Про миф об "электронном концлагере" и другие социальные мифы. Часть первая

На самом деле главная ошибка, которую люди делают при оценке
социальных явлений и систем, состоит в том, что они
считают их развивающимися линейно. Хотя, если честно, линейность –
это самое последнее, что стоит ожидать от общества. Равно как не
стоит ожидать это от любых иных сложных систем, скажем,
биологических – начиная с популяции и заканчивая организмом.
(Впрочем, что там организм – даже отдельно взятая живая клетка уже
не подчиняется линейным зависимостям.)
Поэтому, например, никого не удивляет тот факт, что та же популяция
– или даже отдельно взятый организм – реагирует на любые изменения
среды совершенно нелинейным образом. В том смысле, что до
определенного момента кажется, что изменения – в том числе и
довольно жесткие – практически не касаются его, компенсируясь
«внутренними» ресурсами. Но если они будут продолжаться какое-то
время, то наступит момент, когда популяция (или организм),
наконец-то, прореагирует – и очень сильно. Вплоть до полного
разрушения себя, как единой системы. После чего даже снятие всякого
давления уже никак не позволит вернуть прежнее состояние.
Проще сказать: то же животное при определенных – но всегда
неблагоприятных – условиях умрет. После чего как ты не старайся –
ожить не сможет. Это, думаю, понятно всем. С популяциями, кстати,
посложнее: функционирование природных ценозов нельзя назвать
слишком очевидными и поэтому в этом плане существует огромное
количество мифов. Включая и миф о том, что в определенном плане
поведение подобных систем можно считать линейным. (Экология сама по
себе есть достаточно неочевидная наука.)
Однако все это детские шалости по сравнению с тем, что творится в
обыденном понимании работы социальных систем. Которые
принимаются людьми то ли полным аналогом механизмов – со всеми
вытекающими последствиями. То ли … то ли вообще исключаются из
рассмотрения, как некие совершенно непознаваемые и поэтому не
изменяемые сущности, кои устанавливаются «свыше» и должны
поддерживаться в текущем положении в течение веков. Первой
концепции придерживаются т.н. «либералы», второй – «консерваторы».
И лишь коммунисты и – в некоторой степени – социалисты, по идее,
должны иметь совершенно иное понимание подобного типа реальности.
В том смысле, что они – обладая диалектической марксистской
моделью общества – имеют возможность делать реалистичные
предсказания поведения социальных систем.
Разумеется, о полноценных численных методах даже тут речь еще не
идет: слишком велика сложность вопроса, слишком много
неопределенностей. Но даже в этом случае точность оказывается
достаточно высокой: можно, например, вспомнить известной
предсказание Энгельса о начале и результате Первой Мировой войны.
Ну да: «для Пруссии-Германии теперь уже никакая другая война, кроме
всемирной войны… все заканчивается общим банкротством, крах старых
государств ... - крах такой, что короны дюжинами валяются на
улицах, и не находится никого, чтобы поднимать эти короны». Это –
как известно – 1887 год, т.е., почти три десятилетия до
рассматриваемых событий.
Для сравнения – в указанный период основным трендом в предсказании
будущего была убежденность в способности «прогресса» решать стоящие
перед ним проблемы. И уж конечно, никто не верил в возможность
серьезного конфликта мирового уровня – типа «наполеоники». Хотя бы
потому, что все последующие конфликты были относительно локальными
– даже если в них участвовали «большие» государства. (Вроде
Франко-прусской или Крымской войн.) Впрочем, в начале XX столетия
появилось убеждение в том, что даже подобное уже невозможно:
слишком велика «переплетенность экономик» (глобализация мира) для
того, чтобы «рисковать» ими ради сомнительных военных трофеев. (Под
коими подразумевали, прежде всего, «земельные» прибавления.) Ну, и
вообще, война стала «слишком дорогой» и «слишком сложно» - и
поэтому экономические хозяева мира (крупный капитал) никогда
подобного не допустит. И сражаться будут или в колониях –
где-нибудь в Африке или Азии – или в полуколониальных зависимых
государствах. (Скажем, на тех же Балканах.)
Как говориться, это было гениальным попаданием пальца в небо. В том
смысле, что в реальности все случилось ровно наоборот. А ведь тут
даже не упомянута «вторая часть» энгельсовского предсказания – с
«валяющимися коронами». Т.е., с крахом «мировых империй» - которые
на конец XIX века выглядели чуть ли не самой совершенной формой
государственного устройства. (Скажем, тот же Второй Рейх
выстраивался как, фактически, «идеальное государство» того
времени.) А главное – они выглядели колоссально стабильными,
непоколебимыми никакими социальными или иными проблемами. Скажем,
та же Российская Империя сумела пережить в свое время и
«наполеонику», и «крымскую войну», и несколько русско-турецких
войн. И при этом оставалась одним из «ведущих государств» мира. Тем
не менее, закончилось все именно так, как предсказывал Энгельс.
Впрочем, в данном случае сказанное выше стоит считать лишь
некоторым отступлением, призванным лишь показать более глобальные
вещи. А именно: то, что лишь марксистское, нелинейное – т.е.,
такое, при котором каждое последующее состояние не является лишь
подобием состояния предыдущего – понимание общественных процессов
может рассматриваться, как более-менее соответствующее реальному.
Ко всем же остальным типам моделирования стоит относиться, как к
популярной (бывшей бестселлером) книге начала XX века Нормана
Энжелла «Великая иллюзия», где в 1910 годы доказывалось
невозможность Мировой войны. Причем, доказывалось не с «моральной»
точки зрения, а именно с т.з. рациональной. (С привлечением
рассмотрения многих экономических и политических факторов – однако
исключительно в «линейном» смысле.)
Собственно, именно это так любят делать и современные левые. (И
правые разумеется – но они нас интересуют мало. Поскольку – как уже
не раз говорилось – правые есть иррационалы по определению.) В том
смысле, что берутся «существующие тренды», и доводятся до
максимума. Например, именно таким образом была получена
концепция «всеобщей глобализации». Той самой, в которой
господствуют пресловутые ТНК, а национальные государства постепенно
отмирают. Напомню, что до самого недавнего времени это было
мейнстримом современной «социально-политической мысли», проявляясь
не только в многочисленном ряде «художественных предсказаний».
(Скажем, в той же фантастике киберпанка.) Но и в огромном
количестве «нон-фикшн» работ.
Включая и те, которые были формально «против» данной «модели», но
при этом основывались исключительно на ней. Как это было у многих
«мыслителей антиглобализма», которые формировали разнообразные
способы «сопротивления» подобным изменениям. Впрочем, даже сами их
авторы прекрасно понимали, что удачи тут быть не может, поскольку
«глобалисты» на много порядков выше в плане наличия ресурсов. И
значит, весь этот «антиглобализм» есть не что иное, как попытка
устроить себе «приличное поражение». Т.е., показать, что ты не
просто позорно сдался на волю «победителя» - а сделал это после
упорной и непрерывной борьбы. (Думаю, понятно, что данный момент
неявно предполагал именно «сдачу» - т.е., переход «активистов» в
состав окармливаемой ТНК «интеллектуальной элиты».)
Но подобный момент надо разбирать уже отдельно. Тут же стоит
сказать о несколько ином. О том, что в реальности «вдруг»
оказалось, что пресловутый «глобализм» давно уже соответствует
реальности, и что никакого «уничтожения государств при возвышении
ТНК» вовсе не идет. (На самом деле, кстати, подобного никогда не
было, и быть просто не могло – исходя из природы государства, как
такового.) Поэтому сейчас «глобализм» в своей классической форме –
в той, в которой он сложился в 1990 годы – постепенно сходит на
нет. А на его место приходят новые «линейные модели»: скажем,
ковидная эпидемия 2020-2021 годов породила целый спектр
«конспирологических теорий». Которые так же состоят в доведении до
абсурда тех явлений, которые наблюдаются в текущей реальности.
Например, это относится к концепции т.н. «электронного концлагеря»,
который постепенно сменяет «киберпанк» в качестве обывательского
будущего. (Разумеется, по своим «глубинным» качествам эти «модели»
отличаются несильно – но для обывателя подобное не имеет значение.)
Причем, этот самый «концлагерь» - в смысле модели будущего –
появился довольно давно: отдельные варианты подобного «будущего»
встречались еще в 2010 годы. Однако реально массовой идеей он стал
после начала эпидемии «ковида»: теперь о подобных вещах рассуждают
даже домохозяйки.
Правда, с тем же эффектом, с каким недавно еще рассуждали о
«глобализме» - в том смысле, что создаваемые на этом основании
стратегии поведения ведут к ошибочным действиям. (Наверное, не надо
говорить о том, что именно из-за следования идее «единства
цивилизованного мира» было принято множество решений, которые
сейчас приводят к очень неприятным вещам для России.) То же самое
относится и к «электронному концлагерю». Причем, и со стороны его
«сторонников» - прежде всего, современных государств и крупного
бизнеса, которые вкладывают огромные средства в различные системы
«биг даты» и слежения за людьми. И со стороны его
«противников», которые решают вести борьбу «не на жизнь, а на
смерть» против любых попыток «контролировать свою жизнь».
Поскольку первые в итоге – после огромных трат – в лучшем случае
оказываются «погребены» под валом разнообразной информации, вовсе
не ведущей к улучшению других вещей. (Скажем, введение систем
полного контроля над рабочими, как правило, не приводит к
увеличению производительности труда. Равно как введение контроля
над «финансовыми операциями» поразительным образом ведет лишь к
росту числа мошенников.) Ну, а в худшем – получают лишь иллюзию
доступа к «знаниям о мире», в реальности же имея дело с одним из
множества «фейкогенераторов». (Которые неизбежно начинают
господствовать в мире, где информация становится высшей
ценностью.)
Ну, а вторые начинают реально тратить свою жизнь ради бессмысленных
и бесполезных акций – вроде «борьбы с прививками» или «борьбы с
куаркодами». (Кстати, тут фраза «борьба на смерть» часто начинает
выражаться в реальных смертях.) С совершенно очевидными
результатами. (Причем, тут так же, как и в случае «антиглобалистов»
есть «второе дно» - в том смысле, что «антипрививочные активисты»
на самом деле ищут всего лишь способ как можно «дороже» оформить
свою сдачу в плен. В смысле возможности включения в число
«медиаэлит».)
Но обо всем этом будет сказано уже в последующем посте…
P.S. Кстати, ИМХО, единственными выигравшими в обществе, где
господствует идея «электронного концлагеря», оказываются
пресловутые «айтишники». Которые начинают, с одной стороны,
получать «прямые плюшки» от разработок бесконечных систем контроля.
А с другой – общество начинает к ним относится, как к существам,
имеющим прямую связь с властью. Поэтому если уж кого и
подозревать в распространении данной идеи по миру – то именно
их. Шутка!