По просьбам трудящихся

Трудящиеся обращались к партии и правительству с просьбой повысить пятилетние планы, осудить предателей, остановить гонку вооружений, перенести выходной день, организовать субботник, включить в праздничный концерт песню, запретить публикацию романа, поднять цены на хрусталь, запустить водокачку, повторить хоккейный матч, переименовать город, отменить выборы, поддержать голодающих и проч.
И что самое интересное: некоторые из этих просьб не были выдуманы!
Трудящиеся действительно писали письма в редакции и комитеты, наивно полагая, что каждый голос имеет большое значение. Тогда в ходу не было фразы «ваше мнение важно для нас, не кладите трубку», но обыватель верил, что это так, и - не клал.
Все, что делалось «по просьбам трудящихся», освобождалось от объяснений и ответственности за последствия.
Конечно, советское общество не состояло сплошь из людей, неспособных к установлению причинно-следственных связей, поэтому фундаментальная уверенность в правильности избранного пути слегка разбавлялась догадками, что рвение к власти не связано с желанием служить народу.
Кухонные разговоры, сатирические монологи и популярные в советское время анекдоты убедительно свидетельствовали, что при всей серьезности отношения к политинформационной пропитке, выражение «по просьбам трудящихся» воспринималось как риторическое, над которым можно иронизировать.
Правительство и партия так часто удовлетворяли «просьбы» трудящихся, что они стали не только штампом, но и стержнем народной сатиры.
Прошло время.
Советского Союза давно нет, но есть государство, вставшее на место почившего «бойца».
Трудящиеся вроде как остались, а что стало с их многочисленными просьбами?
Конечно, и в советское время, помимо, «многочисленных просьб трудящихся», отдельно взятые товарищи подавали всевозможные требы в разные инстанции. Писали всем: непосредственным руководителям, председателям товарищеских судов, профкомов, парткомов, месткомов и т.д. И если просьбу пресечь империалистическую пропаганду следовало адресовать в ЦК (и можно было сделать это мысленно), то требование прочистить унитаз или пристыдить пьяницу – это уровень компетенции месткома.
В советские годы все эти послания трудящихся назывались жалобами, сейчас они получили новое наименование – обращения граждан. Трудящиеся больше не упоминаются, что, возможно, связано с отменой обязательности регулярного труда.
В настоящее время «обращения граждан» - предмет заботы государственных органов, и для обработки их лавинообразного потока созданы специальные подразделения.
Несмотря на смену общественной формации, граждане (бывшие «трудящиеся») прагматично пишут в те же самые инстанции, однако теперь они не стесняются жаловаться правительству на засоры и шумных соседей. Уверенность в бесполезности жалоб, свойственная многим советским людям, сменилась убежденностью в действенности обращений, писанных в последние годы.
В отличие от прежних времен, теперь гражданам отвечают дружелюбно, со знаками препинания и своевременно - в сроки, установленные законом, который был специально принят для удовольствия пишущих.
И во всей этой истории мне представляются интересными три момента.
Момент первый – манипулирование ссылками на трудящихся, популярное для советских чиновников, которые решали свои задачи таким нечистоплотным способом (думаю, что по настоящим «просьбам трудящихся» делалось немногое).
Момент второй – живучесть веры обывателей в то, что «барин нам поможет».
Момент третий – отсутствие понимания очевидного. Если трудящиеся/граждане вынуждены постоянно решать какие-то проблемы путем подачи жалоб/обращений, не говорит ли это о наличии системных ошибок?
Либо мы плохо разъясняем гражданам/трудящимся границы их прав и обязанностей, либо у нас до сих пор процветает ручное управление – единственное, при котором вся эта писанина «наверх» имеет смысл.
Верите ли вы в реальность «многочисленных просьб трудящихся»?
|
</> |