Проблема со справедливостью в современном мире и кризис левых сил

Почему это важно? Да потому, что для современных левых - а в особенности тех, кто считает себя коммунистами - именно "справедливость, как воздаяние" занимает центральное место в жизни. Собственно, именно она и определяет "левизну" - в отличие от прошлого, когда вопрос о том, какую политическую позицию занимать, часто буквально определялся тем, есть ли у человека возможность поесть завтра или нет. То есть, его волновало собственное выживание - а все остальное уже "нанизывалась" на это. В том числе и справедливость, которая воспринималась, как отсутствие паразитизма, как возможность получить "свое заработанное". Отсюда вытекает и вся левая историческая программа - начиная с соцдемов и заканчивая коммунистами. Которые, прежде всего, боролись за то, чтобы уменьшить присваивание прибавочной стоимости в той или иной форме. (Начиная с установления минимальной заработной платы и заканчивая строительством социализма.)
Сейчас же "левая" - причем, даже без разницы, какая, либеральная или социалистическая, или даже "коммунистическая" - апеллирует к совершенно иным вопросам. Почему - понятно: пособия даже сейчас, в кризис, выплачиваются, зарплата в большинстве стран позволяет не просто существовать, а жить (если не рожать детей, разумеется), техника безопасности в целом соблюдается, ну и т.д. и т.п. (Даже пресловутое повышение пенсионного возраста не вызывает волн возмущения по ряду причин.) Разумеется, остаются еще гастарбайтеры - но и у них обеспечение основных потребностей в целом имеется. (Кроме того, особой любви к "левой" они не испытывают по определению - едут работать за границу как правило люди правых взглядов. Таким образом, тот базис левого движения, на котором оно основывалось с позапрошлого столетия, сейчас практически отсутствует. Зато...
Зато наличествует огромный запрос на справедливость в указанном выше смысле. ("Справедливость - как воздаяние") Потому, что в отчужденном - не говоря уж о сверхотчужденном - обществе человек, с одной стороны, существует в условиях постоянной "оценки": его - как "человекофункцию" - постоянно сравнивают с другими "человекофункциями", так же, как, например, сравнивают один тип станков с другим. С другой же - распространение уже помянутой "массовой культуры"приносит в общества в качестве нормы образ жизни "верхних слоев населения". (На самом деле, кстати, не сказать, чтобы это было сознательной политикой - скорее просто то, что жизнь аристократов, богемы и миллионеров просто более "яркая" по понятным причинам, и "культурные творцы" оное прекрасно понимают.) То есть, современный человек неизбежно воспринимает себя "недооцененным".
Отсюда проистекает и парадоксальное состояние современного общества, в котором - при высоком с исторической т.з. уровне жизни большинства - это самое большинство считает, что оно живет плохо! (Ну да: ведь норма то - жизнь миллионеров с виллами и яхтами!) Собственно, именно на этом "субстрате" и существуют все текущие "политические силы" - от самых "ретроградных консерваторов" до самых "передовых либералов". (Да, сейчас и либералы, и консерваторы, и националисты, и даже фашисты - все они, прежде всего, заявляют о том, что доведут жизнь своих "адептов" если не до миллионерской, то, по крайней мере, околомиллионерской. См. ту же ситуацию на Украине, которая вращалась вокруг "европейских пенсий и зарплат" - при, понятное дело, обещании сохранения прежнего уровня расходов.) Ну, и левые - разумеется - так же этим пользуются. А почему бы не пользоваться - они что, рыжие? Это очень сильно отличается от того, что было до этого - когда базисом для левого движения были ОБЪЕКТИВНЫЕ проблемы общества, тот самый "вопрос выживания", о котором сказано выше. Что, собственно, и порождает ту аномальность "современной левой", о которой уже много чего говорилось. (Дело в том, что в "историческом плане" левые были единственной политической силой, которая обращала внимание на реальные социальные проблемы, и давала реальное их решение. Сейчас же - см. сказанное выше.)
То есть, да, современная "справедливость" - "справедливость, как воздаяние" - не имеет ничего общего с "исторической справедливостью". ("Справедливость - как возможность выживать".) И относятся, скорее, к "психологической сфере", нежели к сфере реального существования общества. Отсюда вытекает и все остальное. Начиная с театральности современной политики - в том смысле, что, на первый взгляд, "народ кипит ненавистью". (К богатым, к иным государствам, к людям иной национальности и т.д.) Но переводить свою "ненависть" в реальные действия - в такие действия, что требуют от него вложения сил и (что еще важнее) некоторых потерь - этот "кипящий народ" не собирается. В отличие от того, что было в историческое время - когда разнообразные забастовки, манифестации и прочие виды массового протеста происходили, несмотря на все противодействие, включая силовое. (То есть, применение полиции и даже армии!)
Почему? Да потому, что люди тогда "чувствовали" (неявно знали), что от этого зависит их жизнь. Что если не будешь бастовать, то хозяева будут платить сущие копейки, а работать заставят очень много. Что если не выйдешь на антивоенный митинг, то тебя оденут в военную форму и пошлют воевать куда-то на край света (в Корею, Вьетнам и т.д.), где существует огромная возможность сдохнуть навсегда. Ну и т.д. и т.п. Сейчас же - как уже сказано выше - вопрос идет не о том, как прожить, а о том, как себя чувствовать. Что - понятное дело - очень сильно отличается. Поэтому-то вместо социальных революций - то есть, изменений экономических отношений - сейчас проходят "революции цветные". "Революція гідності" - что, ИМХО, еще более удачное название, потому, что борьба тут идет именно за гіднiсть, т.е., гонор, оценненость! Как известно, после указанных событий на Украине украинцы стали жить объективно много хуже - но субъективно их самооценка взлетела до небес: "боги спустившиеся" и всем такое. И даже сейчас - после всех этих "бусификаций" - именно "гіднiсть" придает Украине некую устойчивость, обеспечивая её населению "смысл существования": дескать, "мы живем сейчас плохо, но весь мир смотрит на нас, как на последнюю надежду".
Правда, объективный результат этой самой "оцененности" - думаю, тут вопросов нет - не просто плохой. А ... тут даже не подберешь приличных эпитетов к тому, что, собственно, сделали под знаменем этой самой "гидности"! Так что да: ИМХО, эта самая "театральность современной политики" может рассматриваться, как еще не самое худшее из возможного. (Ну да: "играют в выборы", "играют в демократию", во "власть народа" - ну пусть играют, лишь бы войну не устраивали!) Однако с т.з. исторического развития это - понятное дело - тупик! Потому, что понятно: вечно в состоянии игры находиться невозможно - ведь "игровая реальность" всегда внешняя по отношении к системе жизнеобеспечения. (И как бы вы не старались "в рамках игры", реальные основания жизни так не обеспечить.) Что мы и видим сейчас - когда при всех разнообразных действиях "политических сил" состояние общества или ухудшается. (В РФ, Европе, США и т.д.) Из-за банального "проедания запаса". Или - как на Украине - катастрофически падает. (Т.е., выбор идет между деградацией медленной или быстрой.)
И это - см. все сказанное выше - неизбежность! Именно поэтому можно сказать про "смерть классической политики" вообще, и про смерть "левой политики" в частности. Причем, последнее - еще более значимое, нежели первое. Потому, что те же "консерваторы" еще могут пытаться нечто "законсервировать". (Качество подобных "консервов" - это отдельный разговор, но не суть важно.) Но "левые", которые вместо борьбы за улучшение ОБЪЕКТИВНЫХ условий жизни людей начинают, по сути, "играть на теме понтов" - т.е. указанной "оцененности" - это, простите, уже чистое обращение. Т.е., превращение одной сущности в свою противоположность - со всеми вытекающими последствиями. Но оное уже - это совершенно иной разговор.
|
</> |