Конец танкиста и кинематографа
mike67 — 29.04.2010 Разговор об "Утомленных солнцем-2" и прочих подобных явлениях не получится, пока мы не поймем и не проговорим вслух, что у нас замечательные артисты из рук вон плохо играют в бездарных фильмах, снятых талантливыми режиссерами. Я не буду доказывать отдельные части этого утверждения – они очевидны уже лет двадцать – но хочу указать на парадоксальность их сочетания.Такие абсолютные промахи, как тот, что случился у Михалкова, возможны только тогда, когда не видишь ориентиров. И это не случайно: ориентиров в культуре больше нет. Можно сто раз повторить "Пушкин – наше все", можно еще 50 раз экранизировать Чехова, но в какой-то момент все равно придется выбрать направление и идти самостоятельно. Наше время, ставшее "трудноватым для пера" лет 90 назад, с появлением потребительского общества время стало еще сложнее, поскольку произошло масштабное сокращение смыслов, связывающих человека с мирозданием. Если полученная реальность стала губительной для всякой культуры, то для российской она обернулась просто катастрофой. Обнаружив, что новых горизонтов потребительское общество не имеет, наши мастера культуры метнулись к старым ценностям, но ударились о временной барьер и забились в клетке реальности. Эти неуклюжие и, без сомнения, трагичные метания и производят тот тошнотворный винегрет из языков и стилей, когда молодая деваха, получившая, как теперь принято, наследственное место в киноискусстве, расстегивает гоголевскую шинель перед танкистом, выскочившим из советской переделки старой шахтерской песни. К счастью, молодая Надя так и не узнала, каков танкиста был конец, поскольку у папы кончились деньги на съемку.
Михалков, как и многие другие до него, не знал, что снимать, знал только - зачем. Такое приключилось и с Гайдаем, снявшим на склоне лет "Операцию кооперацию" и "На Дерибасовской...", чья с позволения сказать эстетика предвосхитила всего Петросяна с его "Аншлагом". Такое произошло в 80-е и 90-е со многими прекрасными режиссерами и актерами.
Я уверен, что Михалков, как прежде Гайдай, будучи мастерами, остро ощущали неуместность классического языка для передачи новых реалий. Нельзя говорить про эпоху Ксюши Собчак языком Чехова, но языком самой Ксюши говорить нельзя вовсе. Однако говорить что-то надо, поскольку существуют еще какие-то союзы кинематографистов, какие-то гранты, премии и госпрограммы по поддержке отечественных штанов. Эта парадоксальная ситуация заставляет талантливых людей делать что-то по принципу "лишь бы сделать". Посмотрите хотя бы на последние книги Пелевина и Липскерова, которые они будто склеили из сметенного с книжных полок мусора. Посмотрите на последние книги покойного Павича. Такова судьба всего постмодернизма, но и ничего, кроме постмодерна на горизонте нет. Думаю, все они, писатели и режиссеры, чувствуют в глубине души, что делают халтуру, но гораздо четче понимают, что малейшая претензия на серьезное отношение к жизни, героям и самому творчеству будет по нынешним временам просто фантастически смешной и нелепой.
Хотелось бы верить, что "УС-2" станут низшей точкой кризиса нашей культуры, после которой начнется подъем. Но я в это не верю.