ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
10 сентября ушел из жизни Далтон Трамбо (1905-1976), голливудский сценарист, до сих пор являющийся фетишем культурной Америки, о чем свидетельствует успех фильма «Трамбо» с Брайном Крэнстоном в главной роли.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-5c8405.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1050520/1050520_original.png)
Понятно, почему Трамбо до сих пор превозносят. Это пример одиночки, пробившего брешь в системе. Для нации исповедующей философию индивидуализма подобный пример показателен.
И все-таки, что сделал Трамбо на ниве кино и литературы?
Рассмотрим его карьеру в рамках любимого мной «Золотого века» Голливуда.
Говорить о карьере сценаристов «Золотого века» Голливуда трудно, ибо в тамошнем производстве автор ценился, как винтик огромного механизма. Сценарий переделывался десятки раз; к его шлифовке прилагали мозги, кому велит продюсер; в шапку фильма попадали сценаристы, доводящие до ума последний, сорок второй вариант, или близкие к руководству деятели. Таким образом, реальный вклад конкретного сценариста в тот или иной фильм зачастую невычисляем. Голливудский сценарий – это коллективная работа, 9 из 10 участников которой оставались в тени.
Потому разрешите, рассказывая о работах Трамбо не выяснять, насколько весом его творческий вклад. И упомяну я лишь фильмы лично просмотренные.
Трамбо начинал как обычный сценарист на подхвате, правда, в одной из самых крутых студий, - «МГМ». Ее хозяин Луис Майер культивировал юность, полагая, что американский гражданин начинается с правильного воспитания. Любимым детищем Майера были хулиганистый, живой, с правильными установками подросток Микки Руни и чуть неземная, с великолепным вокалом девочка Джуди Гарленд. Фильмами с участием этих любимцев «Чистокровки не плачут» (1937) и «Пойте все» (1938) Трамбо начал карьеру.
Это было типично подростковое кино, рассказывающее, как дети, ставящие перед собой трудные задачи, уделывают взрослых, выигрывая скачки или выходя на сцену.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-649681.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1050723/1050723_original.png)
В 1939 Трамбо повысил свои ставки, сочинив роман «Джонни взял ружье». Книга о солдате Первой Мировой, который, став искалеченным куском мяса, лежа в неподвижности, переосмысливает свою жизнь, потрясала модерновыми флэшбеками, антивоенным пафосом и лирикой. Трамбо вручили за нее Национальную литературную премию. В 1971 Далтон дебютирует в режиссуре, экранизировав «Джонни взял ружье».
Пока же писатель выдал на рынок еще более бестселлерный роман. В дальнейшем и он, и его товарищи по компартии предпочтут его забыть. «Замечательный Эндрю» повествовал, как дух президента Эндрю Джексона помог муниципальному казначею привлечь к ответственности коррупционеров. Пацифизм Трамбо в данной нетленке зашкалил так, что он договорился о невступлении США в войну. Ведь Штатам объективно ничего не угрожает, а британцы с германцами пускай жрут друг друга. Когда японцы прилетели на Перл-Харбор, Трамбо наложил запрет на продажи и переиздание «Замечательного Эндрю» и «Джонни взял винтовку» до победы.
Перековавшись, Трамбо начал утверждать идею: если уж начали воевать, будем делать это хорошо.
В 1943 вышел фильм «Парень по имени Джо». Картина Виктора Флеминга с участием Спенсера Трейси и Вана Джонсона получила номинацию на «Оскар» за лучший сюжет. Сюжет, действительно, того стоил.
Небесная канцелярия отправляет призрак погибшего летчика обучать полетам новобранцев. Неожиданно новобранец, которому покровительствует призрак - ас, влюбляется в его невесту. Призрака начинает душить ревность.
В 1989 ремейк этой картины «Всегда» сделал Стивен Спилберг. Оригинал же на нынешний день кажется слишком приподнятым и пафосным.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-c898ed.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1051079/1051079_original.png)
В 1944 увидели экран «Тридцать секунд над Токио» Мервина ле Роя с участием опять же Спенсера Трейси и Вана Джонсона. Картина рассказывала об ответном ударе американских ВВС спустя четыре месяца после налета на Перл-Харбор. Драма протяженностью без малого два с половиной часа была сделана в документальной стилистике и нынче смотрится не без скуки.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-27e6ff.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1051185/1051185_original.png)
После войны Трамбо отдал дань самому популярному жанру тех разочарованных лет нуару.
В 1950 Джозеф Х. Льюис представил «Без ума от оружия», вариант истории Бонни и Клайда, где женщина берет в оборот парня и толкает его на дорогу грабежей и убийств. Хотя двух изгоев даже жаль, сентиментальностью в ленте не пахнет, а с натурализмом, пожалуй, перегнули.
![ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐС Ð ÐÐÐÐ ÐÐÐÐ Ð ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐС Ð ÐÐÐÐ ÐÐÐÐ Ð](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-4c98b1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1051449/1051449_original.png)
В 1951 появилась одна из лучших картин Трамбо. То Джозеф Лоузи выпустил «Вора» с участием инфернального Вана Хефлина.
Это история блестяще спланированного преступления, где все пошло не так. Полицейский кладет глаз на женщину, убивает по страсти к ней и завещанию мужа возлюбленной, затягивая удавку на своей шее. Блестящий пример классной истории с финалом в мертвом городе, а также приговор всем бездарям, желающим повысить свой социальный статус. Герой – неудавшийся спортсмен, героиня – несостоявшаяся актриса. Внутреннее недовольство низводит мещан с претензиями на пьедестал в Аид.
![ÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐС Ð ÐÐРХÐФÐÐÐ Ð ÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐС Ð ÐÐРХÐФÐÐÐ Ð](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-49f055.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1051670/1051670_original.png)
В «Без ума от оружия» Трамбо вынужденно работал под псевдонимом Миллард Кауфман, а «Вор» вышел, когда он уже отбывал срок.
После войны, в 1947, Трамбо, как члена Коммунистической партии притянули в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Там было много подводных камней, а не только политика. Существовала обыкновенная зависть к человеку, исповедующему демократичные принципы, полеживая на лужайке у собственной виллы. Перед Трамбо встала дилемма: отвечать на вопросы Комиссии, либо не отвечать.
Скажем, простой вопрос: «Являетесь ли вы членом коммунистической партии?» Ответ: «Нет!» влечет за собой свидетелей, которые уличают ответчика в даче ложных показаний. Ответ: «Да!», дает право комиссии продолжать расследование. Уход от ответа рассматривается как неуважение к комиссии и карается годом заключения. Трамбо решил не отвечать и в 1950 его посадили на 11 месяцев.
Трамбо попал в «черный список», ему просто не давали работу.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-d59028.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1051932/1051932_original.png)
Историю его борьбы с системой я рассказывать не буду, в фильме «Трамбо» Джея Роуча она исследована подробно.
Просто суммируем, - Трамбо вывернулся потому, что а) был профи; б) имел много друзей; в) благодаря непрозрачности сценарной работы в Голливуде, о которой мы говорили в начале.
Трамбо просто перешел на положение «негра», писал за других, плюнув на имя в «шапке». И в 1954 дописался до «Оскара» за всемирно известную комедию «Римские каникулы». Награду получил его друг Ян Мак-Леллан Хантер, но позже справедливость была восстановлена.
![ÐÐРРХÐÐÐÐÐ Ð Ð ÐÐ ÐÐÐÐ Ð ÐÐÐ Ð ÐÐРРХÐÐÐÐÐ Ð Ð ÐÐ ÐÐÐÐ Ð ÐÐÐ Ð](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-19085d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1052211/1052211_original.png)
В 1957 Трамбо повторил, получив «Оскар» под псевдонимом Роберт Рич за сценарий фильма «Отважный» о дружбе мексиканского мальчика и быка.
Ну а дальше Кирк Дуглас добился, чтобы фамилия Трамбо стояла в титрах фильма «Спартак» и сценарист легально вернулся в индустрию.
![ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ФИЛЬМЫ СЦЕНАРИСТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ](/images/main/filmi-scenarista-pod-prikritiem-912777.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1052498/1052498_original.png)