Про август 1991, "революцию достоинства" и безопасное общество...
anlazz — 19.08.2022 В этом году дата некруглая - в отличие от прошлого - поэтому писать про пресловутый "август 1991" я не хотел. Однако сегодня мне попалась на глаза практически шедевральная цитата от небезызвестного Олега Дивова - "топового писателя-фантаста", и по совместительству, прямого участника тех событий, что происходили 31 года назад в Москве. В том смысле, что он написал про свое ощущение происходящего: ...Люди пришли защищать от ГКЧП свой образ жизни. Им понравилось жить своим умом, самим выдумывать себе профессии, самим открывать свое дело и чего-то добиваться без оглядки на партком. Если хотите, вот так должна выглядеть пресловутая революция достоинства..." ""Революция достоинства" - это, как известно, "внутреннее обозначение" пресловутого "майдана 2014 года". Того самого, который стал началом украинской катастрофы - а если "звезды сложатся" особо неудачно, то и катастрофы общемировой. Если учесть то, что Дивов занимает по отношению к данным событиям подчеркнуто пророссийскую - а значит, антимайданную - позицию, то это выглядит странно. Но на самом деле странность эта ложна, и возникает только в том случае, если мы применим "постзнания" - то есть, если вспомним о том, к чему привел пресловутый "Майдан" 2014 на Украине, и разумеется - еще более крупный "Майдан" 1991 года в Москве.
Если же мы предположим, что "ничего еще не известно", и что вопрос о будущем остается "открытым" - в смысле, невозможно твердо указать на будущие разрушения - то ситуация меняется. В том смысле, что указанное искушение "житья своим умом" - как бы не забавно звучала подобная фраза в данном контексте - оказывается настолько привлекательным, что все картины будущих разрушений (которые неизбежно выводятся из более-менее строгих логических соображений) просто отбрасываются. Так было в Киеве 2014 года - когда огромные массы людей решили, что пора начать "выдумывать себе профессии" и "чего-то добиваться без оглядки на партком".
Ну ладно: вместо "парткома" тут можно подставить любую систему государственного контроля - суть от этого не изменится. Проще говоря - захотелось полной и безоговорочной свободы типа "чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было". (Кстати, этот тост - позднесоветский.) Разумеется, первая часть "чтобы у нас все было" - казалась и в 2014, и в 1991 году легкодостижимой, ведь в обоих случаях бунтовали отнюдь не нищие, а, скорее, наоборот: "молодые профессионалы", имеющие за своими плечами, как минимум, пять лет обучения в "хорошем вузе". (По крайней мере, так они считали - впрочем, лет в 25 любой вуз, который ты закончил, выглядит "хорошим".) Ну, и студенты-школьники, "приближающиеся" к этой категории.
В общем, можно было бы сказать, что это - обычная уверенность молодежи в том, что "мир к ним добр", и что только тупая опека старших не дает возможности получить все от этой мировой доброты. Но как раз эта уверенность и является необычной, уникальной с исторической точки зрения. Поскольку нормой в человеческой истории всегда было обратное - то, что как раз молодой человек, вступающий в жизнь, оказывался на низшей ступени человеческого общества. (Он должен был получать минимальную зарплату - пока, понятное дело, не "накопит" умений и связей. Причем, это касалось не только простолюдинов, но и "благородных": пока там с чина "коллежского регистратора" хотя бы до "титулярного советника" дорастешь.)
И лишь построение "безопасного общества" в 1950-60 годы изменило это положение. В том смысле, что сделало возможным очень быстрый "подъем наверх": и в профессиональном плане. (По причине появления огромного количества "новых профессий", в которые "входить" можно стало только, получив соответствующее образование - а не "по выслуге лет".) И в социальном плане - в том смысле, что именно молодые люди, сумевшие ухватить самые современные тенденции - и в бытовом плане, и в плане стратегий поведения - оказывались наиболее популярными в обществе.
Как не удивительно, но это изменение было достаточно легко воспринято в СССР, породив известную уверенность в том, что каждый молодой человек - если он, конечно, желает этого - может достигнуть любых вершин. Однако в реальности - как нетрудно догадаться - ситуация была несколько иная. В том смысле, что уже к 1980 годам стало понятно, что бурная перестройка производственной системы прекратилась, и наступил период "ламинарного", плавного существования. При котором став к 25 годам "инженером на 120 рублей" (на самом деле где-то на 160, меньше было редкостью), можно было пробыть им в течение десятилетия. А то и больше. (Впрочем, конечно же, категория росла, и зарплата вместе с ней - но данный момент был растянут по времени, и поэтому незаметен.)
Отсюда, думаю, нетрудно догадаться, что открывшаяся в "перестройку" возможность "создавать новые профессии" неизбежно притянула к себе огромное количество людей. Причем, преимущественно образованных, молодых и сильных - не только физически (хотя, если вспомнить, какие занятия начали себе выбирать бывшие спортсмены...) - то есть, тех, кто считал, что не может ждать многие годы поднятия по "ступенькам" иерархической лестнице. Они хотели "всего и сразу", и пусть никто не уйдет обиженным...
Именно ради этой идеи и собиралась толпа у "Белого дома" 19-21 августа 1991 года. Именно это желание стояло за разнообразными националистическими движениями в бывших советских республиках, в которых, фактически, речь шла о создании "новой нации" с нуля! Да, именно так: создавалась "новая история", новый язык (очень часто имевший малое отношение к традиционному языку - см. историю с "мовой"), новые государственные институты - в общем, огромный "зоопарк должностей", которые должны были достаться молодым и ярым. В особенности гуманитариям - поэтому практически все, 100%, советских гуманитариев стали не только упоротыми антисоветчиками, но и ультранационалистами той "нации", о которой часто просто не имели представлений.
То есть, проще говоря, от "революции" - а точнее, "революций" - "достоинства" ждали, прежде всего, социальных лифтов. Чтобы из МНС скакнуть в министры, а из "качалки" - в "авторитетные предприниматели". Ну, и так далее - скажем, Шамиль Басаев в СССР работал контроллером на общественном транспорте, а в постСССР стал вершить судьбы множества людей. Конечно, многие уже тогда понимали, что эти "лифты" будут работать не для всех - но это мало кого пугало. Поскольку - см. сказанное выше про "безопасное общество" - мало кто задумывался о том, что что-то может быть хуже, нежели "жизнь 120-рублевым инженером".
Про то, что тупо будут отрезать головы или, в лучшем случае, лишать работы и зарплаты - так, что выживать придется со своих огородов - разумеется, никто не предполагал. Что поделаешь - см. выше про "безопасное общество". В том смысле, что вопрос безопасности в позднем СССР как ушел с первого места для человека, так и остался. Причем, что самое интересное: как показал тот же "евромайдан", даже четверть века "постсоветского существования" мало что изменили. (По крайней мере, для жителей крупных городов.)
И лишь сейчас что-то в данном случае начинает меняться. Хотя, если честно, то даже в современном постсоветском мире понимание ценностей выживания/успеха очень сильно сдвинуто в сторону последнего. (В особенности, как сказано выше, для обитателей столиц.) Со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, если рассматривать современные тенденции, то становится понятным, что это ненадолго. Но указанное - уже совершенно иная тема.
|
</> |