Проблемы моих студентов. Часть 1. Эрудиция

топ 100 блогов navlasov18.12.2016 Должен сказать, что со студентами мне в общем и целом повезло. Университет наш считается престижным, проходной балл очень высокий, и в результате к нам приходит много сильных абитуриентов, с которыми действительно интересно и приятно работать. Есть, конечно, и довольно слабые, и не очень мотивированные студенты, но средний уровень очень неплохой, и жаловаться, особенно в нынешних условиях, было бы грешно.

Тем не менее, на протяжении последних лет я наблюдаю несколько общераспространенных проблем, которые характерны в том числе и для сильных студентов и причины которых я так и не смог до конца определить.

Первая проблема - общая эрудиция. Сложно поверить, но иногда у студентов вызывают ступор простейшие, на мой взгляд, вопросы. Помню, как пару лет назад при разборе текста, касавшегося XVII века, задал в семинарской группе вопрос: "Кто такие иезуиты?" Задал скорее для "разогрева", даже не сомневаясь в том, что получу быстрый и правильный ответ.

Ответом мне стала гробовая тишина. Встревоженный, я повторил этот вопрос в двух следующих группах. Может, я имею дело с аномалией? Нет, только в третьей группе только одна студентка смогла мне ответить. Не очень точно, конечно, но мне уже к тому моменту было не до точности.

Повторюсь: в этих группах было немало сильных студентов. И я в жизни не поверю в то, что они никогда не слышали слова "иезуит". Хотя бы в переносном смысле. Да и в прямом наверняка встречали в книжках, но... не задумывались над ним, просто пропуская мимо своего сознания.

Впрочем, об этом феномене надо писать отдельно. А сейчас хочу подчеркнуть: речь идет не о единичном, а просто об одном из наиболее вопиющих случаев. Типичная картина: студенты хорошо подготовились к семинару, усвоили информацию, которая связана с рассматриваемой темой... но, стоит "копнуть в сторонке", в сфере общей эрудиции, как начинаются труднообъяснимые с моей точки зрения сложности.

Самый свежий пример: в качестве риторического приема спросил студентов, кто, по легенде, сжег Александрийскую библиотеку. Группа была сильная, и я был уверен, что мне сейчас не только назовут "виновника", но и процитируют слова, сказанные им (опять же, согласно легенде) в оправдание своего поступка.

Ноль. Гробовая тишина.

Как я уже сказал, генезис проблемы мне не очень понятен. Лежащее на поверхности объяснение - даже сильные ученики в школе концентрируются исключительно на освоении программы и мало читают для общего развития. Насколько оно правильно - вопрос открытый.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А на дугом сайте и того лучше: «У меня есть нож, сказал грабитель продавщице и достал пенис. Ранее его судили за мошенничество" ...
Собственно, всегда интересно попробовать взглянуть на одно и тоже событие с двух точек зрения. Точка зрения первая. Грузинская: "2008-08-12 Авраам Шмулевич Разгром штабной колонны 58-й армии. Событие и анализ. Успех подготовленных Израилем коммандос! ...
В какой город ни приедешь — эта реклама бросается в глаза. Особенно если приезжаешь из Москвы, потому что в Москве этой рекламы нет. Везде есть, а в Москве нет. Раньше такого не было. На прошлых выборах билбордами "Единой России" одинаково были ...
Оригинал взят у eregwen в Выпуск "Космополитан", посвящённый Екатерине Медичи ...
Осенью я запостила в рамках марафонского "проекта" 10 прогулок по Венеции ( https://lana-ustinov.livejournal.com/1235147.html ), так и не отпускает. Поленов, Венеция. Каналы, 1895: Трубы, 1890-е: Лагуна Мурано, 1897: А вот это неожиданно! Зима в Риме, 1895: У нас сегодня ...