Правило одного процента

Можно вспомнить и стокгольмское метро, которое позиционирует себя как "самая длинная картинная галерея в мире", и "урбанистов" из отсталых стран типа РФ, которые ездят (или ездили) этим всем восхищаться, и множество фоток в моём журнале, где всё это можно лицезреть - скульптуры на детских площадках, инсталляции и прочие художества, и т.д. и т.п..
Спрашивается - почему всё это имеет место? Им деньги девать некуда, или что? Чем это вызвано?
Ответ: "правило одного процента", "enprocentsregeln":
Правило одного процента - это экономический принцип инвестирования, который означает, что один процент бюджета на строительство новой, а также реконструкцию и расширение старой общественной собственности, инфраструктуры и среды инвестируется в паблик-арт.
Правило одного процента появилось в Швеции как государственная культурно-политическая инициатива в начале 1930-х годов, к которой приложил руку тогдашний министр по делам духовенства Артур Энгберг, и результатом которой стало исследование «Отчет и предложения относительно подготовки расширенных заданий для шведских художников», которое было рассмотрено Риксдагом в 1937 году с целью создания экономического пространства для искусства при планировании и создании общественных пространств. Государство хотело с одной стороны обеспечить экономические условия для развития культурных и социальных ценностей в общественной среде, а с другой - дать художникам возможность участвовать в формировании новых пространств, создаваемых для новых общественных институтов. Чтобы, проще говоря, общество имело доступ к большему количеству произведений искусства, а художники - больше работы.
По данным Государственного совета художников, который несколько раз исследовал использование правила одного процента в государстве, регионах и коммунах, количество случаев его использование увеличилось в период с 2012 по 2018 годы:
«Правило одного процента применяется в 41% коммун и 55% регионов. По сравнению с 2012 годом это увеличение на 8% для коммун и 18% для регионов. Как видим, количество коммун, применяющих это правило, увеличилось незначительно, но его применение углубилось и расширилось. Регионы передают знания и устраивают семинары для коммун, а коммуны также поддерживают друг друга в деятельности по разработке рутин вокруг паблик-арта».
Звучит, конечно, хорошо и мякотно, но что это значит на практике?
На практике оно выглядит не так гладко, потому что ведёт к появлению такого вот рода паблик-арта, с позволения сказать:

%20(2)%20Huset%20fron%20och%20smurfen.jpg)



И, да, конечно, кто-то может сказать, что это весело и здорово.
Но это для постороннего человека может быть весело и здорово, а для тех, из чьих налоговых платежей пресловутый один процент и берётся, это порой выглядит не так уж и весело.
Потому что стоимость подобных полотен и композиций может достигать сотен тысяч и даже миллионов евро, то есть сумм, за которые можно было бы приобрести реальные шедевры прошлого, но вот... Тратиться эти деньги могут только на новые произведения современных художников.
А в 1937 году, когда правило одного процента вводили, под терминами "современное искусство" и "современные художники" понималось не совсем то, что понимается под ними теперь, как мы видим.
Плюс, и стоимость больниц, парков и прочих общественных мест возросла на порядок или несколько, и, естественно, с ней возрос и "один процент", что и позволяет нынешним художникам творить такие вот штуки, где восемьдесят лет назад дело ограничилось бы скромной фреской, мозаикой или не бросающейся в глаза скульптурой.
Например, одна из стокгольмских больниц планирует потратить "на искусство" одиннадцать миллионов евро - ну вот так он выглядит, один процент в современных условиях.
Некоторые учреждения идут уже и дальше: нанимают на выделенные деньги поэтов или "создают" объекты искусства в виде живых людей, с неплохой зарплатой, естественно.
А почему бы и нет?
"Традиционное понимание искусства состоит в том, что искусство должно украшать и вызывать позитивные эмоции. Но этот взгляд на искусство устарел. Искусство должно провоцировать, и чем больше на него жалуются, тем успешнее справился художник со своей миссией. В конце концов, сначала на Эйфелеву башню тоже жаловались и считали что она уродует город, и что же мы видим теперь, спустя сто лет?"
А что может провоцировать лучше, чем ссаньё быдлу в лицо?
"Посмотрите, какое уродство мы приобрели на деньги налогоплательщиков!"
Так что да, не всё так уж однозначно с правилом одного процента в Швеции, на которую наяривают "урбанисты".
|
</> |