Предатель или патриот?


Ровно 150 лет назад, 25 ноября 1870 года, вступил в должность Сирило Антонио Риварола Акоста - первый в истории Парагвая президент, который не превратился в тирана и добровольно, без принуждения покинул свой пост. До этого там почти 60 лет подряд правили пожизненные диктаторы, первый из которых на четверть века наглухо "заморозил" страну, полностью отгородив ее от внешнего мира, а последний развязал агрессивную войну с неизмеримо более сильными противниками и привел Парагвай к национальной катастрофе.
Еще через месяц он добрался до городка Перибебуй, где Лопес организовал свою временную столицу после захвата Асунсьона войсками антипарагвайской коалиции. Там Риваролу встретили с восторгом как героя. В его честь устроили пышный банкет, а из сержантов его сразу произвели в майоры, минуя все промежуточные звания. Однако на своем пути Риварола видел жуткие картины опустошения и осознал, что война проиграна, а ее продолжение ведет Парагвай к гибели и вымиранию.
По приказу Лопеса, парагвайская армия при отступлении конфисковывала и уничтожала запасы продовольствия, а неубранный урожай - сжигала на корню, чтобы ничего не досталось врагу. Но эта тактика выжженной земли фактически не причиняла вреда оккупантам, у которых было налажено бесперебойное снабжение всем необходимым за счет собственных ресурсов. При этом она обрекала мирное население Парагвая на голод, от которого в 1869 году умерли десятки тысяч человек из 500-тысячного населения страны.
Одновременно на остававшихся подконтрольными Лопесу территориях была развернута очередная волна мобилизации, под которую попали мальчики 10-14 лет, инвалиды и неизлечимо больные, включая даже прокаженных из лепрозориев, поскольку здоровые мужчины более старших возрастов в большинстве своем уже погибли.
В Пирибебуе Риварола понял, что Лопес с его маниакальным властолюбием и фатализмом окончательно утратил чувство реальности и будет воевать до последнего парагвайца. Тут надо заметить, что руководство антипарагвайской коалиции неоднократно предлагало Лопесу "золотой мост", гарантируя прекращение войны при одном-единственном условии: Лопес отказывается от поста президента и вместе с семьей беспрепятственно покидает страну. После этого в Парагвае назначаются новые выборы. Но Лопес отвечал категорическим отказом, заявляя, что "сам Бог вручил ему Парагвай и только Бог сможет у него его отнять".
Зная об этом, Риварола понимал, что пытаться убедить свихнувшегося диктатора прекратить безнадежное сопротивление – бесполезно. И устранение его руками самих парагвайцев тоже не представлялось возможным, так как в Перибебуе всё было под тотальным контролем службы безопасности, которая арестовывала, пытала и убивала людей по малейшему подозрению в нелояльности.
Осознав это, новоиспеченный майор вскоре дезертировал, а 25 мая 1869 года он вторично и уже добровольно сдался бразильцам, заявив, что сделал это не только ради собственного выживания, но и ради спасения остатков своего народа от гибельной власти безумца.
В августе того же года союзники решили, что пришло время создать на оккупированной парагвайской территории местную администрацию и провести выборы ее руководства. Однако возникла проблема: на этой территории почти не осталось мужского населения, а предоставление избирательных прав женщинам в те времена считалось абсурдом.
С трудом удалось собрать 300 взрослых, грамотных и психически здоровых мужчин. Из них составили коллегию выборщиков, которым предложили избрать трех консулов. Оккупационное командование посчитало, что будет лучше разделить властные полномочия между тремя персонами, чтобы они взаимно уравновешивали и контролировали друг друга. Коллегию свезли в оккупированный Асунсьон, предоставив в ее распоряжение здание Конгресса.
После нескольких заседаний и бурных дебатов выборщики проголосовали за кандидатуры Сирило Риваролы и двух вернувшихся из Аргентины политэмигрантов – Хосе Диаса де Бедойи и Карлоса Лойзаги – давних и непримиримых противников режима Лопеса. Портреты этого "триумвирата" помещены на заставке.
Неудивительно, что первым же указом, опубликованным 17 августа, консулы объявили диктатора низложенным и подлежащим суду за злоупотребление властью, массовый террор, организацию голода и другие тяжкие преступления. Но до суда потерявший рассудок тиран не дожил, 1 марта 1870 года он был убит в урочище Серро-Кора.
Продолжение истории Сирило Риваролы будет в следующей части статьи, а пока попробуйте ответить на вопрос: как вы оцениваете выбор этого человека?
|
</> |