
Миф о женской неполноценности как проекция мужских страхов


Когда-то женщина была богиней.
Её фигура украшала пещеры, её чтили как источник жизни и тайны.
Она рождала, кормила, исцеляла, управляла циклами природы. Женщина была началом всего.
Но всё изменилось.
Постепенно — через мифы, религию, философию и мораль — женщина стала не чудом, а опасностью.
Она больше не объект поклонения, а источник зла, греха, слабости. Возникает идея, будто женщина по природе “неполноценна”.
Откуда пришла эта мысль? Кто её придумал — и зачем?
Идея о том, что женщина якобы по природе «неполноценна», уходит корнями в глубокую древность — но она не была изначальной.
Когда общество стало патриархальным — с частной собственностью, армией, наследованием, у мужчин возникла необходимость контроля над женщинами.
Так и появляются нужные мужчинам и ими выдуманеые мифы: Ева создана из мужчины — и губит его, Пандора приносит человечеству страдания, Лилит отказывается подчиняться и становится демоном.
Общий мотив этих мифов то что именно женшина причина бедствий, источник хаоса.
Любопытная, свободная, знающая женщина — опасна.
Позднее эту идею подхватили и «рационализировали» философы. Аристотель утверждал, что женщина — это «недоразвитый мужчина», не способный к полному проявлению разума. Августин и Фома Аквинский добавили к этому христианское измерение: женщина грешна, слаба, создана для подчинения. Так мифология, религия и философия объединились в создании долговечного образа “второсортной” женщины.
Пададокс в том, что многие философы, мыслители, проповедники, столь активно отрицавшие женское начало, испытывали внутренний конфликт, связанный с их собственной сексуальностью. Особенно это заметно у некоторых мужчин, выросших в строго патриархальном обществе, где гомосексуальность и женственность считались позорными.
Платон, воспевавший духовную любовь между мужчинами, писал, что души мужчин, жившие недостойно, перерождаются в женском теле — как в наказание.
Шопенгауэр открыто презирал женщин, считая их примитивными существами, но его собственная жизнь была наполнена отчуждением, одиночеством и непризнанным страхом перед телесностью.
Ницше, чья ненависть к женщинам выражена предельно ярко, сам бежал от близости и всю жизнь страдал от подавленного желания и стыда. И тд
Фрейд, а после и современные психологи стали предполагать, что у таких мудчин имела место проекция: подавленное влечение к «запрещённому» (мужскому телу, женским чертам в себе) превращалось во внешнюю агрессию к женщине — как к символу той части себя, которую они не могли принять.
Поэтому теория женской «неполноценности» — это не объективная истина, а историческая мужская травма, идеология, в основе которой лежат страх перед женской силой, желание контролировать женское тело и потомство, а часто просто подавление своей гомосексуальности.
Возникает вопрос - кто более неполноценнен в таком случае?
|
</> |
