Проблемы моих студентов. Часть 1. Эрудиция

Тем не менее, на протяжении последних лет я наблюдаю несколько общераспространенных проблем, которые характерны в том числе и для сильных студентов и причины которых я так и не смог до конца определить.
Первая проблема - общая эрудиция. Сложно поверить, но иногда у студентов вызывают ступор простейшие, на мой взгляд, вопросы. Помню, как пару лет назад при разборе текста, касавшегося XVII века, задал в семинарской группе вопрос: "Кто такие иезуиты?" Задал скорее для "разогрева", даже не сомневаясь в том, что получу быстрый и правильный ответ.
Ответом мне стала гробовая тишина. Встревоженный, я повторил этот вопрос в двух следующих группах. Может, я имею дело с аномалией? Нет, только в третьей группе только одна студентка смогла мне ответить. Не очень точно, конечно, но мне уже к тому моменту было не до точности.
Повторюсь: в этих группах было немало сильных студентов. И я в жизни не поверю в то, что они никогда не слышали слова "иезуит". Хотя бы в переносном смысле. Да и в прямом наверняка встречали в книжках, но... не задумывались над ним, просто пропуская мимо своего сознания.
Впрочем, об этом феномене надо писать отдельно. А сейчас хочу подчеркнуть: речь идет не о единичном, а просто об одном из наиболее вопиющих случаев. Типичная картина: студенты хорошо подготовились к семинару, усвоили информацию, которая связана с рассматриваемой темой... но, стоит "копнуть в сторонке", в сфере общей эрудиции, как начинаются труднообъяснимые с моей точки зрения сложности.
Самый свежий пример: в качестве риторического приема спросил студентов, кто, по легенде, сжег Александрийскую библиотеку. Группа была сильная, и я был уверен, что мне сейчас не только назовут "виновника", но и процитируют слова, сказанные им (опять же, согласно легенде) в оправдание своего поступка.
Ноль. Гробовая тишина.
Как я уже сказал, генезис проблемы мне не очень понятен. Лежащее на поверхности объяснение - даже сильные ученики в школе концентрируются исключительно на освоении программы и мало читают для общего развития. Насколько оно правильно - вопрос открытый.
|
</> |