Проблемы моих студентов. Часть 1. Эрудиция

топ 100 блогов navlasov18.12.2016 Должен сказать, что со студентами мне в общем и целом повезло. Университет наш считается престижным, проходной балл очень высокий, и в результате к нам приходит много сильных абитуриентов, с которыми действительно интересно и приятно работать. Есть, конечно, и довольно слабые, и не очень мотивированные студенты, но средний уровень очень неплохой, и жаловаться, особенно в нынешних условиях, было бы грешно.

Тем не менее, на протяжении последних лет я наблюдаю несколько общераспространенных проблем, которые характерны в том числе и для сильных студентов и причины которых я так и не смог до конца определить.

Первая проблема - общая эрудиция. Сложно поверить, но иногда у студентов вызывают ступор простейшие, на мой взгляд, вопросы. Помню, как пару лет назад при разборе текста, касавшегося XVII века, задал в семинарской группе вопрос: "Кто такие иезуиты?" Задал скорее для "разогрева", даже не сомневаясь в том, что получу быстрый и правильный ответ.

Ответом мне стала гробовая тишина. Встревоженный, я повторил этот вопрос в двух следующих группах. Может, я имею дело с аномалией? Нет, только в третьей группе только одна студентка смогла мне ответить. Не очень точно, конечно, но мне уже к тому моменту было не до точности.

Повторюсь: в этих группах было немало сильных студентов. И я в жизни не поверю в то, что они никогда не слышали слова "иезуит". Хотя бы в переносном смысле. Да и в прямом наверняка встречали в книжках, но... не задумывались над ним, просто пропуская мимо своего сознания.

Впрочем, об этом феномене надо писать отдельно. А сейчас хочу подчеркнуть: речь идет не о единичном, а просто об одном из наиболее вопиющих случаев. Типичная картина: студенты хорошо подготовились к семинару, усвоили информацию, которая связана с рассматриваемой темой... но, стоит "копнуть в сторонке", в сфере общей эрудиции, как начинаются труднообъяснимые с моей точки зрения сложности.

Самый свежий пример: в качестве риторического приема спросил студентов, кто, по легенде, сжег Александрийскую библиотеку. Группа была сильная, и я был уверен, что мне сейчас не только назовут "виновника", но и процитируют слова, сказанные им (опять же, согласно легенде) в оправдание своего поступка.

Ноль. Гробовая тишина.

Как я уже сказал, генезис проблемы мне не очень понятен. Лежащее на поверхности объяснение - даже сильные ученики в школе концентрируются исключительно на освоении программы и мало читают для общего развития. Насколько оно правильно - вопрос открытый.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Изъятие органов Джеком-потрошителем вызывало догадку о его образовании. В качестве шуточного подтверждения этой догадки автор вопроса обращает внимание на НЕГО. Назовите ЕГО двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву. Картинка ниже не содержит подсказки и поставлена для ...
"...Очередным, но важным свидетельством этого стала встреча Владислава Суркова с лидерами РСПП. На ней Сурков, в частности, сказал, что экономика, оказывается, может эффективно развиваться и будучи ориентированной на производство сырья. Более ...
Поздно вечером возвращаемся из гостей. В свете фар появляются две девичьи фигурки в коротких юбках. — Девчонки гуляют ночью, ищут приключений — комментирую я. Проезжаем ещё метров 50, натыкаемся на группу парней, пьющих пиво. — А вот и приключения стоят! — отзывается 9-ти летний ...
Половина хозяев - получили свой капитал по наследству, но вторая половина все же впахивала прежде чем заработать капитал. И многие продолжают впахивать, чтобы его ...
Когда Американский музей естественной истории открыл фотографу Чипу Кларку (Chip Clark) двери в свои хранилища, он почувствовал себя Али-Бабой, попавшим в пещеру с сокровищами. Впечатляющие коллекции музея , которые не являются частью его экспозиции, сравнимы с подводной частью айсберга, ...