Про сдвиг сроков в зарубежном авиапроме. А как у них?


Сегодня статья больше в патриотическом стиле, направленная на сравнении картины со сдвигом сроков у «нас и у «них». Ну и очередной пакет санкций, который нацелен в том числе и на авиацию, но беззубый по умолчанию.
Мне постоянно постят картинку в комментариях про перенос сроков начала поставок МС-21, при этом полностью игнорируя причины этих переносов, связанных с зарубежными санкциями. Да, самолёту подрезают крылья по кусочкам, поэтому и импортозамещается он тоже по кусочкам. Уже своё крыло, свой двигатель, теперь БРЭО своё ставится. Больше уже санкций не придумать.
А двигатель, который едва как год впервые полетел под крылом лаборатории, а уже – почему не летит Суперджет. Да должен, конечно, но это новая техника, которая тоже подкидывает сюрпризы. Да и Ил-114 с Ладогой бы увидели, если был бы двигатель готов, это же касается и Байкала. Проблема техническая, она не решается расстрелами чиновником, персональной ответственностью. Советчиков приглашаю в Рыбинск, поможете, раз всё так просто. На КАЗе, я писал уже, ситуация отвратительная. Там дело не в технике. Да много где не в технике. Но давайте посмотрим на опыт коллег зарубежных, как у них дела обстоят со сроками.
На самом деле, сейчас почти все зарубежные проекты сдвинули сроки, а кое-где не видать конца и края этому. А методам административного давления на FAA позавидовал бы и сам Туполев.
Начать стоит с Боинга. Ничего прорывного там нет. Из пассажирских самолётов сейчас выпускаются Боинги-737 МАХ 8 и 9 и Дримлайнеры (Боинги-787-8/9/10). Но и те с постоянными остановками производств, конвейеров, проверками, нарушением сроков. Дошло уже до того, что О’Лири сообщил, что поднимает на 10% тарифы из-за срыва поставки самолётов Боингом. А Боинг старается.
В разработке сейчас Боинги-737 МАХ 7 и 10, а также большой Боинг-777-Х. Это только новые модификации привычного нам старого доброго Боинга-737. Новых узкофюзеляжников Боинг не разрабатывает, а продолжает работать с устаревшим планером, меняя на нём двигатели и БРЭО, изменяя длину и некоторую косметику. Вряд ли на нём когда-нибудь появится автоматическая заправка, хотя бы как на Суперджете. Задумали Боинг-737 МАХ 10 в 2016 году, а полетел он впервые в 2018 году. Уже 6 лет самолёт не может пройти сертификацию. Уже уговорили Конгресс и FAA дать исключение для него и сертифицировать со старой кабиной, не соответствующей современным требованиям. Но потом вылезла новая проблема.
Проблема касается композитного воздухозаборника двигателя, а именно, его прочности при работающей противообледенительной системе. Выяснилось, что при определенных условиях включение системы приводит к такому перегреву воздухозаборника, что уже в течение пяти минут могут появиться трещины, а в худшем случае – разрушение, создающее риски для безопасной летной эксплуатации ВС. Выявление данных обстоятельств побудило FAA в августе 2023 года выпустить директиву летной годности, предупреждающую пилотов о существующих рисках, и по сути, перекладывающую на них ответственность за использование системы только в подходящих условиях: то есть не только включать систему по необходимости, но и выключать ее вручную. В своей петиции Боинг просит провести сертификацию MAX 7 с учетом временно действующей директивы летной годности, в то время как он продолжает разработку постоянного решения, которое будет готово к 2026 г.
В общем, летающий уже самолёт, как МС-21 сертифицируют в лучшем случае через 8 лет после первого полёта. И здесь не нужно ничего импортозамещать. Это просто укороченная модификация уже летающего самолёта. Ни нового двигателя, ни крыла, ни-че-го. Даже санкций нет.

А с Боингом-737 МАХ 10 ситуация ещё интереснее. В 2016 году начали сборку, планировали в 2017 полететь, потом каждый год сносили сроки, полетел в итоге в 2021 году. При этом на авиасалоне в Лионе в 2017 году самолёт уже получил 240 заказов с обещанием поставить всё в срок. В 2019 году количество заказов превысило 540. Сроки сносятся и тут на 2026 год. Хотя началось всё с 2019 года. Но бодро всё переезжает всё дальше и дальше.
Здесь та же проблема с воздухозаборником, а также с кабиной. Периодически мелькали замечания по дополнительному топливному баку, который должен был морозить ноги пассажиров, по шасси, которые не факт, что не сломаются. (Там постоянно мусолят шасси Суперджета, которые то должны, то не должны были подломиться – дайте людям новую тему для обсуждения).
И да, кстати, Эд Кларк, глава программы 737 МАХ, покинул Боинг чуть ли не одним днём. Вряд ли это сигнал, что всё хорошо. Но стоит ли уже добавлять. Сроки сносятся, как и у МС-21, только у ОАК причины объективные, да и объём работ больше, нужно же конкурентов догонять, от которых, по словам комментаторов, «безнадёжно отстали на 30/40/50 лет».

Ладно, может с Боингом-777 по-другому. Начали проектирование данной модификации уже коммерчески успешного лайнера в 2010 году, приступив к сборке в 2017. В итоге самолёт совершил первый полёт в 2020 году. Для самолёта выбирали один из трёх двигателей, в итоге остановились на GE-9x с вентилятором 325 см и тягой 48,5 тс. Первый полёт планировали в 2018 году, а начать поставки в 2019 году и к 2021 году занять лидирующую позицию в сегменте дальних широкофюзеляжников.
Однако подвели двигатели сначала, снеся сроки на год, а потом во время испытания статического планера на давление перед носом инспекторов FAA пролетела и умчалась дверь. Это тоже снесло сроки. С ноября 2022 года в двигателе выявили техническую проблему. С тех пор остальные действия приостановлены до её решения. (Как у Ил-114). Сроки уже тоже съехали на 6 лет.
У Airbus сейчас все силы брошены на А-350-1000ULR, который тоже маленько сдвигается. Выпуск самой «жирной» по продолжительности полёта версии A-350 отложен на 6 с лишним месяцев из-за изменения конструкции дополнительного центрального топливного бака, которое было запрошено регулирующими органами, обеспокоенными пожароопасностью. Там тоже сроки сдвигаются.
В целом работа идёт во всех странах. Инженеры Airbus и Боинга днями и ночами решают возникающие проблемы, так же, как и наши. Это техника, которая должна быть безопасной. И да, это не из-за коррупции или расхищения. Сейчас авиапром под пристальным вниманием. Но если вы считаете, что проблема решается исключительно деньгами, то я искренне порадуюсь, что вы не принимаете участия в её решении.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Zd-fqxHI_3DSQUU5
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: