Принуждение при обучении

Сегодня работаю дома, а попутно — перемываю всякие чашки-салатники-вазочки, гоняя посудомоечную машину в разных режимах — от деликатного до мытья казанов.
И ловлю себя на том, как именно укладываю посуду в посудомойку.
Очень четко укладываю. По правилам, которые нарушать — нет, не буду :) Хотя, конечно, могла бы.
Вспоминаю, почему я это делаю — и смеюсь. Не без причины, потому как смех без причины — как известно, признак дурачины. А я — не он :)
История сия началась пять лет назад. И началась она с разговора вполне профессионального.
**************************
Большая (бОльшая) часть моих знакомых, друзей и однокурсников — преподаватели. И преподают по всему миру.
И представления о правильном преподавании имеют соответствующие стандартам тех мест, где они работают.
Пять лет назад мы с моей однокурсницей, преподающей в гимназии одной из стран Евросоюза, обсуждали профессиональные трудности. Людмила жалуется — хоть что ты делай, как нежно ни объясняй, что вот так и так делать нельзя, а дети повторяют одни и те же ошибки. И внукам вот тоже никак не объяснишь, что вот этак делать не надо — они все равно делают. А обучение должно быть нежное и приятное, и ни в коем случае никого напрягать не должно — иначе будет непрогрессивно и по-дикарски.
Я — человек простой. И мыслю в логике Екатерины Великой: ежели нас вырастили, действуя так-то и так-то, и получилось вроде бы неплохо — то не надо устраивать революционных преобразований. Преобразования быть должны, но постепенные. И логически обоснованные. И желательно — экспериментально подтвержденные.
А наше цивилизация создана людьми, которые при своем обучении
далеко не всегда пребывали в состоянии абсолютно комфорта, и
достаточно часто испытывали внешнее давление. По нынешним
временам — сплошные психотравмы, ужас-ужас, срочно к
психоаналитику, всех обучающих — на костер выгнать с работы
с волчьим билетом без права преподавания где бы то ни
было.
Короче, с моей точки зрения — успешное обучение, в соответствии с имеющимся опытом, предполагает некоторое принуждение. Абсолютной свободы тут быть не может. Свобода - она осознанная необходимость, а любая необходимость сопряжена с внешними ограничениями, давлением и даже, не боюсь этого страшного слова, санкциями за невыполнение тех или иных требований... В конце концов, законы физики - они такие недемократичные, что прямо беда-беда, ни для кого исключений не делают...
А почему сегодня смеюсь-то.
Я, как и все разумные женщины, прекрасно знаю, что при
размещении в посудомойке столовых приборов вилки надо ставить
зубцами вниз. И ножи - лезвиями вниз. Во избежание. Ибо техника
безопасности...
И, как все реальные женщины, время от времени это правило нарушаю.
Нарушала. Потому что сделать все "тяп-ляп" - всегда хоть чуточку, а
быстрее... как кажется. Не надо тратить время на то, чтобы эту
злосчастную вилку перевернуть.
И думаешь, что ты, реальная женщина, все же - разумная женщина, и,
вынимая чистую посуду, непременно будешь в своих действиях точна,
аккуратна и вообще - грациозна и ловка, как Одетта, Одиллия и Китри
из Дон-Кихота вместе взятые.
И, что ожидаемо, это раз за разом "прокатывает".
И мелкая небрежность становится привычкой. Безобидной.
И пять лет назад, как раз после разговора с коллегой, я очередной раз торопливо ставлю вилки в посудомойку не как надо, а как придется. Я же имею право. Мои вилки, моя посудомойка, моё право. Я тут хозяйка, и кто и что мне указывать будет? Могу и буду!
И...
Та-дам... нет, "ой!". И даже не скажу, что последовало за "ой!" -
после того, как острый зубец вилки воткнулся мне в самое неудобное
место большого пальца - под ноготь. Мне неловко.
Нет, это не смертельно.
Это даже не слишком больно.
Это просто ощутимо больно - а, поскольку место неудобное, то ты все
время задеваешь им за все окружающие предметы: когда одеваешься,
чистишь зубы, причесываешься, работаешь за компьютером... Поэтому
оно заживает не так быстро, как царапина на коленке, полученная при
экскурсии в розовый куст. И, черт возьми, напоминает, напоминает,
напоминает о себе!
Не больно, но чувствительно.
Урок повторяется, повторяется, повторяется...
И вот прямо с того момента, как это все случилось, я ни
разу не поставила вилку в лоток посудомойки вверх зубцами :)
Ни разу.
Ни разу за пять лет.
Эффективно-то как, надо же!
И ведь знала же я, что так делать нельзя.
В принципе - знала.
В теории.
Хорошо знала.
Но... слегка не доделала то, что делать надо "как надо", а не "как
получится".
Мораль? Не, не будет.
Но, правда, смешно.
Шалун уж отморозил пальчик,
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно.
|
</> |