Противостояние

топ 100 блогов mike6724.05.2010 Говорить о фильме Михалкова не очень сложно, потому что среди вменяемых и не проспонсированных людей разнобоя мнений об "Утомленных" не наблюдается. Однако некоторые очень существенные моменты остались неясными. Все-таки творение Михалкова позиционировалось как "великий фильм о великой войне", что в нашем сильно идеологизированном государстве предполагает бронирование какого-то достойного места в культурном пантеоне. Если же вспомнить о недавно начатой борьбе с переписыванием истории, то придется отметить, что антисталинская направленность фильма сильно диссонирует с тенденциями, резко усилившимися как раз во время съемок. При этом антисталинизм Михалкова выглядит своеобразно, и вряд ли случайно Le Monde назвала фильм "гимном сталинизму".

Все эти неясности и противоречия мне кажется вполне объяснимыми.

Михалков снял вовсе не "фильм о великой войне" и даже не о "фильм о злом Сталине", как подумали некоторые. Он снял фильм о великом Михалкове. В Утомленных-2 бесполезно искать какие-то соотношения с историей, с народом, какую-то образность и точность психологических характеристик, поскольку там один герой, он же – единственный благодарный зритель. Лишь Михалков поймет Котова, а Котов не сдаст Михалкова. Ну еще Надя. Все контактирующие с героем персонажи много мельче Михалкова – духовно, нравственно, умственно. Эти однотипные противостояния, создающие нужный фон для себя любимого, Михалков очень ценит: Котов и Митя, Котов и Федя, Котов и пленный немец. Все несуразицы и нелепости (танки под парусами, целящиеся с неба задницы, высокодуховные мины) – это очень точное воплощение замысла автора, который сочинял собственное житие. Танк будет бессильно шевелить гусеницами по его неуязвимому телу, мина подвезет его дочь и взорвет врагов ее, бомба спугнет недруга, на Михалкова злоумышляющего, но повиснет на люстре, дав герою время убежать. Вся война, вся история развернуты так, чтобы подчеркнуть богоизбранность семейства Михалковых. Если смотреть фильм с этой точки зрения, то можно даже получить некоторое удовольствие, разумеется, извращенного свойства.

Кем же избраны Михалковы, кто для них является воплощением божественной сущности? Ответ на этот вопрос очевиден (сам Михалков отвечает прямо: "Я считаю, что сам Господь послал нам Путина. Да, господь послал Путина!" ) и дает ключ к разгадке михалковского отношения к Сталину. Для Михалкова характерен прогрессивный сталинизм, "сталинизм без Сталина", когда человек поклоняется не самому Сталину, а напрямую силе, его породившей, и служит тому, к кому эта сила перешла, а не тому, кто ее потерял или вовсе не имел ("Вы когда-нибудь слышали, чтобы я кричал речевки во благо Брежнева, Черненко или даже Ельцина?")

Про художественные достоинства фильма говорить нет смысла, потому что Михалков, ослепленный сверхценной идеей, видит в любом образе и символе уже не общекультурный, а исключительно свой контекст – увы, это печальное, но неизбежное следствие исчезнувшей способности к рефлексии. Автору, похоже, вовсе нет дела до того, что эпизод с кремлевскими курсантами с кровью выдран из прекрасной повести Константина Воробьева "Убиты под Москвой", пафосно-придыхательная сцена на мине повторяет казус из "Особенностей национальной рыбалки", а заголение Нади перед танкистом пародирует "Они сражались за Родину", где медсестра из последних сил тащит раненого солдата с поля боя. Как сказано в знаменитом стихотворном пересказе "Предстояния": "Наде хорошо за двадцать, значит, будет раздеваться". Впрочем, и папа, наверное, где-то на подсознательном уровне понимал, что не потащит Надя никого по грязному полю.

Для того, чтобы, работая в пространстве русской и постсоветской культуры, настолько откровенно завернуть весь "фильм о великой войне" на свою персону, потребна огромная наглость, и эта наглость, сама по себе, является интереснейшим социальным феноменом наших дней. Михалков, как бы ему ни хотелось быть уникальным – был и останется ярким представителем той "славной" антинародной когорты, которая строит отношения с согражданами по принципу, выраженному апокрифической фразой его отца про гимн: "Говно не говно, а слушать будете стоя". Если это и выдумка, то выдумка весьма точная – отношение "новых русских", чиновников и прочих власть имущих к мнению простых людей полностью описывается этой формулой. Рассматривать фильм Михалкова иначе, как проявление неуважения современной российской "элиты" ко всем нам, я просто не могу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полотенце (тюрбан) - для сушки волос после мытья, без ворса, из мягкого, эластичного хлопкового трикотажа, ультравпитывающее, не распушивает волосы. Удобная и необходимая вещь для каждой девушки!) Conair, Хлопковое полотенце Twist & Wrap, 1 шт. Более чем 50-летний опыт ...
Итак:) С чего бы начать. В общем, у нас с друзьями традиция))) ... Второй год подряд мы ...
Творческий дуэт lysyi_valenok & gnomomamochka представляет: Чтоб сказка жизнью не казалась, надо её украшать. Из фломастеров мы уже выросли, до Мазератти еще не доросли, а потому украшаем играми в мозг и поскандалить. Для поскандалить отлично подходят варианты ...
Деревня Вервелл (Уеруэлл) расположена на реке Теста в Хэмпшире,на юго-востоке Великобритании. ...
Чай, футбол, жэжэ, кот в ногах (не попал в кадр). ...