Про Pussy Riot и сказочную везуху

Так что наши власти преподнесли девицам царский подарок: создали роскошную и совершенно дармовую рекламу. Сумеют ли они ею воспользоваться – это, конечно, вопрос, но возможности перед ними открываются гигантские. Вообще, эпатаж, непристойность, шумливая нелепость поведения – всё это уж сто лет как вполне штатный метод самопродвижения и самопиара. Его породил «век толп»: поди просунься начинающий в толпе таких же жаждущих славы? Это тебе не 19-й век, когда какой-нибудь концерт становился событием, а выхода новой книжки с нетерпением ждали. Сегодня приходится пробивать толщу и гущу – потому в ход идут любые средства, скандал среди них самое обычное. Им в своё время не брезговал ни Маяковский, ни Сальвадор Дали. Но те трудились сами, а нынешним - помогает власть, раскручивает. А ещё говорят – антинародный режим!
Всё на благо человека: каждому ведь охота быть покрасивее - в данном случае хулигану охота фигурять в качестве узника совести. Наше время вообще время тотального лифтинга, апгрейдинга и тюнинга – все украшаются, как могут. Хотите быть узниками совести – пожалте вам узников!
Конечно, девицы не предвидели такого оборота событий: ожидали, видимо штрафа, в административном порядке, ну или, максимум, административного ареста на 15 суток за мелкое хулиганство. (Ст.20.1 Кодекса об административных правонарушениях).
По существу вещей, не казуистически, а согласно нормальному правосознанию и здравому смыслу, они этого и заслуживают – классических 15-ти суток. В конце концов, они ничего не разбили, не сломали и даже никому не двинули в морду. По-простому-то рассуждая - дать им в руки метлу и привлечь к неоспоримо полезным (для личности и для общества) работам в коммунальном секторе. Но в наш век универсального прогресса и прав человека это, кажется, больше не практикуется. А зря – преполезнейшая была практика.
Что же делают наши власти? Судят их по уголовной статье, словно общественная опасность их нелепого поступка, действительно, грандиозно велика. Да, формально есть и предварительный сговор, и подготовка, и даже реквизит кое-какой сыскался – шутовские колпаки и маски. Всё верно, но в результате выходит то, что Куприн когда-то назвал «механическим правосудием», а Ленин – «формально всё верно, а по существу издевательство». Это он о буржуазной юстиции.
Но ведь, граждане судьи, сам Законодатель лично остерёг вас от механического правосудия. Прямо в ст.6 Общей части того же УК и остерёг. «Принцип справедливости” называется: “Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного”.
Неловко даже напоминать, что судья – не тот, кто умеет подбирать подходящие по смыслу фразы из Кодекса, а тот, кто умеет оценить действительную суть и опасность проступка. А то каждый сможет быть судьёй, равно как и врачом: подобрал лекарство по симптомам – и дело в шляпе.
Что в результате? Собственно, окончательного результата ещё нет, но промежуточный уже налицо: из пустейших заполошных девиц, одержимых мечтой о славе, сделали популярнейшие фигуры, известные, как говорится, каждому культурному человеку. Сбылась вековечного мечта Бобчинского-Добчинским: всей России, всему миру теперь известно, что живут-де в Москве такие Катя, Маня и кто там ещё. Мало того – девицы превращены в мучениц, гонимых за невесть какую веру – просто боярыни Морозовы во плоти.
Говорят, что их активно раскручивают и чуть не стоят за ними западные спецслужбы. Ничего об этом не знаю, и вообще не люблю разговоров о «вашингтонском обкоме», пришедшим на смену старинному универсальному объяснению: «англичанка гадит». Запад безусловно и всегда подкармливал и раскручивал всех противников режима, диссидентов или хотя бы тех, кто их слегка напоминал, потому что Запад всегда поддерживал силы, которые могли хоть чуть-чуть ослабить российское государство и российскую власть - к этому пора бы уж привыкнуть. Но никакой Запад, никакая «англичанка» и никакой «вашингтонский обком» не в силах нанести нашему государству столько вреда и урона, сколько оно само себе наносит подобными нелепыми процессами.
Это просто какая-то традиция, притом давняя, историческая традиция: действуя из лучших побуждений, достигать эффекта, обратного желаемому. Потому что неизменно действуют с грацией слона в посудной лавке. Борясь с «врагами внутренними», (что, безусловно, является обязанностью любого государства), в этих «врагов» то и дело превращают совершенно не опасных и благонамеренных граждан. И эти самодельные «враги» надолго оказываются героями и любимцами публики – хотя бы потому, что народ у нас любит не столько победителей, сколько несчастненьких и гонимых. Завёл мечтательный помещик, увлечённый идеями Фурье, у себя в имении фаланстер, который крестьяне, кстати сказать, сожгли, - так вот этот помещик вошёл в историю как отважный революционер Петрашевский.
А уже в советское время безвестному молодому стихотворцу несказанно повезло: его выслали из Ленинграда за тунеядство. В результате возник широчайше известный поэт Бродский. А не позаботились бы власти о юном даровании – кто б его сегодня вспомнил? Поэтов много, всех не упомнишь.
Неумение прогнозировать результаты своих акций – это какая-то фатальная профнепригодность российской власти. И она столь же фатально неспособна к манёвру, органически не умеет отыграть назад, у неё словно нет кнопки заднего хода. «Уйти, чтобы остаться» - это из арсенала той самой «англичанки», которая «гадит». Можно умиляться таким простодушием «русского медведя», но сколько ж можно «дуги гнуть»?
Поскольку случилась эта дурацкая история именно в храме божьем, а не в консерватории или в публичной библиотеке – то и в гонениях на девиц-озорниц оказывается, по общему мнению, виновата РПЦ. Ну, власть, понятно, «вступилась за честь» РПЦ. Что, конечно, понятно: РПЦ – это часть государства, одно из его ведомств. Это тоже историческая традиция – ведётся со времён Петра I. Сегодня, похоже, РПЦ прочат на роль отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС. На неё рассчитывают, ну вот и попытались оказать поддержку. Медвежья получилась услуга.
А РПЦ в обществе не авторитетна. Не то, чтобы её кто-то ненавидел или как-то особо презирал или паче того – боролся с нею – ничего этого нет. Просто она ни на что не имеет никакого влияния – кроме, конечно, каких-то кулуарных административно-ведомственных процессов. А на повседневную жизнь народа – никакого. Невозможно такого себе представить, чтобы кто-то искал в проповедях батюшки ответы на какие-то вопросы жизненной повседневности или пытался выстроить свою жизнь по заветам Спасителя. Если это и случается, то уж никак не имеет массового характера и случается отнюдь не под влиянием РПЦ. Потому что РПЦ вовсе не пытается идти к людям с проповедью – она ждёт, когда они сами придут в церковь. Ну, кто-то и приходят, отдают за сто рублей записочки, свечки покупают, куличи светят. Так что ожидать от РПЦ идеологической помощи не стОит. Нету у неё ни идеологии, ни средств её трансляции.
Так что власти напрасно стараются: только девиц понапрасну раскрутили да народ раздражают попусту. Или смешат – такой народ тоже встречается.
|
</> |