Про современные сказки и их качественные особенности

топ 100 блогов anlazz13.01.2024 Кстати, может смеяться - посмотрел я, все же, "Бременских музыкантов". Не в кино, правда - жена ходила 2 января, я не пошел. Но пропустить данный фильм было, все же, невозможно: в трейлерах намечался такой треш и угар, который... в общем, это виделось настолько плохо, что даже хорошо.

К сожалению, надежды на "адский трэшак" оказались так же ложными - ну да, это же детский фильм должен быть изначально. Поэтому, скажем так, фильм не впечатлил. Совсем не впечатлил - ни в хорошую, ни в плохую сторону. Зато я - наконец-то - понял: чего же не хватает нашим "киноделам" для выпуска хороших детских сказок. И не сказок - тоже.

Но в начале, все же, скажу: что понравилось. А понравилось то, что, в общем-то, удалось из крайне условного и полуабстрактного мультфильмы - ну да, не "Белоснежка" какая-нибудь с тщательно прорисованной графикой - создать полноценную кинематографическую картинку, да еще и с "моментом узнавания". Но это сделали - в "Бременских музыкантах" показали практически все "базовые локации" из одноименного мультфильма и довольно похожих героев. (И да: мысль о том, что "люди-животные" будут казаться пришедшими из фильма ужасов, не оправдалась - в "динамике" они смотрятся нормально.)

Однако то ощущение сказки, которое было при просмотре "оригинала", не возникает. Как не возникает его и при просмотре других "современных сказок", разумеется. Этот эффект (или антиэффект), думаю, замечен был многими - но большинство относило его или к особенностям актерской игры (ее отсутствия), или к каким-то особенностям режиссерской работы (ее отсутствия?), ну и т.д. Но ответ на то, "где точно заложена ошибка", мне не встречался. ("Место тут гиблое" - это не ответ.) Тем более, что надо понимать: сказки - это, все же, не "Гамлет", и не "Летят журавли", особо тонкой игры тут не нужно.

Однако нужно другое: понимание того - что же такое "сказка". Потому, что да, это особый вид повествования, имеющий свои собственные, "внутренние" законы, отличающие ее от, например, той же драмы. Кстати, последнюю у нас снимать умеют, и даже неплохо: тот же "Вызов" - "производственная драма" по своей сути - никаких нареканий не вызывает, скорее наоборот, это очень хорошее кино. Но вот со сказками - проблема.

Причем, самое интересное тут - то, что понимание сути сказок, умение с ними работать известны давно, с середины-конца XIX столетия. (В литературе.) По этой теме написано огромное количество работ, наконец, "сказочный киноязык" прекрасно разработан в нашей стране. Например, в киноработах Александра Роу, которые мы все прекрасно знаем, и которые - например, "Морозко" или "Варвара-краса, длинная коса" - с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. (Кстати, при том, что в этих фильмах наличествуют определенные отступления от "канонического" сказочного текста.)

Смотрят и "новые сказки" - т.е., написанные не по "народным сюжетам", как тот же "Золотой ключик". (Его связь с "Пиноккио" Коллоди более, чем относительна.) Или, скажем, постмодернистские работы Захарова, вроде "Обыкновенного чуда", кое, казалось бы, чистый бред разума, но это ошибочно: оно прекрасно ложится на существующие "сказочные критерии", и поэтому воспринимается как "настоящая сказка". (Только если несколько затянутая.)

Потому, что авторы, их - эти произведения - создававшие явно или неявно, но учитывали те "каноны", по которым развиваются повествования подобного типа. Те пресловутые "сказочные сюжеты", в рамках которых может действовать кто угодно - от мифологических героев до говорящих животных - но действовать строго определенным образом. Каким - тут нет смысла говорить, потому, что, как уже сказано, по данной теме написано множество не статей даже, а научных монографий (скажем, работы Проппа читали все), где показано: что же такое "сказочный сюжет", и почему он не может быть произволен.

Так вот: создатели оригинального мультфильма "Бременские музыканты" это учитывали - несмотря на то, что от "исходника" братьев Гримм там была всего одна сцена. ("В избушке разбойников".) Создали же поделки образца 2023 года - по каким-то причинам - на данный момент забили. В результате - вместо "целостного повествования", каким воспринимались мультипликационные работы 1969 и 1973 годов, мы видим реальную "кашу", калейдоскоп несвязанных эпизодов, не дающих "эффект узнавания" или "эффект понимания", как это происходит с "классикой".

Самый большой провал, ИМХО, тут, разумеется, "главный герой", Трубадур - и не потому, что актер, его играющий, не умеет это делать. Скорее наоборот - он так тщательно воспроизводит "внутреннюю драму", что это полностью разрушает даже малейшие попытки увидеть тут сказку. (Скажем, в "По щучьем велении" 2023 года именно "несильная актерская игра" дает хоть какую-то "смотрибельность" - хотя там те же проблемы.) Потому, что это - не драма. Это - не фильм о "непростой внутренней жизни" персонажа. Это - сказка.

А в ней должен быть Герой. Не "главный герой", а именно что Герой, так называется роль Трубадура в развертываемом сказочной сюжете. Который должен спасать Принцессу - так же, кстати, "сюжетная роль", заложенная исходной мифологической основой. (Не хочу слишком углубляться в тему: "что такое сказки, откуда они пошли и для чего нужны", потому, что писать по ней можно бесконечно.) А вовсе не решать свои "внутренние вопросы", как в драме.

И "развитие Героя" должно проистекать так же по вполне определенным законам - а не "так, как на самом деле". Потому, что "как на самом деле" быть не может: "на самом деле" нет ни ковра-самолета, ни волшебной щуки, ни, скажем, говорящего осла - и все это прекрасно понимают. Точнее, должны понимать. Но, очевидно, текущая "кинематографическая школа" данный момент игнорирует. Почему? Не знаю. Возможно, они реально не читали Проппа и других фольклористов, и об условности сказочного мира не знают? (Но как! Это же - базис для творческих гуманитариев.) Или же - что более вероятно - считают, что "перепев известных сюжетов" это скучно. И желают "оживить мертвую схему".

Но при этом не понимают, что данная "схема" - это то же самое, что скелет для живого существа. То есть, "обвязка" может меняться - как у того же Захарова, да и у Роу по сути тоже - но "базис" сохраняться. (Ну, не может Герой все время плакаться о своей тяжелой участи - хотя для "обычного современного мужчины" это норма. Потому, что "современный мужчина" - это кто угодно, но не Герой, не может быть Героев в современности, они для этого... впрочем, ладно, как уже было сказано: забираться в глубину не будем.)

Отсюда - и постоянное распадение единого произведения на ряд сцен, "гэгов", что мы наблюдаем в случае "современного русского кинематографа". Когда "каждый момент" может быть снят прекрасно - ИМХО, все обвинения в "неумении играть" в большей степени ошибочны, играют "они" не хуже своих предков - но вот "единого целого" не получается. И касается это, кстати, не только "фильмов-сказок", потому, что изначально на сказочной (точнее, мифологической) основе построено огромное количество произведений.

Вон, например, та же "Ирония судьбы" - это именно что сказка, со всеми своими канонами. Или, например - если брать "не наше" - классические "Звездные войны" ("первая трилогия" полностью, "вторая трилогия" в значительной мере) есть совершенно кондовый, хрестоматийный миф, только облеченный в "бледно-фантастическую основу". Поэтому-то он так и "выстрелил" - стал "классикой" с многомиллиардными сборами. (Кстати, Лукас изначально, ИМХО, этого не понял, и лишь потом до него дошло: что же он сделал.) Впрочем, большая часть "фантастического Голливуда" - это именно что сказки, а не фантастика в чистом виде... впрочем, да, опять пошли не туда...

Поэтому тут стоит только сказать, что указанный момент, т.е. отказ от понимания: что же такое сказочный (мифологический, архитепический) сюжет, и попытка замены его на "собственное понимание", на идею "обычного человека как мерила всего" - что, собственно, и происходит сейчас в искусстве - собственно, и является причиной деградации последнего. (Про то, что "обычный человек" в понимании "творческих работников" - это как раз "творческий работник", со всеми своими особенностями, вроде "плаксивости", слабости, непоследовательности и полной зависимости от эмоций - можно даже не говорить.)

Ну, а о том: что же стоит за подобным, почему "мы перестали уметь в сказку" ну и т.д. - надо говорить уже отдельно. Тут же стоит только сказать о том, что явление это непростое и неоднозначное...

P.S. Ну, и да: думаю, все уже догадались, что западная "повесточка" с "сильными независимыми женщинами" и прочими представителями ЛГБТ всех цветов кожи - это именно "то самое". То есть, отказ от "классических сюжетов" и попытка выработать "свой путь". Разумеется, попытка провальная.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Кто там не верит, что коты/собаки могут повредить машине?! На СТО насчитали 13500 грн (около 1700 долларов), сейчас мудохаюсь со страховой. Обещала фотки показать Сорри, что ласточка грязная, фоткала после дождя. Правое крыло Левое крыло Над ...
У Боба Марли 11 детей от 7 разных женщин. При этом он был счастливо женат на Рите и даже посвящал ей песни. В принципе, это все, что надо знать о ямайских мужчинах
Доброе утро. Я хочу поболтать об остатках пряжи. Сама недавно обнраужила, что их у меня моря и океаны. Точнее по объему почти столько же сколько просто пряжи в запасах. Много остатков у вас? Что с ними делаете? Поделитесь у кого был удачный опыт вязания из остатков. Что это было, как ...
А вы знаете, что тот вид ножниц, к которому мы привыкли, обязан своей конструкцией Леонардо да Винчи? До этого они были похожи на острый пинцет и ими стригли овец. А потом уже французы стали их использовать не только в портняжничестве, а и в кулинарии. Вот такая история простой, казалось б ...