Эмигрантский потомок Муромца
vikond65 — 19.11.202019 ноября 1931 года совершил первый пассажирский рейс авиалайнер S-40 - первый четырехмоторный самолет-гигант Игоря Сикорского, сделанный в США. Он был совсем не похож на своего русского предка - "Илью Муромца". Как видно на фото, S-40 представлял собой летающую лодку - амфибию двухбалочной "рамной" схемы с подъемным колесным шасси и крылом типа "парасоль".
Самолет был сделан по заказу авиакомпании РАА (Pan American Airways) для перевозки пассажиров над Карибским морем из Майями на Кубу, а далее - на Ямайку, в Колумбию и Панаму. Для дальних полетов его оборудовали мощной радиостанцией и новейшим аэронавигационным оборудованием, включая гироскопический автопилот и радиокомпас.
Поскольку машина предназначалась для состоятельных господ, ее оборудовали роскошным салоном на 32 места с мягкими креслами, обитыми бархатом. Стены и потолок были покрыты панелями из ценных пород древесины с инкрустацией, а между ними и внешней алюминиевой обшивкой находился толстый слой пробковой шумоизоляции, благодаря которому пассажиры могли в полете слушать музыку и общаться вполголоса.
В хвостовой части располагался курительный салон, камбуз и две туалетные кабины. S-40 был первым в мире авиалайнером, оборудованным не только электроплитой для приготовления пищи, но и холодильником для напитков и скоропортящихся продуктов. В состав экипажа, помимо двоих пилотов, радиста, бортмеханика и стюардов, входил повар.
S-40, получивший собственное наиманование "Карибский клипер", сразу стал популярным. Самолет, обошедшийся заказчику в 138 тысяч долларов, быстро окупился и уже через несколько месяцев начал приносить прибыль. Поэтому авиакомпания вскоре заказала Сикорскому еще две такие машины, названные "Южным клипером" и "Американским клипером". Они вышли на линии в 1932 году.
Дальнейшим заказам помешала "Великая депрессия", вызвавшая резкое снижение объемов авиаперевозок, особеннно - в "пермиум-классе". Тем не менее, "клиперы" активно и без единой аварии возили пассажиров до второй половины 1930-х годов, хотя и не всегда - с полной загрузкой. Потом им на смену пришли более скоростные машины, а самолеты переоборудовали для грузовых перевозок. В этом качестве они летали до 1943 года.
Можно только гадать, как сложилась бы судьба Сикорского, если бы он не эмигрировал, а остался в Советской России. Но одно можно сказать с полной уверенностью: такой самолет, как S-40, он бы точно не построил.
На заставке - "Американский клипер" в поле над Гудзоном.
"Американский клипер" с эмблемой и обозначениями авиакомпании РАА.
Посадка пассажиров и загрузка багажа в S-40 на наземном аэродроме.
S-40 на плаву.
Профилактический осмотр двигателей на "Южном клипере".
Слева - карта маршрутов авиакомпании РАА, на которой помещено фото S-40 в качестве символа авиакомпании. Справа - рекламный плакат с отмеченным маршрутом "Клиперов" над Карибским морем.
|
</> |