Раджьи дети - 16
qebedo — 05.09.2024 Война и убиВства — моя атмосфЭра…Великий воин-раджпут, идеал, к которому стремится каждый мужчина — «вир», фактически то же самое слово, что и на латыни vir (мужчина, муж, воин). Есть даже целый жанр лирической поэзии — «вир-кавья» («стихи о воинах»). Эмоциональные описания битв, в которых принимали участие героические раджпуты, составляют основное содержание их литературы. Чувства, слова, душевные переживания участников сражения представлены очень выразительно. Так, например, про встречу махараны Пратапа Сингха с его врагом в поэме, сочиненной в Меваре, рассказывается так: «Там, где потерявший голову от страха смерти Рамдас Ратхор выбрал место битвы, Пратап остановился. И мечи стали здороваться с саблями. А там пусть хоть Ауна наполнится жаром огня, хоть Солнце охладится, океан перестанет течь и застынет или Ганга пересохнет — но герой победит в этой битве». Воины сравниваются с вепрями, тиграми и львами. Рассказывается, что «олени, с их длинными рогами, бегут битвы. Только вепри своими мощными клыками ранят и убивают врага. Раджа Джасвант — как вепрь, ранит и преследует один пятьсот врагов».
Каждая битва начинается с ритуала приготовления к ней. Сперва омовение — в походных условиях воин окропляет себя священной водой из Ганги, которая хранится у него для важных обрядов в особом сосуде. Затем затем приносятся жертвы богам — Ганеше, Раме, Шиве (Нилкантхе или Махадеве — эпитеты Шивы), его супруге Деви и своей «кул-деви» — богине-хранительнице кхама. Этой последней прежде всего он приносит главную жертву — свое участие в войне и битве. Кул-деви не всегда защищает отдельного воина, ее функция — защита интересов всего кхама, и если для них нужно пожертвовать отдельным человеком, она без сожалений принимает такую жертву. Иногда, когда кхам совсем «отбивается от рук», она является перед кем-нибудь из подопечных и требует принести ей жертву жизнями членов кхама, говоря при этом, что она голодна, и может насытиться только кровью — и называет точное число требуемых жертв.
После почитания божеств, очищения души, воин готовит себя, свое тело к битве и возможной последней жертве. Он растирает сандаловую пасту, натирает ею лоб и руки до плеча и сосредоточивает свое внимание на предстоящем. В раджпутских балладах это приготовления воина к встрече с небесными девами апсарами в царстве Индры, то бишь в раю. «Герой надевает свои доспехи, и апсары, зная, что скоро появятся герои, украшают себя, натираются небесными ароматами. Он надевает свой шлем, а они надевают свои нежные одежды; он надевает на коня упряжь, они украшают руки и лодыжки браслетами с колокольцами; он надевает на тюрбан железную сеточку, они украшают свои косы цветами и драгоценностями; воин начищает свой меч, они сурьмят глаза; герой острит кинжал — она рисует тику на лбу; он надевает защитные нарукавники из меди, она красит свои ладони хной; он берет в руки „тигриные когти“ — они надевают кольца и браслеты; он надевает оберег из травы тулси, они украшают себя жемчужными ожерельями; он примеряется к копью — и они приготовили гирлянды, которые наденут на тех, кого встречают у себя на небе. Он в последний раз проверяет тетиву лука — они уже проверяют силу своего убивающего наповал взгляда. Вот он готов — но и они уже готовы на своих небесных колесницах».
Раджпуты отличались большим вниманием ко всевозможным приметам и предсказаниям, особенно перед битвой. Счастливые и зловещие приметы просчитываются всегда, и их описания многочисленны. Плохая примета перед битвой — увидеть во сне бешеного слона. Плохо, если в природе происходит нечто зловещее — с неба льется кровавый дождь, поднимаются воздушные и песчаные вихри, происходят землетрясения, слышатся трубные звуки слонов и неспокойное ржание коней, вой шакалов. От этого всего воин приходило в уныние. Немало было и счастливых примет. Прежде всего все отмечали, что происходит с правой стороны от идущего в поход войска — она считалась благоприятной. Поэтому появление зверей и птиц справа было очень счастливым предзнаменованием — клики павлинов, журавлей и гусей, появление сусликов и т. п. Очень внимательно смотрели, как пройдет жертвоприношение богам — если дым отклоняется вправо, а топленое масло при возлияниях горит ровно и не коптит, то это очень хороший знак. Также хорошие приметы — увидеть скисшее в доме молоко, сосуд с водой до краев, корову, священную траву и множество других «хороших» вещей.
Существовало и понятие «непочетной» смерти. Например, таким считалось отсечение головы — даже в бою. Но у истинного героя-раджпута был выход — стать джамджхаром («медленно умирающим»). Героические баллады и поэмы прославляли бойцов, продолжавших драться некоторое время и без головы — посмертный вред врагам снимал «непочет» с такой смерти. Во многих семьях есть предания о джамджхарах… Величайшим позором было скальпирование — на это решались только самые злобные и очень ненавидевшие убитого враги, ибо отомстить и смыть позор, уничтожив убийцу, становилось обязательным делом для всего кхама.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |