Проверьте свою недвижимость - есть ли она у вас вообще?
staryiy — 13.12.2018За последние годы в сфере регистрации и учета недвижимости произошли достаточно большие изменения. Начиная с того, что некогда учёт объектов велся БТИ - и, кстати, если вы приобретали что-то до 1997 года, когда вступил в силу 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - вам необходимо было после регистрации ДКП (договора купли-продажи) у нотариуса, зарегистрировать его затем еще в БТИ.
Многие этого тогда не сделали и сейчас им приходится "доделывать" это - либо в судебном порядке, либо разыскивая тех продавцов, чтобы они лично присутствовали при подачи документов для регистрации в Росреестре.
У меня был клиент, для которого нам пришлось проводить, фактически, розыскную деятельность, т.к. в судебном порядке были некоторые сложности, и мы нашли, спустя более 10 лет после сделки, продавца земельного участка, находящегося в Обнинске, но на землях Боровского р-на, который жил уже в Калуге - такая, панимашь, загогулина.
Продавец, конечно, был весьма удивлен, когда мы с ним связались, поначалу отнесся крайне недоверчиво (и его вполне можно понять), но в итоге нам удалось даже договориться с ним на оформление доверенности от него на нашего сотрудника, чтобы сдать документы в Боровске (тогда еще документы на регистрацию принимали только по месту нахождения объекта).
Все эти заморочки и лишние расходы для нового собственника можно было бы легко избежать, зарегистрируй они договор после оформлении сделки у нотариуса в БТИ, как было тогда положено. Более того, об этом нотариус всегда делал запись в ДКП, который он составлял тогда. Но... Кто-то забывал это сделать, а кто-то просто, по нашему российскому пофигизму, считал, что "и так сойдет". Увы. При последующем отчуждении (продаже) этих объектов, спустя много лет, они сталкивались с определенными, хоть и решаемыми, но все же - трудностями и дополнительными расходами.
Потом у нотариусов забрали этот жирный кусок (который они частично отбили в 2016 году, пролоббировав оформление сделок с долями, несовершеннолетними и по разделу имущества супругов в нотариальном порядке). Сделки стали регистрировать в регцентрах, потом и вовсе пооткрывали везде МФЦ "Мои документы" - жить стало лучше, жить стало веселей.
А объекты недвижимости передали на учет сначала в кадастр и ЕГРП, затем - объединили всё в ЕГРН. И вот при передачи архивов из БТИ в Кадастр возникло очень много ошибок. Лично мы сталкивались, запрашивая данные на объект из кадастра - и с неверными поэтажными планами, и с ошибками в данных на квартиру (площадь и т.д.).
Ведь как происходила эта передача? "Девочки" в БТИ сидели и тупо сканировали техпаспорта на объекты, чтобы потом отправить все это в электронном, так сказать, формате. Понятно, что девочками было скучно и нудно и порой они фигачили одни и те же планы на разные дома, вроде бы сходные по планировке. В итоге, у нас например, была ситуация, когда на угловой квартире в одной комнате было на плане два окна, а фактически - одно... Ну и т.п.
А еще забавный был случай. Уточняли границу на одном участке. Делали то, что называется в обиходе "межеванием". А на участке дом стоял, давно стоял. Ну и сказал мне кадастровый инженер взять для межевого дела выписку из ЕГРН на этот дом. Заказываю, ничтоже сумляшеся, выписку - опаньки! А дома-то и нет... Сгинул, топливо истратив, весь распался на куски... Хорошо, что у хозяев на него еще Свидетельство имелось - зелененькое такое, помните, были? Вот на основании него и внесли сведения в реестр, как устранение технической ошибки, бгг.. А если бы не было свидетельства? Не, решили бы, конечно, все равно как-то. Ну, посудились бы, на крайняк. Но это просто более геморройно и, повторюсь, более затратно для собственника в финансовом смысле.
И вот в связи с этим меня ОЧЕНЬ напрягает грядущий переход в 20м году на т.н. электронную регистрацию. Её, кстати, сейчас очень активно навязывает Сбер своим клиентам, которые берут у них ипотечный кредит. Оно, вроде как, удобно - не надо ехать в МФЦ; ДКП и прочие документы сдаются на регистрацию прямо в Сбербанке. И стоит недороха - 7 тыс., включая госпошлину (это в нашем регионе). Но! Если из МФЦ мы получаем свой экземпляр с "живыми" штампами и печатями, то после "электронной" регистрации- только ДКП, подписанные сторонами. И с такими договорами шлют далеко и Пенсионный, и Налоговая, если покупатель затем обращается к ним, соответственно - за использованием МК или возвратом налога.
Так что всё это, конечно, хорошо задумано, но, как всегда у нас, в Россеюшке - не продумано до конца и в деталях. Ну, может додумают еще.
А пока настоятельно советую всем проверить свою родную недвигу - заказать выписку из ЕГРН и убедиться, что она, недвижимость эта, у вас есть, а не затерялась в дебрях Росреестра, и именно в том виде, котором и должна быть. Удачи!