болит

Я думала, что напишу тут про два года назад и два года с тех пор, потому что лечь всё равно не могу, в голове не гвоздь даже, несколько качественных распорных дюбелей. А про это два года назад я всё думаю и думаю: то в жанре альтернативной истории, бессмысленнейшем из, то в заевшем на словах "как же так?".. "ну как же так?".. недоумении, осмысленном не более.
Всё, что случается с нами, случается раз и навсегда.
Понимать, что именно здесь ты был дурак, именно на этом перекрёстке стоило выбрать другую дорогу, пожалуй, полезно. Мы все, в конце концов, постоянно структурируем опыт, постоянно переиздаём себя, исправленных и дополненных, как тот словарь, досылая по традиции на отдельном листке список замеченных опечаток. Опечаток много, следует читать вовсе не то, что прокралось в текст — но оно уже там, и, подгадывая к дате, заглядываешь в себя, чтобы убедиться с некоторым покаянным удовлетворением: дурак, вот здесь дурак.
И это мало что меняет.
Единственное, что всякий раз хочется запомнить, что забалтывается, захватывается, ускользает от замыленного глаза — вот это "раз и навсегда".
Спустя два года ты возвращаешься на тот же перекрёсток, и видишь, что вместо гастронома нынче кофейня, старый тополь на углу спилили, дом на той стороне покрасили, подновили лепнину, а светофоры теперь светодиодные и пищат. То, как ты плутал, сбившись с маршрута, уже стало его частью, то, что сделано, состоялось, исправить можно попытаться, зачеркнуть — нет.
Здесь можно было бы впасть в элегию, в ретро- и интроспекцию и утонуть в них солдатиком, но неотменимость, вот это самое "раз и навсегда", подразумевает и завершённость. Хода назад нет, сослагательное наклонение можно жевать до тех пор, пока у него не проявится резиновый вкус, безошибочный под всеми ароматизаторами и добавками, тоже всего лишь идентичными натуральным. Лучше ли, хуже ли, просто ли по-другому, дальше только будущее.
Кажется, я опять наговорила очевидных вещей.
Что ж, хотя бы что-то за два года не изменилось.