Про унижение работника работодателем
master_moose — 25.10.2023Была вчера в здании МГТС одна вещь, которая поразила меня до глубины души. Так-то я знаю, что подобные штуки много где установлены и народ к ним привыкает, но сам столкнулся впервые. И, подозреваю, терпимое отношение к ним больше характеризует печальное морально-этическое состояние нашего общества, нежели мою личную технологическую отсталость.
Так вот, там на служебном входе стоит пропускная система с идентификацией по лицам. Обычные турникеты, а сверху модули размером с крупный смартфон: экран и камера. Каждый, входящий в здание, обязан посмотреть в камеру, турникет срабатывает после опознания сотрудника, чьи фотографии уже внесены в базу данных предприятия.
Вроде бы, понятно, зачем это сделано. Тут у работника не получится смухлевать с традиционными пропусками в виде RFID или иных карточек, передав их коллеге и попросив пробить «за себя». Опять же, удобство и полнота учёта посещаемости и прочие преимущества цифровизации. Однако, все эти плюсы — исключительно во благо работодателя. Для работника подобная система (и вообще любая система видеонаблюдения на рабочем месте, в рабочей зоне) глубоко унизительна по своей природе.
Во-первых, такая система самим фактом своего наличия говорит: мы тебе не доверяем. Прямо сразу, с порога. И не будем доверять никогда.
Естественно, возникает резонный вопрос: а зачем тогда работнику доверять работодателю? Стало быть, работодатель автоматически порождает у работника встречное недоверие и поощряет у него склонность к ответному формализму, сутяжничеству, «итальянским забастовкам» и подобным прелестям. Дурак и солдафон тот работодатель, который этого не понимает.
Во-вторых, когда тебя на пороге встречает подобная система, то становятся ясны истинные приоритеты работодателя: в первую очередь ценится не твой труд, а твоя лояльность. Важно то, чтобы ты пришёл на рабочее место и отбыл нужное количество нормочасов, всё остальное — потом. Содержание труда вторично. К слову, это сродни тому, когда первый вопрос работнику на собеседовании «сколько хочешь?». Это автоматически характеризует содержание работы в глазах работодателя и порождает второй резонный вопрос: если к ней так относится сам работодатель, то зачём стремиться её для него выполнять? По крайней мере, качественно и на совесть?
В третьих, видеонаблюдение за работниками — это унижение на самом базовом уровне социальной природы человека, оно приравнивает человека к вещи и возвращает нас во времена рабовладения. Когда кто-то проверяет твой пропуск, или когда ты сам фиксируешь его в какой-то системе, то хозяин ситуации всегда ты. Это твоя добрая воля — прийти и работать. Любой ΙD, вплоть до паспорта, на самом деле деперсонифицирован, что бы там по этому поводу не думали государство и работодатели. Он — не ты, поэтому его проверка — это нормальное исполнение нормального общественного договора.
Когда же ты стоишь перед неким электронным оком и ждёшь, пока оно соизволит тебя идентифицировать (непосредственно тебя, твоё лицо!), чтобы разрешить принести кому-то пользу, ты находишься в положении просителя. Здесь ты уже смиренно и покорно пришёл и ждёшь соизволения быть допущенным к работе. Ждёшь разрешения хозяина. Хозяина твоего лица, владеющего им наравне с тобой.
Можно ли с этим смириться? Да можно, конечно, масса людей смирилась и приняла за норму. Но тем самым они приняли за норму и свою готовность унижаться и быть униженными работодателем с первого шага.
Я понимаю, зачем это работодателю. Но я не понимаю, как можно продавать собственное достоинство.
|
</> |