Про колониализм
boldogg — 03.04.2018 Я тут недавно с подачи Морваэна читал книжку "Убить всех дикарей".И тут наткнулся в ленте на интересный пост про колониализм, вмешательство в чужие культуры etc.
Вот, в частности там таковы слова: Когда мы осуждаем колонизаторов, вмешательство в чужие культуры, разделение народов на "цивилизованные" и "дикие" с признанием за первыми права на управление вторыми и просвещение их, мы действуем и думаем совершенно в рамках европейской христианской парадигмы - что насиловать плохо, что убивать людей плохо, нарушать их права плохо и т.п. Что люди равны. Что человеческая жизнь имеет большую цену. Тем самым по умолчанию признавая эту самую парадигму истинной, а другие - нет. Потому что это ведь неочевидные вещи-то. Далеко не всем человеческим культурам свойственные.
Я там прокомментировал и решил свой коммент у себя запостить отдельно. Кажется, мне далось высказаться достаточно кратко и при этом внятно.
"...мы действуем и думаем совершенно в рамках европейской христианской парадигмы - что насиловать плохо, что убивать людей плохо, нарушать их права плохо и т.п. Что люди равны. Что человеческая жизнь имеет большую цену. Тем самым по умолчанию признавая эту самую парадигму истинной, а другие - нет. "
Да, именно так.
Именно в этих рамках мы думаем и действуем.
Именно с этих позиций колониализм осужда... Так, вот тут стоп.
Осужда то мы его вроде как и осужда, но.
Но надо разобраться, что именно мы в нём осужда. Если говорить про всякие ужасы колониализма, то конечно они плохи и осуждения достойны. Не надо заставлять негров работать по 16 часов в день, добывая каучук, а тем, кто не хочет руки резать. Или бичами из гиппопотамовой кожи насмерть запарывать. Это просто преступление, совершённое просто наживы ради. Не надо обращать людей в рабство и заставлять работать на плантациях. Это тоже преступление.
Однако то, что так поступать нехорошо, не делает всяких дикарей, всякое их общество равнодостойным с нами и требующим полного уважения и сохранения.
Если в дела дикарей мы вмешиваемся не наживы ради, а с целью распространению той самой парадигмы - то тут, пожалуй, как минимум есть о чём поговорить. Это вот так, сходу, осуждать мне кажется не правильным.
Если же начать об этом говорить, то, думаю, изначально нужно ответить на вопрос о том, допустимо ли вообще бороться со злом силой. Верна ли концепция меньшего зла.
Если мы отвечаем "да", то вмешиваться, цивилизовывать дикарей можно и нужно. Именно исходя из того, что наша парадигма верна, а их нет. И дальше стоит обсуждать уже конкретные, технические детали вмешательства, которые в каждом случае свои.
Если же мы отвечаем "нет", то мы должны предоставить дикарей сами себе. Да и не только дикарей, кстати. Мы в этом случае - при последовательном применении подхода - должны распустить армии и полиции, удалиться в монастыри и кротко молиться о спасении душ тех несчастных, которые творят всякие ужасы. Вплоть до того момента, когда они окажутся на пороге нашей кельи.
Уточню на всякий случай - это не ирония. Я вполне серьёзно.
Нынешний же путь, когда мы вроде как отвечаем "да", но самобытную ценность признаём - это фигня какая-то.
И последствия у этой фигни фиговые.
|
</> |