Россия на реках вавилонских

![Россия на реках вавилонских [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Последнее слово наверняка напомнит многим другое распространенное слово и заставит сделать скоропалительный вывод о том, что качество живой русской речи не изменилось. Но именно эта аналогия и показывает, что именно изменилось и насколько кардинально. В моей школе ученики матерились довольно много. Но мне запомнился особенный случай, когда Леша Ч. использовал то самое слово для описания мысли. И тогда, сказал Леша, я подумал: "Бля-я-я!". Это было очень смешно, я запомнил этот прием и с неизменным успехом использовал его уже в студенческие годы, потому что всем слушателям, даже тем, кто ставил "бля" через слово, была очевидна невозможность такого описания мысли. Теперь это вряд ли будет смешным: на улицах или в сериале "Школа" (мутном зеркале нашей кривой действительности) с помощью "блииин" и "жесть" ученики и учителя ухитряются перечислить все способы своего взаимодействия с действительностью.
"Блин" или "жесть" лучше соответствуют монологу карамзинской Лизы "Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!"? Или этому: "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!"? Подойдет и то и другое – в горе ли, в радости - теперь уж разницы нет.
Человек может увеличивать и уменьшать площадь своего соприкосновения с реальностью. Уменьшение этой площади сокращает и количество доступных человеку возможностей, превращая его в узкоспециализированное орудие, со всеми последствиями для эволюции социума. Все чаще приходится отмечать, что люди, неспособные формулировать свои мысли или сколь-либо связно изложить чужие, прекрасно способны запоминать информацию, связанную с ценами и менеджерскими инструкциями. При этом они зачастую не могут осмыслить, т.е. не "понимают" в привычном нам смысле этого слова, поступающую информацию, зато умеют на нее реагировать – быстро, просто и эффективно. Это очень интересное явление, когда человек тормозится на детском уровне развития и начинает реагировать на составляющие второй сигнальной системы по тому типу реакций, который характерен для первой. Нажали на кнопочку – и началось слюноотделение, защелкали кассы, зашуршали колеса элегантных машин, и пошел 18-летний подросток, не способный построить фразу длиннее пяти слов, рассуждать о кредитах, скидках и рынке недвижимости.
|
</> |