замечает доктор Маккой). Вот что было целью Хана все это время! Он хочет основать новую империю, на сей раз, полагаю, учтя ошибки предыдущего раза, и считает, что общество, которое он возглавляет, лучше общества, которое как-то само разобралось.

Дальше МакГайверс помогает Кирку спастись, и они вместе со Споком пускают на все палубы усыпляющий газ. Хан, однако, понимает, что происходит, и успевает убежать в машинное отделение и поставить корабль на перегрузку (что означает, что он скоро взорвется). Подозреваю, что это была еще одна попытка манипулировать Кирком, но могу ошибаться. Хан не знает, что верный способ по-настоящему разозлить Кирка - это подвергнуть опасности "Энтерпрайз" (или Спока :)), и конечно, Кирк не дает ему уничтожить корабль, завязывая драку, в которой с трудом, но все же побеждает Хана, ударив того несколько раз подвернувшимся под руку тяжелым предметом (не знаю, железное крепление, которым Спок в конце "Возмездия" огрел Хана по голове, - это отсылка к оригинальному эпизоду или просто повторение расхожего штампа). Хан и его люди побеждены, и Кирк принимает решение не отправлять их в исправительное учреждение, а высадить на необитаемой планете, где условия тяжелые, но пригодны для жизни. Хан, конечно, не очень доволен тем, как все повернулось, но сохраняет лицо и цитирует Мильтона: "Лучше править в Аду, чем прислуживать в Раю".

*рассуждения*
Что же мы видим? У Хана есть очевидная цель - власть, создание собственной империи, которая базируется на уверенности, что он лучше, чем не такие совершенные, как он, люди, знает, что им нужно. Ради достижения этой цели Хан манипулирует людьми, готов мучить и убивать (не только капитана, который отдал приказ, но и других членов экипажа), трудности его не пугают. Это то, ради чего он вообще покинул Землю и отправился в путешествие с непредсказуемым концом. В "Гневе Хана" у Хана также есть цель, и эта цель - месть Кирку, которая настолько затуманила его разум, что даже имея в своем распоряжении корабль, на котором он может полететь куда угодно (один из его людей говорит об этом прямым тектом), он продолжает преследовать Кирка.

Кстати, насчет того, как идея мести завладела Ханом полностью, пишет создатель фильма "Гнев Хана" Николас Мейер: "Кирк был [для Хана] злом, которое лишило его свободы; остановило его. Когда Хан появляется, Кирк удивлен. Он не думал о Хане, это Хан постоянно думал о Кирке. И я начал думать, какие книги сверхчеловек возьмет с собой в изгнание. В какой-то момент Хан произносит, что на Земле он был принцем, и он, конечно же, падший ангел, так что я выбрал все книги, которые имеют отношение к Люциферу - падшему ангелу - и это были "Моби Дик", "Потерянный рай" и "Король Лир", и начал развивать идею. Я подумал, что он, наверное, с одержимостью перечитывал эти книги снова и снова, пока каждое произносенное им слово не стало словами Шекспира или Мильтона. В действительности Мелвилл в конце концов одержал верх, он стал полностью Ахавом".
Мне триста лет, я выполз из тьмы

В "Возмездии" краткосрочной целью Хана является жизнь и безопасность его людей и попутно месть адмиралу Маркусу, а долгосрочную он сам, кажется, не озвучивает. Спок предполагает, что это - уничтожение любого существа, которое покажется Хану стоящим выше, чем он сам, но с чего Спок это взял, я не очень понимаю. Ради достижения своей краткосрочной цели этот Хан также готов убивать, причем не только тех, кто действительно как-то ему мешает, но и совершенно невинных людей (в "Гневе Хана" погибло много кадетов, которые были в тот момент на "Энтерпрайзе" (предполагалось, что это будет тренировочный полет), но количество жертв несопоставимо). При этом я не могу сказать, что жажда мести поглотила его разум: как верно отмечали уже в комментариях, "Вендженс" он явно построил не для Маркуса, а для самого себя (им можно управлять в одиночку), и весь план был тщательно проработан, включая уничтожение "Энтерпрайза" не ради развлечения, а чтобы не оставить свидетелей.

Что Спок рассказал Споку, и как победили Хана
Все, что нам доподлинно известно, - это что Спок Прайм сообщил, что с Ханом они действительно сталкивались и сумели победить его, но цена победы была очень высока
[*]
про то, откуда взялся Спок Прайм, раз Спок погиб, пояснение в конце
. Рассказал ли он за то время, что Кирк и Хан пробирались на мостик "Вендженс" и общались с адмиралом Маркусом, краткое содержание "Космического семени" и "Гнева Хана", нам неизвестно а жаль, я бы хотела на это посмотреть, но, по всей видимости, что-то он сказал, потому что после этого разговора Споку пришла в голову мысль, как обмануть Хана, формально не обманув его.

Что мне кажется ключевым?
Первое: слова не помню кого о том, что Спок дал Хану то, что он хотел.
Мне триста лет, я выполз из тьмы
Именно это("Я получил то, чего хотел: возможность завоевать мир. Построить империю.") произносит сам Хан, приняв вызов капитана Кирка построить империю, начав с дикой планеты. И, возможно, только я вижу в этом некоторую параллель, но и "Возмездие", и "Космическое семя" закончились лишь временным решением проблемы с Ханом.

Второе: Спок заявил, что вулканцы не лгут, и...отправил Хану не совсем те торпеды, которые тот требовал. В "Гневе Хана" Кирк и Спок сумели обмануть Хана, послав по открытому каналу закодированное сообщение и тем самым заставив его поверить, что "Энтерпрайзу" требуется на ремонт больше времени, чем на самом деле.
Мне триста лет, я выполз из тьмы
(Буквально Спок говорит следующее: "Если следовать инструкции, часы покажутся днями. Мы сможем поднять Вас на борт не раньше, чем через двое суток") Когда потом, через два часа, Саавик, вулканская протеже Спока, возмущенно замечает, что Спок соврал, тот поясняет, что просто преувеличил.
Возможно, Спока было достаточно подтолкнуть в этом направлении, чтобы он придумал свой план с активацией торпед...

Хан и женщины
Честно признаюсь, что у меня были некоторые сомнения насчет того, в каком виде стоит касаться этой темы, но позавчерашние комментарии меня убедили :)

Если кто не в курсе, главный красавец, любимец женщин и секс-символ оригинального сериала - это, конечно, капитан Кирк в исполнении Уильяма Шатнера (а про тех, кто с этим не согласен, Айзек Азимов написал эссе, ссылка по-английски). Он умен, решителен, талантлив, обаятелен, ни одна женщина не устояла перед его обворожительной улыбкой и обходительными манерами, и число их настолько велико, что любвеобильность капитана Кирка стала легендой (или, по крайней мере, мемом). А чтобы зрительницы не страдали, что вся космическая любовь капитана достается не им, он снимает рубашку при каждом удобном случае, будь то драка, ранение или плановый медосмотр (это тоже сталом мемом, конечно).
Мне триста лет, я выполз из тьмы

При чем же здесь Хан? А при том, что как только он появляется в кадре, как-то сразу становится понятно, что в этой серии главной мужской фигурой будет совсем не Кирк. Едва увидев его, еще в состоянии анабиоза, специалист-историк "Энтерпрайза" настолько впечатляется, что капитану приходится несколько раз окликать ее, чтобы услышать ответ на свой вопрос, а когда он позже высказывает свои опасения доктору, тот заявляет, что в нем [Хане] есть магнетизм, почти электрический, -- Вы и сами его почувствовали -- он мог покорить МакГайверс с ее любовью к прошлому.

*осторожно, субъективное мнение* Хан представляет собой совершенно другой тип мужской привлекательности, и на его фоне Кирк выглядит как-то...недостаточно мужественно, что ли?
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Я не готова утверждать, насколько первый абзац применим к капитану Кирку, сыгранному Крисом Пайном, а также опасаюсь ступать на скользкую дорожку обсуждения визуальных достоинств Бенедикта Камбербетча, но, мне кажется, мое субъективное мнение вполне применимо и к ним:
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Что же насчет женщин внутри реальности фильма?
Если мне не изменяет память, Хан в "Возмездии" коротко сталкивается с обеими героинями, имеющими имена: с лейтенантом Ухурой на Кроносе, где они не обмениваются ни взглядом, ни словом (хотя, напомню, есть ее "разбор характера", где Хан называет ее чувства к Споку ее слабостью), и с доктором Кэрол Маркус на корабле "Вендженс", когда он ломает ей ногу (бррррр...). Рассуждать на тему того, что было бы с женщинами, если бы он решил применить к ним всю силу своей сверхчеловеческой харизмы, мы, конечно, можем, но факты говорят нам, что этот Хан вполне добивается своих целей, не обращая на них (женщин) особого внимания.

Совершенно не таков Хан Рикардо Монтальбана, и упомянутая мной историк МакГайверс испывает это на себе в полной мере. Я не могу сказать, насколько она действительно интересна Хану, когда он видит ее в первый раз, но он пускает в ход всю силу своего обаяния, чтобы избежать ответа на любой из ее вопросов, устраивает целую сцену с прической, рассказывая, как ей лучше укладывать волосы, и поправляя их.
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Потом он приходит к ней в каюту, делает комплимент ее таланту (МакГайверс рисует, в основном - великих полководцев и правителей прошлого), а потом, предупредив, что такие люди не боятся взять то, чего хотят, целует ее.
Мне триста лет, я выполз из тьмы

Следующая сцена между МакГайверс и Ханом, если честно, меня несколько удивляет, поэтому я, с вашего позволения, приведу ее целиком.


МакГайверс приходит к Хану в каюту.
МакГайверс: Я пришла извиниться, они не должны были так себя вести
Хан: Их можно понять, ведь я для них загадка
МакГайверс: Для меня Вы не загадка, я точно знаю, кто Вы
Хан: (меняется в лице, перестает улыбаться) Вот как?
МакГайверс: Лайф Эриксон, Ричард Львиное Сердце, Наполеон. Не знаю, понравится ли Вам в нашем времени.
Хан: Тогда я перекую его на свой вкус. (пытается снова обнять ее)
МакГайверс: Пожалуйста, не надо!
Хан: Тогда идите! Или останьтесь, но только потому, что Вы этого хотите. (пауза) Итак?
МакГайверс: Я останусь ненадолго.
Хан: Сколько минут Вы мне любезно уделите?
МакГайверс: Я хотела сказать...
Хан: Мне надоело, теперь Вы должны просить разрешения остаться.
МакГайверс: Я хочу остаться. Пожалуйста.
Хан: (улыбается, берет ее за руку, заставляет опуститься на колени) Открой мне сердце. Ты откроешь мне сердце? (тон меняется, становится жестким, в нем уже совсем нет ничего мягкого и располагающего к себе)
МакГайверс: Да.
Хан: Я хочу захватить корабль. Ты согласна?
МакГайверс: Не проси меня...
Хан: Мне нужна твоя помощь.
МакГайверс: Никто не пострадает?
Хан: Ты задаешь мне вопросы?
МакГайверс: Нет...
Хан: Ты мне поможешь?
МакГайверс: Пожалуйста, Хан, не проси...
Хан: Тогда уходи! (отталкивает ее, она падает) Я сказал, иди!
МакГайверс: Нет... Я обещаю. Я все для тебя сделаю.
Хан: (его взгляд становится заинтересованным, он поворачивается к ней и улыбается)


*рассуждения* Не знаю, что там думает себе МакГайверс, а Хан, мне кажется, все еще не слишком заинтересован в ней лично. Но, видимо, он впечатляется ее решимостью пойти ради него против своего корабля и капитана. По крайней мере, когда она отказывается смотреть на умирающего Кирка, Хан разочарованно замечает, что думал, что она сильнее, но потом, когда она принимает решение отправиться с ним на выбранную Кирком планету, говорит, что это потрясающая женщина, я беру ее.

Попытка сделать выводы
Когда я начинала писать этот пост, я была четко уверена, что эти два Хана - совершенно разные персонажи (они вон и расы разной), и их только по некоторой прихоти создателей фильма зовут одинаково. Сейчас же мне кажется, что не такие уж они и разные. Ярость, воинственность, сильный характер, жестокость, отсутствие уважения к жизни "простых" людей... все есть и у того, и у другого. Хан Рикардо Монтальбана кажется мне более "горячим", Хан Бенедикта Камбербетча - больше склонным к манипулированию людьми.
*и совсем лирическое*
Хана из "Возмездия" уже не раз сравнивали с драконом, с разных сторон, и, мне кажется, если продолжать анималистические сравнения, то "оригинального" Хана хорошо бы сравнить с тигром.

Вместо послесловия:

Посты и комментарии в сообществе недвусмысленно наводят на мысль, что капитан Кирк показал себя в "Возмездии" явно не с лучшей своей стороны. И хотя "оригинальный" капитан Кирк и "альтернативный" капитан Кирк - это совершенно разные люди (к сожалению, я не владею достаточными знаниями в области психологии, чтобы оценить, можно ли их различия полностью объяснить внутри этого вымышленного мира, так что вам придется принять это заявление на веру), мне кажется интересным то, что "Гнев Хана" показывает нам, как все те черты Кирка, которые составляли суть его характера все предыдущее время, оборачиваются против него:
- он привык каждую неделю решать новую проблему и более или менее забывать о ней, но здесь сталкивается с последствиями одной из таких проблем, в результате чего гибнут люди;
- он с легкостью меняет одну красавицу на другую, а тут узнает, что у него есть сын, которого он никогда не знал и который ненавидит его;
- он любит следовать духу, а не букве правил даже тогда, когда это совершенно необязательно, и попадается на то, что именно этого от него и ожидают;
- он сделал карьеру на том, что при выборе из двух зол всегда находил неожиданный третий путь, и оказался совершенно неготов к тому, что бывают ситуации, когда третьей возможности просто не существует.
Последнее, собственно, касается сразу двух ситуаций, процитированных в фильмах альтернативного таймлайна: тест Кобаяши Мару, который Кирк в обоих своих воплощениях решил "нетрадиционным путем" (тест считается моделированием безвыигрышной ситуации и служит для проверки того, как командир корабля будет вести себя в такой ситуации, и Кирк, который не любит проигрывать, перепрограммировал тест так, чтобы у ситуации появилось решение), и необходимость починить реактор, пожертвовав собой, потому что иначе погибнет весь корабль (в "Гневе Хана" реактор чинил Спок, потому что понимал, что ни один человек не в состоянии будет выдержать радиацию достаточное для починки время).

Спок Прайм называет Хана самым опасным противником, с которым приходилось сталкиваться "Энтерпрайзу", потому что, кажется, только он сумел создать настолько критическую ситуацию, что Кирк не сумел с ней справиться. По-моему, это верно для обоих Ханов и Кирков.


Примечание 1. Подсказка о хронологии "Звездного пути"

Все выпущенные до 2009 года фильмы и сериалы, касающиеся вселенной "Звездного пути", были четко увязаны друг с другом по времени и описывали развитие этой вселенной. В хронологическом порядке происходящих событий:
- история Земли и вымышленная история Земли, включая Третью мировую войну в 1990е годы, изобретение варп-двигателя и первый контакт с Вулканом;
- середина XXII века, сериал "Звездный путь: Энтерпрайз" о команде корабля "Энтерпрайз NX-01" под командованием капитана Джонатана Арчера;
- середина XXIII века, оригинальный сериал "Звездный путь" и одноименный анимационный сериал о команде корабля "Энтерпрайз NCC-1701" под командованием капитана Джеймса Т. Кирка;
- вторая половина XXIII века, полнометражные фильмы "Звездный путь I-VI", продолжающие историю Кирка и его команды;
- середина XXIV века, сериал "Звездный путь: Новое поколение" о команде корабля "Энтерпрайз NCC-1701-D" под командованием капитана Жан-Люка Пикара;
- вторая половина XXIV века, частично одновременно с этим сериал "Звездный путь: Глубокий космос Девять" о жизни на космической станции "Глубокий космос 9" под управлением командующего офицера Бенджамина Сиско;
- вторая половина XXIV века, частично одновременно с ним, частично позже, о другой части галактики, сериал "Звездный путь: Вояджер" о команде корабля "Вояджер" капитана Кэтрин Дженуэй
- вторая половина XXIV века, более или менее одновременно с ними полнометражные фильмы "Звездный путь VII-X", продолжающие историю команды капитана Жан-Люка Пикара.

Затем, чуть ближе к концу XXIV века, происходят события, описанные в комиксе издательства IDW Star Trek Countdown, где рассказывается о том, как Спок (тот самый, из команды капитана Кирка), ныне посол Федерации на Ромулусе, пытается спасти Ромулус от грозящего ему взрыва сверхновой с помощью разработанной вулканскими учеными красной материи - вещества, способного создавать черные дыры. Спок, к несчастью, не успевает сделать то, что запланировал, Ромулус уничтожен, а в созданную с помощью красной материи черную дыру проваливается и корабль одного из выживших ромуланцев, и корабль Спока...

И - тадамм! - ромуланец (это Нерон) и Спок оказываются во второй четверти XXIII века, чуть раньше, чем описанное в оригинальном сериале. Нерон полон решимости отомстить за гибель родной планеты и поэтому активно вмешивается в происходящее, уничтожая корабль "Кельвин" (хотя все знают, что это самое плохое, что можно придумать, путешествуя во времени). В результате этого вмешательства возникает совершенно новая цепь событий. Этот гениальный ход придумал Дж.Дж.Абрамс сотоварищи, и обо всех этих новых событиях и том, что было дальше, рассказывается в фильмах "Звездный путь" (2009) и "Стартрек: Возмездие" (2013). Да, посол Спок остается в этой середине XXIII века потому что забыл собственные расчеты для скачков во времени, а может, считает, что здесь он нужнее, сохранив знания о том, как все могло бы произойти, не уничтожь Нерон "Кельвин".


Примечание 2. Откуда взялся Спок Прайм?

Сразу предупреждаю, что, несмотря на то, что история о Дружбе и том, на что Кирк готов ради Спока, по-моему, прекрасна до невозможности, "научная" составляющая этого научно-фантастического фильма вызывает у меня желание закрыть глаза и сделать вид, что ее не существует %)

В общем, в процессе погони Хана за Кирком еще участвовала некоторая научная разработка, названная проектом "Генезис" (да, аллюзия на Библейский сюжет), суть которой была в следующем: если выстрелить ракетой с "Генезисом" в мертвую планету, она создаст там полностью пригодную для жизни среду. Проблема в том, что если выстрелить ей в планету, где уже есть жизнь, то эта жизнь сначала сотрется, а потом уже создадутся новые условия. Живых организмов в этом процессе не предполагается.
Хан украл этот самый "Генезис" и в последний момент выстрелил им вблизи "Энтерпрайза" (именно поэтому им понадобилось поскорее убираться оттуда, и Спок полез чинить голыми руками ядерный реактор). "Генезис" сработал, на голой каменистой планете, около которой все это произошло, возникла пригодная для жизни среда.
В то же время Кирк устроил торжественные похороны Спока и выстрелил капсулой с его телом в космос (и она упала на ту же самую планету). В результате, поскольку под воздействие "Генезиса" попали клетки живого организма, возник юный клон Спока. Дальше выяснилось, что ученые с "Генезисом" все-таки напортачили, и быстрое создание пригодной для жизни среды не останавливается по достижении некоторого состояния, а столь же стремительно продолжается вплоть до полного ее уничтожения. Клон Спока стал взрослеть и стареть вместе с окружающим миром, созданным "Генезисом", и был спасен Кирком и компанией аккурат в тот момент, когда он стал подходящего возраста, чтобы его снова мог играть Леонард Нимой.
Но это только полдела, а именно, про "телесную" составляющую Спока.

А есть еще духовная.
Поскольку вулканцы обладают массой удивительных ментальных читовспособностей, выяснилось, что они могут передать совокупность своих знаний, в некотором роде, свою душу (они называют это словом катра) другому существу. Предполагается, что потом катра должна быть перевезена на Вулкан и где-то там сохранена в общей эээ... базе знаний всех вулканцев во Вселенной. В последний момент Спок успел передать свою катру Маккою.

Таким образом получилось, что у Кирка есть тело Спока, душа Спока, а также некоторая призрачная возможность их объединить, чтобы вернуть Спока назад. Чем он весь фильм "Звездный путь III: В поисках Спока" и занимается.
Так что Спок Прайм - это, собственно, душа "исходного" Спока в теле клона, возникшего в результате действия "Генезиса".


Примечание 3.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда пространство извернулось и они оказались на озере, там был обычный летний день - тихий и жаркий. По небу быстро бежало облако, и вода была зеленой от отражающихся гор. Все было как всегда, но Мирддин вдруг резко зашипел, как от боли, и начал тереть глаза основанием ладони. Нимуэ ...
Ровно 30 лет назад, в 1992 году, Анатолий Крупнов, основатель группы «Чёрный обелиск», написал песню «Я остаюсь». Впоследствии она стала одной из самых известных и знаковых в его творчестве. Спустя три десятилетия Гарик Сукачёв объединил более 20 артистов - главные имена нашей музыки, ...
Вчера я купил в Пятерочке минералку (Ессентуки №17) в надежде спастись от жары.Однако, мало того, что я порезал указательный палец на сгибе об лопнувшую в момент открытия жестяную пробку, - минералка показалась мне явно слабогазированной. ...
Утро доброе, друзья! Выезжаю, вчера с работы, с прилегающей дороги, впереди меня стоит ещё одна машина, тоже выезжает. Стоим, ждем, пока пройдет основной поток. Внезапно во впередистоящую машину на заднее сиденье запрыгивает какой-то мужик. ...
Таксидермия особое искусство. Это способ изготовления чучел животных, основой при котором является шкура животного. Она натягивается на некую основу, а полость внутри заполняется наполнителем. Но набить шкуру животного опилками и соломой – это тоже, конечно, будет чучело, но если руки у ...