ПЯТЬ МОИХ ЛЮБИМЫХ. ОСТАЛЬНЫЕ ЛЮБИМЫЕ, ИЗВИНИТЕ.
ygashae_zvezdu — 19.09.2019ЖЖ объявил флэшмоб #5книг, в ходе которого необходимо рассказать о пятерке самых важных для вас книг.
Есть книги, которые меня сформировали в детстве, но сейчас утратили всякое значение.
Есть книги, которые очень помогли в профессии, но усвоив их рецепты, я к ним не возвращался.
И есть книги, с которыми я не расстаюсь до сих пор.
Вот о них и расскажу.
1. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА. ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД – «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
С огромной нежностью отношусь к Фрэнсису Скотту Фицджеральду, - писателю, который на собственной шкуре прочувствовал эфемерность американской мечты, о чем и рассказал в лучшем своем романе.
«Великий Гэтсби» повествует о выходце из низов, что «сделал себя сам» и теперь может закатывать приемы для сотен лиц, хотя только двое из карнавальных знакомых придут его хоронить.
Фицджеральд ведь тоже выполнил часть американской установки к успеху «Сделай себя сам». Его первый роман «По эту сторону рая» принес молодому вертопраху, любителю танцев и подпольного виски, руку и сердце любимой девушки, громадные гонорары, превратил в героя светской хроники, олицетворение «века джаза».
Тонко чувствующий Фицджеральд довольно быстро уперся в вопрос: «А что же дальше?». Все материальные желания удовлетворены, а дальше что?
На этот вопрос он и ответил романом «Великий Гэтсби», - дальше ты строишь духовную мечту, без коей ты животное. Гэтсби погибает, поскольку в его случае чертами совершенной Лауры оказалась награждена глупенькая шлюшка.
В случае Фицджеральда, духовная мечта – овладеть мастерством писателя - уперлась в массу материальных проблем «Великой Депрессии» и подорванного годами веселья здоровья.
Остался стильный, быстрый, сюжетный, лучший американский роман.
2. РУССКАЯ ПРОЗА. АНТОН ЧЕХОВ – «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ»
Кому как, а мне жаль, что веселый, утробно хохочущий Антоша Чехонте превратился с годами в Антона Чехова, делающего ставку на хорошую жизнь лет через триста. Это не значит, что «Дама с собачкой» или «Три сестры» плохо написаны. Это значит, что постоянно я перечитываю не их, а «Жалобную книгу», «Чтение. Рассказ старого воробья», «Петров день». Эти и другие рассказы Чехова первых томов меняют мое плохое настроение на сносное, напоминая, что даже тяжелейшую ситуацию можно рассмотреть под юмористическим углом.
3. МЕМУАРЫ. ЮРИЙ НАГИБИН – «ДНЕВНИК»
В качестве примера автора, который всю зрелую жизнь писал не то, что хотел, а потом взял да выдал, превозносят Валентина Катаева, хотя Нагибин более яркий пример. Катаев ведь хорошо писал смолоду (повесть «Растратчики» (1926) так и осталась им непревзойденной), а Нагибин от младости до старости проходил под маской благочестивого советского литератора, удачно работающего в кино. Только в возрасте 70+ автор хрестоматийного «Зимнего дуба», «чистопрудной слезницы», увенчанного всеми лаврами фильма «Председатель» показал истинное писательское лицо. Лицо, перекореженное страстями, лишенное благостной доброты, разочарованное в человеке. Но, главное, очень живое.
«Свет в конце туннеля», «Моя золотая теща», «Дневник» написаны на последнем дыхании человеком, у которого только и осталось, что писательское мастерство, достигшее пика. Даже если «Дневник» велся на протяжении пятидесяти лет, к печати он приготовлялся перед уходом, Нагибин успел подержать в руках сигнальный экземпляр главной своей книги – заявки на литературное бессмертие.
Мне нравится безаппеляционность оценок, несправедливая злость и даже ненависть «Дневника» Нагибина, настолько хорошо это написано. По поводу обид некоторых фигурантов, им можно только посочувствовать: ребята, вы стали мимолетными прохожими гениальной прозы, и может быть вся заслуга вашей жизни только в этом.
4. КРИТИКА. КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ – «СТАТЬИ О ЛИТЕРАТУРЕ»
Я, как все нормальные люди этой страны любил Чуковского наизусть с детства, но…
Блин, каким же он был критиком и насколько это проходит мимо сознания большинства, нежелающих идти дальше «Мойдодыра»!
Как замечательно парадоксальна первая же фраза статьи об Арцыбашеве: «Начну с конца!»
Как он едок, ниспровергателен, шумен, совершенно не желая по молодости соблюдать добрые нравы литературы, так пестуемые им в старости. Вверх тормашками летят репутации исписавшегося Бальмонта, притворяющихся порнографами аккуратненьких мещан Арцыбашева и Каменского, поделившего все многообразие мира на Ужей и Соколов Горького.
Главное, сто с лишним прошло, а эта «газетная поденщина» ничуть не устарела. По- прежнему свежо, живо, эмоционально. Как сегодня написано.
Самая значимая критическая работа Чуковского «Нат Пинкертон и современная литература», где Корней Иванович выразил боязнь грядущей культуры, которая будет обслуживать гуннов, троглодитов и питекантропов, облагодетельствованных волной повальной грамотности.
Как видим, ничего страшного не произошло. Более того, массовая культура усовершенствовалась пройдя путь от дешевых книжек Ната Пинкертона до Роулинг, «Игры престолов» и Стэна Ли.
И вот здесь подробнее.
5. КОМИКС. БИЛЛ УИНГЕЛЕМ – «FABLES»
После того, как Мединский высказался о комиксах, я боюсь культуры министра. Каким незнанием предмета нужно обладать, чтобы объявить огромнейший культурный пласт, влияющий на жизнь миллионов, резервацией для несмышленышей? Стэн Ли один из самых значимых писателей современности, пусть даже упаковка его историй и идей состоит не целиком из букв.
Скажем сразу, я не большой поклонник комиксов, разве что почитываю «Удивительного Человека – паука».
Ну и серия «Fables», рассказывающая о персонажах всем известных сказок, которые будучи изгнаны из родных краев обосновались в Нью-Йорке, скрасила несколько месяцев моих катаний в метро на работу, пока все 150 выпусков не пролетели махом.
Здесь очень крутое переосмысление образов Белоснежки, Серого Волка, Пиноккио. С глубинными пластами, которым не мешает авторское наморщенное чело. Здесь действие, замешанное на предательствах, крови, сексе, близкой смерти. После саги о «Гарри Поттере» - это лучшая сказка для взрослых.
Вот какие они мои #5книг.