Зверюшки национального типа
mike67 — 06.04.2010 Желание Холмогорова и его сторонников вырастить своих детей русскими само по себе не крамольно, но беда в том, что человек, который захочет, чтоб его чадо во всем походило на русское, добьется лишь того, что оно будет похоже на Холмогорова. Это диалектическое противоречие надо чувствовать кожей.Давно стала достоянием не побоимся этого слова русской национальной культуры фраза Шкловского "если бы некто захотел создать условия для появления на Руси Пушкина, ему вряд ли пришло бы в голову выписывать дедушку из Африки", однако восходящие к приемам симпатической магии методики до сих пор в ходу. Примитивизм этих воззрений не должен удивлять: людям, для которых единственным духовным капиталом является их национальность, не приходит в голову, что национальная культура предшествует лапте, вышивке или билибинскому модерну (не намного более русскому, кстати, чем песня про бросившего коня есаула), а не производится из нее.
Национальное чувство Пушкина, не доживший до культуры модерна, не нуждалось в изобилии кокошников, оканье и прочем. То, что русская душа лежит вне этого фетишистского набора, которым теперь потрясают профессиональные русские, хорошо заметно по пушкинской Татьяне - одному из самых ярких и значительных для русской культуры женских образов. Пушкин будто предвидел разговор Холмогорова со сторонниками и заранее показал бессмысленность всех рекомендаций опытных специалистов по русоводству, как то: "предметы, зверюшки, куклы национального типа" ("Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала"), "вышивка владимирской гладью" ("Узором шелковым она не оживляла полотна"), национальные игры ("Она в горелки не играла"), "правильные старые мультики" ("Ей рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо"), наличие "русской православной семьи" ("Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны"). Ну а на рекомендацию читать книги, книги и еще раз книги, особенно с иллюстрациями Билибина, у Пушкина припасено совсем уж обескураживающее: "Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала, и выражалася с трудом на языке своем родном".
При всем этом Татьяна была и останется русской, и миллионы русских и не одних только русских знакомятся на ее примере с образом настоящей русской женщины. Именно про Татьяну сказано "русская душою", а что понимают в русской душе теперь? Из чего ее сейчас складывают? Из "правильных мультиков" и "кукол национального типа". Съел шашлык – стал грузином. Поиграл в шахматы – стал евреем. Вышила гладью – стала русской. Постмодернистский переход на уровень дикарей, уныло тычущих копьями в изображение кенгуру. Такой вот невеселый итог.