ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

топ 100 блогов ygashae_zvezdu10.09.2019

10 сентября ушел из жизни Далтон Трамбо (1905-1976), голливудский сценарист, до сих пор являющийся фетишем культурной Америки, о чем свидетельствует успех фильма «Трамбо» с Брайном Крэнстоном в главной роли.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Понятно, почему Трамбо до сих пор превозносят. Это пример одиночки, пробившего брешь в системе. Для нации исповедующей философию индивидуализма подобный пример показателен.

И все-таки, что сделал Трамбо на ниве кино и литературы?

Рассмотрим его карьеру в рамках любимого мной «Золотого века» Голливуда.

Говорить о карьере сценаристов «Золотого века» Голливуда трудно, ибо в тамошнем производстве автор ценился, как винтик огромного механизма. Сценарий переделывался десятки раз; к его шлифовке прилагали мозги, кому велит продюсер; в шапку фильма попадали сценаристы, доводящие до ума последний, сорок второй вариант, или близкие к руководству деятели. Таким образом, реальный вклад конкретного сценариста в тот или иной фильм зачастую невычисляем. Голливудский сценарий – это коллективная работа, 9 из 10 участников которой оставались в тени.

Потому разрешите, рассказывая о работах Трамбо не выяснять, насколько весом его творческий вклад. И упомяну я лишь фильмы лично просмотренные.

Трамбо начинал как обычный сценарист на подхвате, правда, в одной из самых крутых студий, - «МГМ». Ее хозяин Луис Майер культивировал юность, полагая, что американский гражданин начинается с правильного воспитания. Любимым детищем Майера были хулиганистый, живой, с правильными установками подросток Микки Руни и чуть неземная, с великолепным вокалом девочка Джуди Гарленд. Фильмами с участием этих любимцев «Чистокровки не плачут» (1937) и «Пойте все» (1938) Трамбо начал карьеру. 

Это было типично подростковое кино, рассказывающее, как дети, ставящие перед собой трудные задачи, уделывают взрослых, выигрывая скачки или выходя на сцену.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

В 1939 Трамбо повысил свои ставки, сочинив роман «Джонни взял ружье». Книга о солдате Первой Мировой, который, став искалеченным куском мяса, лежа в неподвижности, переосмысливает свою жизнь, потрясала модерновыми флэшбеками, антивоенным пафосом и лирикой. Трамбо вручили за нее Национальную литературную премию. В 1971 Далтон дебютирует в режиссуре, экранизировав «Джонни взял ружье». 

Пока же писатель выдал на рынок еще более бестселлерный роман. В дальнейшем  и он, и его товарищи по компартии предпочтут его забыть. «Замечательный Эндрю» повествовал, как дух президента Эндрю Джексона помог муниципальному казначею привлечь к ответственности коррупционеров. Пацифизм Трамбо в данной нетленке зашкалил так, что он договорился о невступлении США в войну. Ведь Штатам объективно ничего не угрожает, а британцы с германцами пускай жрут друг друга. Когда японцы прилетели на Перл-Харбор, Трамбо наложил запрет на продажи и переиздание «Замечательного Эндрю» и «Джонни взял винтовку» до победы. 

Перековавшись, Трамбо начал утверждать идею: если уж начали воевать, будем делать это хорошо. 

В 1943 вышел фильм «Парень по имени Джо». Картина Виктора Флеминга с участием Спенсера Трейси и Вана Джонсона получила номинацию на «Оскар» за лучший сюжет. Сюжет, действительно, того стоил. 

Небесная канцелярия отправляет призрак погибшего летчика обучать полетам новобранцев. Неожиданно новобранец, которому покровительствует призрак - ас, влюбляется в его невесту. Призрака начинает душить ревность. 

В 1989 ремейк этой картины «Всегда» сделал Стивен Спилберг. Оригинал же на нынешний день кажется слишком приподнятым и пафосным.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ
"ПАРЕНЬ ПО ИМЕНИ ДЖО" - ПРИЗРАК И ЕГО УЧЕНИК

В 1944 увидели экран «Тридцать секунд над Токио» Мервина ле Роя с участием опять же Спенсера Трейси и Вана Джонсона. Картина рассказывала об ответном ударе американских ВВС спустя четыре месяца после налета на Перл-Харбор. Драма протяженностью без малого два с половиной часа была сделана в документальной стилистике и нынче смотрится не без скуки.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

После войны Трамбо отдал дань самому популярному жанру тех разочарованных лет нуару. 

В 1950 Джозеф Х. Льюис представил «Без ума от оружия», вариант истории Бонни и Клайда, где женщина берет в оборот парня и толкает его на дорогу грабежей и убийств. Хотя двух изгоев даже жаль, сентиментальностью в ленте не пахнет, а с натурализмом, пожалуй, перегнули.

ПЕГГИ КАММИНГС И ДЖОН ДОЛЛ В
ПЕГГИ КАММИНГС И ДЖОН ДОЛЛ В "БЕЗ УМА ОТ ОРУЖИЯ"

В 1951 появилась одна из лучших картин Трамбо. То Джозеф Лоузи выпустил «Вора» с участием инфернального Вана Хефлина.

Это история блестяще спланированного преступления, где все пошло не так. Полицейский кладет глаз на женщину, убивает по страсти к ней и завещанию  мужа возлюбленной, затягивая удавку на своей шее. Блестящий пример классной истории с финалом в мертвом городе, а также приговор всем бездарям, желающим повысить свой социальный статус. Герой – неудавшийся спортсмен, героиня – несостоявшаяся актриса. Внутреннее недовольство низводит мещан с претензиями на пьедестал в Аид. 

ЭВЕЛИН КЕЙС И ВАН ХЕФЛИН В
ЭВЕЛИН КЕЙС И ВАН ХЕФЛИН В "ВОРЕ"

В «Без ума от оружия» Трамбо вынужденно работал под псевдонимом Миллард Кауфман, а «Вор» вышел, когда он уже отбывал срок.

После войны, в 1947, Трамбо, как члена Коммунистической партии притянули в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Там было много подводных камней, а не только политика. Существовала обыкновенная зависть к человеку, исповедующему демократичные принципы, полеживая на лужайке у собственной виллы. Перед Трамбо встала дилемма: отвечать на вопросы Комиссии, либо не отвечать. 

Скажем, простой вопрос: «Являетесь ли вы членом коммунистической партии?» Ответ: «Нет!» влечет за собой свидетелей, которые уличают ответчика в даче ложных показаний. Ответ: «Да!», дает право комиссии продолжать расследование. Уход от ответа рассматривается как неуважение к комиссии и карается годом заключения. Трамбо решил не отвечать и в 1950 его посадили на 11 месяцев.

Трамбо попал в «черный список», ему просто не давали работу.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Историю его борьбы с системой я рассказывать не буду, в фильме «Трамбо» Джея Роуча она исследована подробно.

Просто суммируем, - Трамбо вывернулся потому, что а) был профи; б) имел много друзей; в) благодаря непрозрачности сценарной работы в Голливуде, о которой мы говорили в начале. 

Трамбо просто перешел на положение «негра», писал за других, плюнув на имя в «шапке». И в 1954 дописался до «Оскара» за всемирно известную комедию «Римские каникулы». Награду получил его друг Ян Мак-Леллан Хантер, но позже справедливость была восстановлена. 

ОДРИ ХЕПБЕРН И ГРЕГОРИ ПЕК В
ОДРИ ХЕПБЕРН И ГРЕГОРИ ПЕК В "РИМСКИХ КАНИКУЛАХ"

В 1957 Трамбо повторил, получив «Оскар» под псевдонимом Роберт Рич за сценарий фильма «Отважный» о дружбе мексиканского мальчика и быка.

Ну а дальше Кирк Дуглас добился, чтобы фамилия Трамбо стояла в титрах фильма «Спартак» и сценарист легально вернулся в индустрию.

ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ничего не поняла, но все равно красиво. Фотограф Андрей Яковлев Арт-директор Лили Алеева Стиль Ханна Яцко ...
"Смотрите, власть совсем берега потеряла, требует уважения, почитания и даже повиновения, при этом согласна понимать только свои права, а вот признавать обязанности отказывается наотрез. То есть забыла, для чего ее избрали и кто ее избрал. И что делать, как к такой власти относиться?" ...
"Левиафан", реж. А. Звягинцев, 2014 В Нью-Йорке по окончании фильма, пока идут финальные титры, принято оставаться в зале. После "Левиафана" публика даже если бы захотела встать - не смогла, настолько все были придавлены. Можно только предполагать, о чем думали американцы, вчитываяс ...
Последнее время во многих странах опять набирает обороты ковидная кампания. Власти нагнетают истерию и сеют панику, чтобы выгодоприобретатели ковидо-аферы смогли снять второй урожай. Благо поспели вакцины-скороспелки, раскручены дорогостоящие препараты-полуплацебо, проведена ...
Хочу задать вам такой очень домашний вопросик: скажите, а в чём вы ходите дома - в мягких уютных домашних тапочках или же босиком (в носках)? У нас дома прям противостояние какое-то: я хожу непременно в тапочках, а мой муж тапки терпеть не может, ...