Проблемы моих студентов. Часть 3. Медленное чтение

топ 100 блогов navlasov20.12.2016 Очень распространенная не только среди студентов, но и в целом среди наших современников проблема - отсутствие навыка медленного чтения. Чтения неторопливого, вдумчивого, со стопроцентным пониманием смысла прочитанного, всех тонкостей и нюансов. В отличие от предыдущих проблем, причины здесь очевидны и лежат на поверхности.

Мы живем в эпоху информационного изобилия. Информация окружает нас со всех сторон, обработать ее качественно наш мозг просто не в состоянии. А справляться-то как-то надо! В результате у нас вырабатывается навык "чтения по диагонали", быстрого, поверхностного, цель которого - ухватить основной смысл текста, не вдумываясь в детали.

Сам по себе этот навык очень хорош. Без него нам в современном мире просто не выжить, и в большинстве случаев его достоинства перевешивают недостатки. Многие из текстов, которые встречаются нам в течение дня, действительно не заслуживают того, чтобы в них вчитываться. Разумеется, здесь важно уметь быстро выделить основное, самое важное в просматриваемом (чтением это иногда даже не назвать) тексте. Но этот навык у многих студентов как раз развит достаточно хорошо, по крайней мере, если речь идет о простых текстах.

Проблема заключается, однако, в том, что не все можно читать быстро и по диагонали. Классический пример - кредитный договор с его "мелким шрифтом". На удочку "мелкого шрифта" именно потому и попадаются, что привыкли любой текст читать поверхностно, особо не вдумываясь. А так во многих случаях делать категорически нельзя!

К каждому семинару по истории мои студенты должны прочесть несколько текстов. Не очень много - совокупный объем ридера не превышает 15 страниц. Главное условие - каждый из этих текстов нужно разобрать, что называется, по косточкам, понять и усвоить все нюансы. Об этом говорится с самого начала, и я повторяю это на каждом семинаре. И все же привычка к "быстрому чтению" оказывается сильнее.

Длинное и сложное предложение? Мысленно упростим его! И неважно, что при этом потеряются важные нюансы, которые при ближайшем рассмотрении меняют смысл всей фразы.
Встретилось незнакомое слово? Тем хуже для этого слова! Не лезть же в словарь, в самом деле. Примерный смысл понятен из контекста, а дальше хоть трава не расти.
Попался незнакомый топоним, важный для понимания общего смысла? Кто сказал "посмотреть на карте"? Нашли дурачков! Просто продолжаем чтение!
И так далее.

Выход в данной ситуации один - сознательными усилиями построить у себя в голове "коробку передач" с разными скоростями, которая позволит в зависимости от текста включать навык "быстрого" или "медленного" чтения. Сказать это проще, чем сделать, разумеется, но ничего особенно сложного я в этом тоже не вижу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новостей из Донбасса вагон, но мало кто представляет, что там творится на самом деле. С обеих сторон льются потоки пропаганды, в которых теряются любые крупицы истины. И это я только про русскоязычные потоки. Российские герои «министерства пропаганды» всем известны и надо признать весьма ...
...
ПРЕДИСЛОВИЕ: Начал курить в 1963 году... Несколько раз бросал, но... Пока не помог случай... 20 декабря 2002 года поехал на приём к врачу... Как обычно, первая утренняя сигаретка... за рулём ...
Это не аллегория, это медицинский факт. Сейчас меня мучает совесть, но тогда я не знал, что все так печально обернется. А что было бы, если б я знал? Хм, не знаю. Если Вы думаете, что специалист по женским проблемам оказался в шоке от моих познаний в этом вопросе, то Вы ошибаетесь. Дело бы ...
После второй серии фильма, я не ожидал особых сюрпризов от третьей - сделать еще хуже, казалось делом уже невозможным.   Но Михалков сумел – получилась такая грандиозная др*нь, что стала почти гениальной. Только после просмотра третьей ...