Правило исключенного третьего


Если бы жизнь была хоть немного похожа на логику (а она, к сожалению, упорно отказывается ей соответствовать), то все было бы до смешного просто: либо да, либо нет, либо черное, либо белое. Но нет! Существует некая коварная третья возможность, которая, словно невоспитанный гость, является без приглашения, приводит с собой друзей, путает все карты и затем с самым невинным видом интересуется, почему это вы выглядите слегка ошарашенным.
Вот, скажем, возьмем… впрочем, нет, лучше не будем брать конкретные примеры, ибо они, как правило, ведут к ненужным вопросам со стороны родственников и кредиторов. Достаточно сказать, что бывают ситуации, когда вы твердо уверены: либо А, либо Б. Вы даже готовы поставить на это последний рубль (или, если вы из тех людей, что предпочитают держать финансы при себе, — последнюю каплю здравого смысла). И вот, когда все, казалось бы, предрешено, судьба подмигивает вам и вытаскивает из рукава не только В, но и Г, Д и, возможно, даже Й, если ей вздумается поразвлечься.
И тогда начинается самое интересное.
Вы, например, могли бы поклясться, что этот человек либо любит вас, либо нет. Ан нет! Он может любить вас ровно в те дни, когда у него не болит голова, или когда луна находится в определенной фазе, или когда его мама не напоминает ему, что вы — «та самая девица, что однажды перепутала суп с десертом». И вот вы уже не в категориях «да» или «нет», а в каком-то странном измерении, где правит бал его величество «Ну, это зависит».
Или, скажем, вы уверены: либо вы принимаете предложение руки и сердца, либо отвергаете его с достоинством. Но вдруг оказывается, что можно еще и «принять, но с условием», или «отложить на неопределенный срок», или «согласиться, но потом случайно вылить компот на избранника», чтобы проверить, как он поведет себя в критической ситуации.
Вы, скажем, могли бы поклясться, что ваш новый сосед либо тих и незаметен, либо шумен и невыносим. Но жизнь, конечно же, выбирает третий путь—он оказывается тихим ровно до тех пор, пока вы не ложитесь спать, после чего принимается за какие-то таинственные ночные занятия, звучащие как попытка передвинуть рояль через полсотни скрипок или забивать гвозди табуретом.
Или, допустим, вы твердо знаете: либо повар в вашем любимом кафе готовит идеальный паштет, либо его творение годится разве что для заделки щелей в паркете. Но вдруг выясняется, что существует промежуточный вариант — когда паштет превосходен, но только в те дни, когда повар не поссорился с администратором, а администратор, в свою очередь, не забыла сделать заказ на корневой сельдерей, а сельдерей, как назло, не оказался стеблевым, присланным тем самым подозрительным торговцем с навязчивой восточной улыбкой.
Именно в такие моменты понимаешь, что логика — прекрасная наука, но жизнь, к сожалению, редко бывает научной. Она скорее напоминает плохо сыгранную пьесу, где актеры путают реплики, декорации падают в самый неподходящий момент, а зрители (то есть вы) сидят в зале и гадаете: «Это трагедия, комедия, новая постановка Богомолова или вам вместо билета в театр продали билет в цирк?»
Так что если вам когда-нибудь скажут, что третьего не дано, — не верьте. Оно не только дано, но еще и намерено доказать вам, что правила существуют ровно до тех пор, пока им не захочется сделать исключение.
(Товарищи, не теряйте меня, слегла с сильной ангиной. Вернусь как «получшеет». Исключенное третье в действии.)
|
</> |