Про "хрусталь в сервантах" и другие "совковые привычки"

топ 100 блогов anlazz07.11.2023 Ну, и если уж начали говорить в прошлом посте  о происхождении "любви к коврам", то имеет смысл рассмотреть и второй пункт из "мастеркового поста"  - о "серванте с хрусталем". Потому, что этот самый хрусталь так же - как уже можно догадаться - не такой уж однозначный. Точнее, конечно, "неоднозначный" не сам хрусталь - а любовь к нему позднесоветского человека. С сервантом сами по себе, кстати, дело обстоит точно так же.

Потому, что, во-первых, хрусталь знали, производили и покупали задолго до возникновения СССР. Кстати, имеет смысл сказать, что под "хрусталем" тут подразумевается стекло с высоким - до 25% - содержанием оксида свинца. (В отличие от т.н. "горного хрусталя" - т.е. разновидности кварца - который в быту имеет очень ограниченное значение.) Это самое стекло производят в Европе с конца XVII - начала XVIII веков, в России с конца XVIII столетия.

В чем отличие данного вида стекла от всех остальных стекол? В том, что оно, во-первых, отличается высоким уровнем светопреломления и дисперсии, что позволяет получить "игру света" на его поверхности. (Собственно, именно из-за этого это стекло и получило свое название - у кварца примерно похожие свойства.) Во-вторых же это стекло очень пластично, что позволяет формировать на его поверхности разнообразные "узоры", да и сами изделия делать причудливой формы. Кстати, есть и минусы - хрусталь гораздо тяжелее обычного стекла (ну да: свинец - это не кремний), ну, и как пишут, термостойкость у него меньше. Поэтому делать те же "хрустальные окна" нет смысла. А вот посуда получается прекрасная.

Поэтому, как уже было сказано, в "богатых домах" хрустальные бокалы, стаканы и рюмки уже к началу XIX века сильно потеснили те же металлические - скажем, серебряные. ("Обычное" стекло тут не использовалось из-за сложности с формированием украшений.) А к началу 20 века - стали основным "столовым прибором" для проведения праздничных мероприятий. Конечно же, для тех людей, кто имел определенный достаток. (Кто не имел - ел из оловянной и глиняной посуды.)

То есть, хрусталь и его применение в качестве праздничной посуды - вспомним "лафитные стаканы" у Булгакова, это про указанный момент - является "аристократическим признаком", вошедшим в "мещанские дома" еще задолго до революции. (Как и те же ковры из прошлого поста.) И, разумеется, в "советский быт" подобные вещи ввела именно что "изображавшая аристократию" интеллигенция. То есть, эта самая "совковая привычка", с которой современные интеллигенты отчаянно борются, на самом деле связана именно их же "интеллигентским слоем". Который эту "моду" - на "хрусталь", который стоит в буфете и достается только на праздники - и ввел.

Кстати, почему "только на праздники". А потому, что в быту хрустальное стекло - вещь, как уже было сказано, не совсем удобная: и тяжелая, и нетермостойкая. А самое главное - ее надо тщательно мыть, потому, что иначе изделия потеряют свой "товарный вид". То есть, одним из важных свойств этого типа "утвари" является ее изначальная непрактичность - столь важная для той же аристократии, "аристократствующих мещан", ну, и советских интеллигентов, изображающих то ли первых, то ли вторых.

А уж "советское мещанство", в свою очередь, яростно копировало "советскую интеллигенцию" - считая всех этих актеров и режиссеров "эталоном вкуса" - и поэтому начало активно забивать свои серванты всеми этими вазонами и фужерами. То есть, изначально "хрусталь" - это именно что "высокий вкус", причем - так же как и в "ковровом примере" - даже не российский. (Впервые "хрустальное стекло" начали производить в Германии, а в Россию он попал из Голландии.) А его "быдлячесть", о котором так любят говорить ненавистники советской жизни - это исключительно последствие того, что именно этот (как и другие) вариант "высокого вкуса" оказался в СССР "раскручен в массах".

Ну, и дефицит проистекает отсюда же. Потому, что "хрусталь" - это ручная работа по умолчанию. (Не знаю, может быть сейчас китайцы и научились "машинами штамповать", но до последних десятилетий подобная работа была везде и всегда ручная.) Причем, тут требуются именно что квалифицированные стеклодувы - которых, в принципе, не может быть много. То есть, увеличить "производства хрусталя" до того уровня, при котором он будет доступен каждому в количестве нескольких десятков экземпляров очень сложно.

Поэтому "дефицит" тут был, можно сказать, запрограммирован. В том смысле, что когда советские люди пошли массово собирать "хрустальные наборы" - еще фарфор был, с ручной росписью, который так же ставился в указанные серванты - то они неизбежно должны были столкнуться с известными проблемами. На Западе, разумеется, этого не было: там изначально "высокий стиль" и "низкий" разделялись, и потребности масс формировались именно в направлении того, что можно "производить машинами". (То есть, где масштабируемость производства была очень высокой.)

Собственно, все эти "западные стили" оформления и наполнения жилищ - это именно что "танцы от производственной возможности". (То есть, модным становится только то, что можно выпускать в огромном количестве.) И даже если там и можно увидеть "чего-то из прежней" - то есть, аристократической - "жизни", то это обязательно будет дешевая "имитация". (На самом деле слово неудачная, потому, что тут не столько имитируют чего-то реальное, сколько наоборот - создают иллюзию того, что некая современная продукция является "классической".)

Отсюда, собственно, и проистекает "широкая доступность" всего этого: как уже было сказано, не "модное пускается в производство", но "производимое делается модным". В СССР же - к огромнейшему сожалению - дело обстояло обратным образом. В том смысле, что тут "формирования стиля жизни" было отдано в руки пресловутых "умников", интеллигентов. ("Творческих" и гуманитариев.) Которые, во-первых, полностью игнорировали "производственный сектор" - этот слой в своем "квазидворянстве", в стремлении "наследовать" всей "барской культуре" всегда был в "оппозиции" к заводам и фабрикам. (Проще говоря - заводы и фабрики ненавидели даже многие "технари", которые там работали, о гуманитариях даже говорить нечего: для них "производство - это филиал Ада".)

Ну, а во-вторых, это самое "формирования образа жизни" было в значительной степени хаотическим - а часто и прямо противостояло тем идеям, которые, все же, пыталось проводить государство. Например, это проявилось "с хрущевками" - кои строились под вполне конкретную концепцию modus vivendi. Причем, под эту концепцию разрабатывалась и мебель, и аксессуары, и все остальное - об этом есть очень много материалов. (Кстати, забавно - но все это было крайне современным на этот момент, практически чистый "скандинавский стиль", что неудивительно.)

Но интеллигенция хотела "жить, как баре" - отсюда и ковры на стенах, и хрусталь в буфетах (несчастные "серванты" тут использовались не по назначению!), и огромные личные библиотеки (при том, что государство делало акцент на общественных), и последующие "стенки" с запасами на века. Последнее - прямой привет Коробочке и Плюшкину - то есть, это реально помещичьи привычки - равно как и "катание банок на зиму". (Крестьяне "домашним консервированием" не занимались - у них не было к этому возможностей. А вот помещики - да.) Все эти "совковые привычки" - исключительно заслуга "самых умных людей страны".

Которые - что еще более неприятно - сумели стать реальными "властителями душ", распространяя свои "привычки" среди масс. А когда распространили, то наморщили свои "аристократические носики": "фу, быдлячие замашки". Хотя единственная проблема тут была в том, что некогда "высокие" модели поведения, став массовыми, утратили свою "популяционную ценность", перестали указывать на избранных. И пришлось "лучшим людям" переходить на... тот самый "скандинавский стиль" (в том числе), который они так яростно отрицали во "времена хрущевок".

Кстати, теперь уже пошел следующий этап: весь этот "евроремонт" стал настолько массовым, что и он уже перестал работать в качестве "выделения элиты". И поэтому "люди с утонченным вкусом" теперь вкушают "сталь лофт" - то есть, практически помойку с убогими вещами, за которые платят, тем не менее, огромные деньги. И именно это считается сейчас "комфортным и для людей".

Какой же отсюда можно сделать вывод? А самый простой: нет никаких "естественных потребностей" за пределами крайнего (физиологического) минимума! (Давно уже достижимого для всего населения Земли.) Потому, что все, что выше - это исключительно продукт "игры" неких сил, которые делают значимыми то, что им кажется важным. Все. Но об этом - понятное дело - надо говорить уже отдельно.)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Издание "Новое время" ("The New Times") под заголовком "Военный эксперт: это будет крупномасштабная военная операция" опубликовало перевод выступления старшего научного сотрудника американского правительственного Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses - CNA) и ...
Если кто не в курсе, я тут перед самыми перед морозами умудрилась развалить боров(лежачий дымоход) на чердаке. Внук приехал, я решила сделать ему совсем жарко в комнате, растопила грубку, а дым потянул через боров в другую комнату. Мне бы подождать пол часа,  и тяга бы наладилась, пр ...
colonelcassad опять с как бы искренней заботой о Стрелкове (кто-нибудь объясните, кто доверил Рожину быть главным интерпретатором Стрелкова?) публикует текст, согласно которому России нужно отказаться от Украины, ибо «ВсеПропало». По сути, все аргументы вызывающе пустого текста ...
дорогие альфы! я ищу вашего совета. мне 22, ребенку 1,5 месяца. Из теории знакома с Сирзами и брошюрой Ольги Писарик. Лично знаю маму-альфу. И моя мама, как мне кажется, для меня альфа. В какой-то правильной мере она мне альфа до сих пор. Так счастливо ...
Приехавшие из Москвы "гости" просто беспределят. Для них Астрахань это деревня где можно вести себя, как вздумается. Только что оппозиционер Яшин ударил астраханца, просто так. Вчера они сломали фонарь . Пришло время показать, кто здесь хозяин, а ...