Птицы Николая Рериха

штош начну сразу с главного если не хита, то открытия выставки
«Твердыня пламенная», которая проходила в
Главном штабе Эрмитажа, в честь 150-летия со дня рождения Николая
Константиновича Рериха (1874–1947). мы успели посетить в последний
день экспозиции - 2 марта.
«Чайки», 1901.
К сожалению, качество фото оставляет... в этот угол вообще было
сложно подобраться, а ещё и сфотографировать верхнюю картину без
бликов практически нереально.
Можно найти (с трудом) в интернете этот вариант, потому что поиск
выдаёт другое одноимённое произведение из Русского музея, а это
хранится в Эрмитаже. И впервые выставляется!
А всё потому, что картина была записана в инвентарь как эскиз
работы неизвестного художника.
Но недавно были проведены технико-технологические
исследования эскиза «Чайки» - не с целью определить автора, а для
реставрации, завершившейся в 2020 году. После удаления сильных
поверхностных загрязнений и устранения серьезной деформации (холст
был наклеен на картонную основу) – работа Рериха обнаружила еще
большую декоративность и колористическую насыщенность.
Картина «Чайки» находилась в коллекции Федора Федоровича
Нотгафта – сотрудника Эрмитажа, умершего в 1942 году в блокадном
Ленинграде. Выставка произведений из его собрания состоялась в 1962
году в Эрмитаже; на ней было представлено 15 живописных и 38
графических работ русских художников начала XX века. Через два
года, 25 июля 1964 года вышел приказ Министерства культуры СССР под
№ 269 о передаче коллекции Ф.Ф. Нотгафта в Государственный Русский
музей; 31 августа картины и рисунки покинули Эрмитаж. Это стало
причиной существенного обеднения эрмитажной коллекции искусства
начала XX века. Среди живописных работ, переданных в Русский музей
– картины А.Н. Бенуа, П.В. Кузнецова, Б.М. Кустодиева, Е.Е.
Лансере, А.П. Остроумовой-Лебедевой, К.С. Петрова-Водкина; Н.К.
Рериха, А.А. Рылова, М.С. Сарьяна, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина. НО
«Чайки» не были представлены на той выставке собрания Нотгафта,
поэтому на долгие годы оставались в запасниках Эрмитажа.
Источник, там же можно посмотреть фото получше: https://vk.com/wall521889529_383?w=wall521889529_383
Более известная картина - «Заморские гости» из собрания
Третьяковской галереи также создана Рерихом в 1901 году.
Лучшая на выставке, по мнению моего сына ;-)
Взгляд у понаехавшего викинга, действительно, впечатляет: Эй ты, чё
смотришь?!
Из описания выставки на сайте:
Особое место на экспозиции занимают предметы из собрания
Государственного Эрмитажа. Это, прежде всего, археологическая
коллекция семьи Рериха, включающая личные находки Николая
Константиновича, его супруги Елены Ивановны и младшего брата
художника Бориса Константиновича. Всего рериховское археологическое
собрание в фондах музея насчитывает более 26 000 предметов. В его
основе – коллекции каменного века, но также присутствуют находки из
раскопок средневековых памятников.
Подвеска-птичка слева, затем собачка и, кажется, лошадка ;-)
Архитектурная деталь с изображением птицы. Древняя Русь. Конец XII
- начало XIII в.
Его картина «Голубиная книга» (1922 г. )
иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным
названием. В Голубиной книге идет речь о происхождении мира. Смысл
легенды - философский, с позднейшими вариантами христианской
мифологии. В ней сохранились отзвуки самых глубоких времен,
доходящих до источника общего и для индийских Вед, и для русского
фольклора. Недаром заветная книга, о которой пели сказители,
именуется "голубиной", то есть "глубинной", что означает
одновременно и "древняя" и "мудрая".
Вечер богатырства киевского или Русский богатырский
эпос. Как перевелись богатыри на Руси. 1896.
Сюжет картины завершает древний былинному эпосу и истории Киевской
Руси, но также связана и с духовными традициями Рериха, основой
которых была вера.
Зловещие. 1907.
В эскизе к картине был изображён старинный город, обнесённый
бревенчатыми стенами с дозорными башнями, на первом плане которого
вороны, предвещающие добычу с поля боя. Рерих изменил композицию
после разговора с Архипом Куинджи, одним из своих учителей.
Художник убрал верхнюю часть с городским фоном. Композиционной,
эмоциональной и смысловой доминантой стали огромных размеров чёрные
птицы, олицетворяющие зло (с) Русский музей
О концепции выставки и необычной истории картины "Чайки" можно
послушать в интервью с куратором в сообществе Эрмитажа:
#птицыпочетвергам
|
</> |