«110»

топ 100 блогов may_bee_letter08.08.2025
фото с выставки
фото с выставки
фото с выставки
фото с выставки

Как говорится, если тебе вдруг вздумается ощутить всю прелесть отечественного дизайна за последний век, просто возьми подростка и отправляйся с ним на выставку «110. Российский дизайн 1915–2025». Гарантирую—впечатления будут незабываемые.

И вот мы здесь, среди этих реликвий, каждая из которых явно считает себя шедевром. Ламповый телевизор «Рекорд», который, если верить воспоминаниям бабушки, включали исключительно по государственным праздникам и когда в гости приходил кто-то очень важный — например, электрик. Сервиз «Мадонна», ради которого невесты годами копили талоны, словно именно сервиз являл собой залог счастливой семейной жизни. Пылесос «Ракета», чей гул напоминал звук взлетающего космического корабля, но с эффективностью уборки, сопоставимой разве что с метлой.

Я стояла и любовалась. Каждый экспонат будто говорил: «Да, я кривой, неудобный и слегка пугающий, но я — часть истории!»

Мой юный спутник, однако, смотрел на всё это с выражением лица, которое обычно бывает у человека, внезапно осознавшего, что его заманили в музей под предлогом похода в пиццерию.

— И что в них такого особенного? — поинтересовался он, указывая на радиолу «Симфония» с видом человека, который только что обнаружил, что его новый гаджет не поддерживает Wi-Fi.

— Ну, — начала я и слегка замялась, — их было трудно достать.

— А зачем надо было доставать такой «сундук»?

Вопрос, надо сказать, резонный. Зачем, в самом деле, тратить годы жизни на ожидание вещи, которая, как выясняется, не особо-то и работает?

Но тут я осознала, что стою перед пропастью поколений.

Для меня эти вещи — не просто предметы. Это символы борьбы.

Вот алюминиевые ложки. Кривые, но гордые. Их выдавали за ударный труд, словно говоря: «Ты хорошо поработал — держи ложку, которая слегка напоминает серп».

Вот кресло-трансформер. Неудобное, скрипучее, но зато футуристическое. Оно будто обещало: «Скоро все будут жить как в "Звёздных войнах"!» (Правда, пока что единственное, что в нём трансформировалось, — это спина владельца после десяти минут сидения.)

А вот пластиковый стаканчик из девяностых. Ядовито-оранжевый, хлипкий, но зато новый. Впервые в жизни можно было купить стакан, который не надо мыть.

Сын, однако, смотрел на всё это с недоумением, словно перед ним разложили коллекцию артефактов древней цивилизации, которая, судя по всему, не отличалась особым умом.

— Почему этот чайник похож на спутник?

— Потому что тогда всё должно было напоминать о космосе.

— Но он же не летает…

Нет, не летает, сынок. Увы.

Советский дизайн кричал: «Мы верим в будущее!»

Дизайн девяностых хрипел: «Мы хотя бы выжили».

Нулевые робко шептали: «Мы почти как они…» (кто эти «они» — никто не знал, но все хотели быть на них похожи).

А современный дизайн просто молчит. Потому что будущее, оказывается, уже наступило — и оно, как выяснилось, довольно скучное.

Тут сын достал телефон и, щелкая пальцем по экрану, объявил:

— Вот, смотри, можно сделать 3D-модель этой радиолы в современном стиле.

И я поняла—для него дизайн — не история. Это просто функция.

Мои вещи что-то значили.

Его вещи просто работают.

И, возможно, в этом есть прогресс.

Но всё равно как-то… грустновато.

Я выросла в мире, где вещи были редкостью, а потому каждая из них становилась событием. Где новая кофточка или книга обсуждались неделями.

Он же живёт в мире, где вещи — просто вещи. Где любой предмет можно заказать за два клика, а будущее, которое когда-то казалось таким далёким и прекрасным, оказалось… ну, обычным.

— Ладно, — вздохнул он, — это просто старый утюг.

Это не просто утюг, — хотелось сказать мне. Это утюг, за которым стояли в очереди три месяца, а потом ещё месяц чинили.

Но я промолчала.

Так устроен мир—одно поколение ностальгирует по вещам, другое не понимает, зачем они вообще нужны.

И, знаете, оба по-своему правы.

Хотя, конечно, я всё же надеюсь, что когда-нибудь он поймёт, почему чайник в виде спутника — это смешно, а великолепно.

(Еще больше фотографий в альбоме «Выставка» для друзей)

Оставить комментарий

Популярные посты:
ilyavaliev">ilyavaliev
ilyavaliev
Советский комикс. «Гришутка-разведчик» (1968)
Архив записей в блогах:
Josef Gisela - Young women on a balcony Arthur Kemp Tebby - On the Balcony, St. Ives Emanuel Phillips Fox - On the balcony Franz Stegmann - The Farewell Henri Manguin - Jeanne sur le balcon de la Villa Demière Неизвестный художник - На балконе John Whetten ...
Степа  Лиходеев, директор театра Варьете,  очнулся  утром у себя в той самой квартире, которую он  занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице...Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, ...
Его жизнь превратилась в ад. Правая сторона почти полностью отнялась. Бессонницы из-за мигреней стали постоянными, из-за чего Ленин был нервозным. Он почти перестал контролировать свои эмоции. Время от времени вождь революции не мог сдержать слезы при людях. Случалось, что он сильно ...
Без врага Россия не продержалась и суток. Место Турции мгновенно заняла Украина. Ну, нельзя же лишаться такой возможности валить на кого-то свои промахи, свою импотентность. Крым должен скрежетать зубами, повернувшись на север. Я не знаю, какой долбоёб может поверить в Украинские ...
Как-то в нужном чулане чла книшку из старинной сибирской жизни, в стары времена тоже были лесные пожары, но не было пожарной авиации, и их тушили встречным палом. То ись на пути огня навстречу сами поджигали полосы ...