pro fide

Удивительно, как широко используется тактика деструктивного подчинения, присвоения авторитета путём снижения статуса собеседника — не то любит, не в то верит, не так видит, — сейчас я его обескуражу, заставлю усомниться во всём и беспрепятственно схвачу за тёплое пузо. Жуткую историю рассказывает то ли Сабанеев, то ли Черкасский в охотничьих книгах: лиса, желая осуществить рейдерский захват барсучьего жилья, гадит в норе, и чистоплотный барсук вынужден удалиться рыть новую... тут, однако, барсуку и удалиться не дают, он нужен, его не отпускали, стоять.
Даже в самых сильных и самодостаточных из нас, где-то глубоко, тайно живёт ребёнок, готовый к тому, что некто лучше знает. Готовый получить двойку уже не за работу с ошибками, но за выбор, вкус, привычки, предпочтения — "как, вы можете это читать (носить, слушать, есть)? как вы можете?" — и, потупившись, оправдываться, обещать, что не будет больше, обещать хотя бы себе, если удержал лицо перед агрессором. А и устоит, воспротивится — всё равно остаётся под ложечкой ноющая пустота, потому что поругание дорогого всегда болезненно, упрёк в несостоятельности любого рода всегда царапает, как бы прямо мы ни держали спину.
Зачем им это?
Помимо очевидного желания самоутвердиться за счёт огорчения ближнего, взлезть ступенькой выше на собственной мировоззренческой лестнице, есть то, что много страшнее и гаже. В трещину чужой уверенности так легко плюнуть нервно-паралитическим ядом, так соблазнительно угоститься смущением и эмоциями, которыми, как весенним соком, исходит надлом — о, разрушение так богато питательными веществами, так горячо и полно энергии!.. Мучнистая роса, согласились мы с кузиною — и тут же, книжные существа, мало сведущие в сельском хозяйстве, полезли проверять правомерность образа в энциклопедию, и наш академический темперамент был вознаграждён. Ясное дело, заражение, растрескивание и загнивание плодов, но далее следовало откровение: "Название болезни отражает описание симптомов заражения, общих для разных видов несовершенных грибов", — вот тут мы осели в тихом восторге.
Только вдумайтесь в это, вслушайтесь в эту музыку: несовершенные грибы.
Как глагольный вид, сказала кузина. Отвечают на вопрос "что делать?" а также другие важнейшие вопросы: "кто виноват?", "кому на Руси жить хорошо?", "как нам обустроить Россию?" "быть или не быть?" — и, более того, всегда знают ответ. Разоблачённый несовершенный гриб неопасен, его можно одолевать содой с мылом или специальными препаратами, вроде смеха и любви.
Употребление точных терминов, говаривал мой ангел, есть путь спасения. Всякий раз, как вам ставят двойку за то, что вы любите хлеб с маслом или оперу Верди, вдохните поглубже и скажите себе: несовершенный гриб, несовершенный гриб, более ничего.
И яд вас не возьмёт.