Проверки на дорогах

В 1975 году, когда отец готовился к первой своей заграничной командировке в братский Египет, соответствующие органы проводили ему проверки на благонадежность. Как иначе? А вдруг он сразу после пересечения границы побежит в швейцарское посольство и попросит убежища? А вдруг выдаст мозолистые секреты Родины западным плутократам?
Первая проверка была от однокурсника Коли, про которого все знали, что он стучит в КГБ. Отец как раз шел по коридору студенческой общаги со сковородкой жареной картошки, когда дверь бокса открылась, и наружу вывалился Коля — весь в очках и с книгой по политэкономии подмышкой.
— Суркот, дружище! — сказал он бодро. — Объясни мне, пожалуйста, такую вещь: почему в капиталистических странах до сих пор не произошло социалистической революции, о которой писал Маркс?
Не поведя бровью, отец ответствовал:
— Думаю, все дело в том, что на загнивающем Западе еще не сложились подходящие условия. Нет революционной ситуации, понимаешь! Подожди чуток, вот лет через пять-десять...
Вторая проверка была основательней. Во время работы в стройотряде командир отозвал отца в сторону.
— Вот что, Суркот, ты парень серьезный, — сказал он, — поэтому нужно твое мнение. У нас в области через месяц проходят выборы все уровней. А мне вот кажется, что никакого нет в этом смысла — один кандидат же! Нет никакого выбора, один спектакль, цирк — такое мое мнение. Согласен?
— Конечно же, нет, — хладнокровно сказал отец. — Хочешь — голосуй, не хочешь — не голосуй. Выбор налицо.
— Вот ты жук! — закричал тогда командир. — Никакого ума, точно как мой брат несешь пропаганду! Я тебе последний раз говорю — одумайся, нам же не дают выбора!
— Что ж, — сказал отец. — У меня на этот счет другое мнение.
Проверки он прошел.
Сейчас смешно такое слушать, а тогда эти люди считали, наверное, себя вершителями судеб и рыцарями в сверкающих шинелях.
|
</> |