Про традиционную культуру и этнографию

топ 100 блогов xommep24.11.2022 Обещанное в предыдущей статье продолжение про традиционную культуру и этнографию. Тема будет интересна не всем, но как минимум для расширения кругозора и общего развития, думаю, пригодится и гражданам, максимально далёким от вопросов т.н. "культуры".

В наше тревожное время суток многие начинают задаваться вопросами "кто мы такие и чем мы отличаемся от клятых басурман". Я про енто дело пишу уже много лет, а для простого обывателя этот вопрос "неожиданно" всплыл только в этом году; до того "всё ж было нормально". Соответственно, для людей была нормальна "общечеловеческая культура", по сути импортированная "оттуда", что не только хорошо, но, как нетрудно догадаться, местами и очень плохо. ;))) Но вот в чём тут засада, до недавнего времени приходилось объяснять, буквально пробивая лбом стену. Ну вот, нет худа без добра. Тут, конечно, можно снова залезть в тему Добра и Зла; что такое хорошо и что такое плохо; но давайте пока не будем, сколько можно уже. Предположим, что вопрос "зачем нам нужна уникальность", уже ясен. Кому не ясен, того тоже не вычёркиваем, ;) но некоторые вещи будут не очевидны.

Вопрос национальной идентичности часто спотыкается уже в самом начале, особенно когда дело касается русского народа. Казалось бы, странно, как так, самый большой народ страны и имеет проблемы с идентичностью?.. Проблемы есть у всех, но в силу различных причин русская идентичность много где скрыта идентичностью... советской. Это не плохо и не хорошо, но надо отличать мух от котлет - например, та же "Катюша" или "День победы" - это не русские, а советские артефакты культуры. В том числе и русские, да, но они точно так же и украинские, и татарские, и таджикские и эстонские. И это только на первый взгляд малозначимый вопрос; когда речь заходит за идентичность, тут можно наступить на всякое нехорошое, что мы все видели на примере СССР - у нас и то и это, а у вас что? Ну вы и дно. И если не понимать, в чём засада, то можно хорошо вляпаться.

В частности, один из примеров "вляпывания" - это движение нео-язычников, к которому есть масса вопросов с разных сторон, от религиозных до политических; и в данном случае нас интересует практически философский вопрос - а что это вообще такое? По их собственным утверждениям, это - попытка восстановить ситуацию до христианского (возможны варианты) периода, т.е. они апеллируют к традиции и через это - к древним корням собственной идентичности. В рамках рассматриваемого вопроса это всё выглядит вполне благообразно, если бы не одно "но".

Тут мы на помощь призываем одного из участников заголовка статьи, науку этнографию. Да, с этим проблема (причём с разных сторон, обо что будет ниже), но это - действительно наука, пусть и гуманитарная. Соответственно, тут не работает подход "тут вижу, тут не вижу", а также "мне нравится, поэтому это верно". И язычники с приставкой "нео-" эту самую науку не очень любят, причём это взаимно - слишком многое из того, что ими подаётся как "исконно-посконное", на деле не подтверждается никакими этнографическими источниками. На словах вроде бы традиция, передача от человека человеку, но на деле когда начинаешь разбираться, откуда что взялось, то там сплошной фейспалм-жпг. В большинстве случаев всё это - просто новодел в стиле этно, и, по сути, паразитирование на запросе обывателя на поиск собственных корней. Потому что вместо корней предлагается чьё-то творчество сомнительного качества, не прошедшее проверку временем, что как бы подразумевается, но на деле таковым не является. То есть имеет место банальная брехня.

Этнография позволяет отличить настоящую традицию от не-настоящей. В принципе, не обязательно всё на свете сводить к традициям; у меня даже есть цикл статей, начатый с темы вреда традиций. Но уж если вы говорите про какие-то традиции, корни и идентичность, то зачем врать и подменять понятия?.. В 146% случае тот контент, который обыватель понимает под "русским народным", не является ни русским, ни народным, по причинам, озвученным выше - а ведь на этом кто-то делает бабки... Да, та же "Катюша" - это уже практически народная песня, но только не русская, а советская; это не плохо и не хорошо, но, учитывая современную ситуацию, надо отделять мух от котлет - тут выдаёт советское за своё, а тут - драпируем Мавзолей и всячески от советского дистанцируемся. Тут вижу, тут не вижу, как у нео-язов.

И тут мы переходим к главному "твисту", сиречь "вотэтоповороту" данной стати - и этнография тоже не является Добром и синонимом традиции. Если мы говорим о традиционной культуре, мы должны учитывать этнографию в качестве инструмента, но не обязаны ей полностью следовать. В среде фольклористов есть определённое преклонение перед этнографией, и это неспроста - именно она позволяет отличать традицию от "клюквы" и прочих наслоениях современной "культурки". Но есть один ключевой нюанс, который не позволяет свести одно к другому.

Этнография - это, как уже указывал, наука. А наука - это нечто объективное, насколько это возможно в гуманитарной сфере. Тогда как традиционная культура - это про субъектность человека, про его непосредственное участие в культурной жизни - да, про каждого человечка. Если мы заменяем традицию этнографией, мы выходим на ту же самую дорожку, что и современная "культурка" - мы лишаем обывателя субъектности (обо что было в предыдущей части статьи), т.е. права на участие в культурной жизни. Вот тут есть спецы, их слушаем, а вот это дно под ногами, оно никому не интересно.

Но самое главное - это сфера применения традиционной культуры и этнографии. Когда мы говорим с точки зрения науки, мы обычно имеем в виду прошлое время - что делали, что носили, что ели и т.д.; но самое главное - это описательная часть культуры, в широком смысле этого слова. Тогда как традиция - она не только описывает, но и предписывает, то есть она в том числе определяет Добро и Зло. И вот эту самую предписывающую функцию этнография подменяет этим самым прошедшим временем - предписывали, советовали, увещевали. Она заменяет культуру в полном смысле этого слова реконструкцией давно минувших дней. И в этом она тоже смыкается с современной культуркой - провели мероприятие, сняли маски, и снова давай безобразничать, причём с отягчающими обстоятельствами - если современный обыватель понятия не имеет, что вот это и это - плохо, то этнографы вроде как должны это понимать. И всё равно.

Парадоксальным (для кого-то) образом специалисты в области этнографии могут ни черта не понимать в традиционной культуре в широком смысле этого слова, поскольку вместо неё они изучают её труп - как одевались, как танцевали, как собирали урожай и т.д.; а то, что они при этом считали хорошим или плохим, это как бы остаётся за кадром - зачем нам этот субъективизм, правда жеж. Это как разница между хирургом и патологоанатомом, или даже между дрессировщиком и таксидермистом - вроде про одно и то же, но только с разных сторон.

Тут ещё стоит добавить, что профессиональные музыканты и этнографы варятся, как правило, в либеральной среде, максимально далёкой от традиционных ценностей, что не может на них не воздействовать. Поэтому не стоит подменять этнографией традиционную культуру; в культурном плане бабки из далёких деревень зачастую ценнее, чем мега-спец по этнографии, который может всё разложить по полочкам и отличить один напев от другого. Наука может ответить на вопрос "как", но не может на вопрос "зачем". А вот культура таки может.

А вы говорите - песенки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В времена СССР ,когда у людей не было выбора,кроме одного кандидата,назначенного партией,графы "Против всех" не существовало. Эта графа появилась в 1989 году,еще в СССР и была отменена в 2006 году. На выборах 1991 года ,когда у людей еще был реальный выбор,около 2% граждан ...
Тут в свете моих битв с художником за новую обложку (делается пятый вариант уже) прозвучал вопрос - а какие же они бывают изначально? Ну что ж, часть я вполне могу показать, только в обморок не упадите:)) Представляю самые первые варианты книг, которые вы хорошо знаете. ...
У меня вот вопрос к тем, кто живет в Америке, и у кого есть дети. В Европе все время курсируют истории о том, как американские дети пишут письмо Санта Клаусу со своими пожеланиями. У нас тут тоже есть свой Николаус, но ему никто таких писем не пишет, нету вот этого списка хотелок. ...
Позавчора відбулося засідання Національного антикорупційного комітету під головуванням Президента.  Видатним його можна назвати вже тому, що глава держави ледь не вперше визнав існування корупції в тендерних закупівлях і навіть розмір її ...
Мудрость и знания лежат на поверхности. Их никто не скрывает. Кто желает может приходить и брать. Но желающих мало. Каждый получает по мере потребности и способности взять. По мере роста вместимости сосуда объем его содержимого растет. Получить больше, чем заслуживаешь - нельзя. Как и наси ...