Пятерка жигулей ВАЗ-2105. Квадратная вазовская классика


Появившаяся в линейке вазовской классики в 1980 году новая машина была на те годы вполне современной. Семидесятые закончились, и эпоха обилия хрома, а так же плавных линий осталась позади, в моду входили рубленые, квадратные формы кузова, как в Европе, так и в Японии и в США. Не отставал и ВАЗ, представивший в 1979 году обновленную модель своей «Лады». ВАЗ-2105 стал родоначальником второго поколения классической линейки завода.

Конструктивно это была глубокая модернизация всё той же «копейки», первенца завода, но внешне своего предка эта машина уже ничем не напоминала. Да и под капотом произошли большие изменения – появился новый двигатель с ременным приводом газораспределительного механизма, реле и предохранители были собраны в общий блок, а не разбросаны по всей передней части машины.

Мотор объемом 1.3 литра стал работать тише, это был его огромный плюс. Совершенно другой стала и крышка головки блока, на «пятерочном» моторе она была литой, выполненной из алюминиевого сплава.

По идее, такая крышка должна была устранить вечную проблему «жигулей» - подтекание масла из под штампованной железной клапанной крышки, которую со временем вело, чаще всего от несоблюдения очередности затяжки гаек её крепления. Но увы, новая крышка эту проблему тоже не устранила, а со временем, в местах крепления так же как и железная, шла волнами. Однажды у меня даже лопнуло одно из мест креплений крышки, когда ставил её назад после регулировки клапанов, причем лопнул рядом со сварочным швом. До меня уже её кто-то варил. Мне, не без труда правда, удалось найти на разборке аналогичную крышку в хорошем состоянии, стоила она недёшево, но в итоге, после установки, масло течь из-под крышки перестало.

У первых двигателей ВАЗ-2105 был любопытный момент – масляный фильтр устанавливался через специальный кронштейн, не так как у обычных «жигулей». Насколько мне известно, на эту машину планировалось устанавливать фильтра увеличенного объема, у которых площадь фильтрующего элемента была больше, но из-за своих габаритов корпус фильтра упирался в лонжерон. Вот для таких корпусов и разработали угловой кронштейн, но вскоре от этой, надо сказать, хорошей задумки, отказались и стали устанавливать обычный фильтр. Двигатель с таким кронштейном сейчас – огромная редкость.

Появился на «пятерке» и новый карбюратор. Экспортный потенциал этого автомобиля был очень высокий, и для соответствия ужесточившимся экологическим нормам в Европе, на 2015 планировалось устанавливать совершенно новый карбюратор ВАЗ-21053-62, у которого даже была система автоподсоса в режиме прогрева двигателя, и система снижения токсичности выхлопа с катализатором и датчиком кислорода. Вот как всё это выглядело схематически.

Вот так выглядит сам карбюратор:

Скорее всего, вся эта система устанавливалась только на экспортные машины, а на внутренний рынок ставили обычный модернизированный «Озон», так как новый карбюратор был очень сложный в настройке.
Мне однажды удалось раздобыть именно такой, причем новый и советского еще производства, я пытался установить его на свой «Москвич» 2140, что бы иметь возможность запускать машину зимой с пульта сигнализации, но у нас в городе никто не смог его нормально настроить, а половина мастеров честно признавались, что такой карбюратор они видят впервые в жизни.

Была и дизельная модификация ВАЗ- 21055, устанавливался барнаульский двигатель мощностью в 50 л.с., но выпускалась она малыми партиями, в массовое производство так и не пошла

У машины появилась совершенно новая оптика. Блок-фары спереди значительно облегчали замену лампочек, предусматривался еще и гидрокорректор фар, по большей части он устанавливался на экспортные модификации. С начала 80-х на экспортных стали устанавливать очистители фар, часть таких машин попадала и на внутренний рынок, но «дворники» на фарах были неэффективны, владельцы их снимали.

Для замены ламп в задних фонарях, разбирать их уже не требовалось.

Салон полностью обновился. Все приборы были собраны в комбинацию, чем-то напоминающую приборы Мерседес W115, только вместо часов был вольтметр, внизу, а блок контрольных ламп вверху. Более грамотно был сделан обдув ветрового стекла. Впервые на вазовской классике появился обдув боковых стёкол, на моделях после 1981 года выпуска.

Обивка дверей шла цельно штампованной до конца 80-х. Кнопки блокировки замков дверей изнутри были «иномарочными» на вид, выглядели красиво, но были постоянным источником шума, так как и кнопки и гнёзда были сделаны из твёрдого пластика и постоянно гремели при движении.

Передние и задние бамперы представляли собой алюминиевый брус с резиновым молдингом и пластиковыми накладками по бокам. Многих поначалу удивляли мощные на вид кронштейны крепления бамперов в виде трубы. Дело в том, что на автомобиль планировали устанавливать гидравлические демпферы бамперов, согласно опять таки, европейских требований по безопасности, но так эту задумку и не реализовали, видимо, посчитав её слишком дорогой.

Не знаю почему, но «пятерка» не завоевала у нас той популярности, которой эта машина, на мой взгляд, вполне достойна. Почему-то ВАЗ-2106 более популярна, и считается мягче, хотя поездив на обеих, я разницы в мягкости подвески не ощутил, но 2105 гораздо удобнее, на мой взгляд, чем «шестерка». Тем не менее, «пятерка» продержалась в производстве 31 год, её собирали и на Украине, и в Египте. Да и сам завод в Тольятти производил модификацию ВАЗ- 21057, известную еще как LADA Riva (Nova) для стран с левосторонним движением, экспортировалась она в том числе и в Англию, причем уже после распада СССР.