Пристегнутая элегантность
olga_srb — 27.05.2020 Много лет я увлекалась вышиванием. Этот вид рукоделия представляется мне чрезвычайно удобным для тех, кто хочет, но не умеет рисовать. Вышивка была и остается для меня рисованием нитками – занятием кропотливым и аристократическим.«Почему аристократическим?» – возможно, поинтересуетесь вы.
Потому что терпение, аккуратность и размеренность я считаю характеристиками аристократического образа жизни.
В нашей семье я - не первая, для кого вышивание стало приятным и увлекательным досугом. С самого детства, осваивая простые навыки рукоделия, под влиянием бабушки и мамы я усвоила главное правило: изнанка должна быть такой же красивой и аккуратной, как лицевая часть изделия.
Вероятно, с тех пор я не люблю ничего показного – того, что выглядит прилично, но скрывает за собой изнаночные несовершенства. Все, призванное создать иллюзию благополучия, элегантности, достатка и даже шика, вызывает у меня внутреннее отторжение. Мне кажется ненормальным покупать парадный автомобиль для выездов, призванных пустить пыль в глаза зевакам, при отсутствии у автолюбителя собственного комфортного жилья. Или приобретение дорогих кроссовок, которые надеваются не для прогулок, а по особым случаям.
Я предпочитаю приличный, но простой гардероб, который покрывает все потребности владельца, чем шикарную часть, за которой скрывается убожество.
На мой взгляд, невозможно быть частично благополучным или частично элегантным. Человек либо элегантен, либо – нет.
У леди либо вся одежда выглядит прилично (не шикарно, не дорого, а уместно и добротно), либо она - не леди.
Я бы не смогла чувствовать себя комфортно, надевая красивые брюки на дырявые панталоны. Элегантность – это настрой, состояние, образ мыслей, которые невозможно имитировать. В ней не может быть изнанок; а если они есть, то по качеству элегантные изнанки не уступают «лицу».
Парадность – очень интересное явление, отчасти противопоставленное достоинству. Вспомните, чем восхищаются путешественники, посетившие маленькие западно-европейские города? Тем, что в них нет мест, лишенных ухоженности и не тронутых заботливой рукой хозяина. Не только фасадная часть, но и задний дворик выглядят одинаково аккуратно и достойно. Достойно – вот ключевое слово, поскольку быть нельзя достойным отчасти, в отдельных ситуациях, изредка. Или всегда, или никогда.
Проводя аналогию, я возьму на себя смелость утверждать, что и элегантность не может быть частичной или показной, выдвинутой на фасад, на «лицо», но отсутствующей на изнанке и других невидимых глазу местах.
А вот английские модники XIX века со мной бы не согласились. У них было такое сильное желание произвести впечатление своим нарядом, что недостаток средств вынудил их изобрести предмет одежды, который так и именовался – «пристегивающаяся элегантность». В русском языке он известен под именем «манишка»; менее популярными близкими родственниками манишки являются «модести», которые надевались на голое тело, и «шемизетки» - удлиненные манишки.
Согласитесь, что названия как будто иронизируют над предметом, который обозначают.
Этот съемный элемент позволял произвести впечатление шикарно одетого человека даже тому, что не мог позволить себе пошив одежды из дорогих тканей. Кроме того, манишки позволяли экономить на уходе за одеждой – достаточно было простирнуть манишку (а не всю сорочку), чтобы выглядеть чистым и аккуратным. Сменные манишки оказывали своим владельцам дополнительную услугу, создавая иллюзию разнообразия в гардеробе.
Манишки и шемизетки вышли из моды, а фальшивая парадность и желание производить обманчивое впечатление будут с человечеством всегда. Стремление во что бы то ни стало обладать если не высоким положением в обществе, то хотя бы некоторыми отличительными знаками респектабельности, преуспевания и достатка, у меня вызывает сочувствие, ведь настоящий успех достигается не снаружи, а внутри.
|
</> |