
"Правило Че Гевары" и область его действия


Эрнесто Че Гевара (1928—1967)
Эрнесто Че Гевара, как известно, как-то афористично сформулировал: революция подобна велосипеду — если не двигается, то падает. Мне не раз приходилось писать, что эта формула верна и для контрреволюции, для реакции: она не может стоять на месте. Если не развивается, не двигается вперёд, а упирается, скажем, в стенку общественного неприятия и останавливается — то падает. Поэтому в нашу эпоху, эпоху Реставрации, задача для всех левых, красных и вообще прогрессивных сил выглядит просто: надо сопротивляться продвижению реакции во всех направлениях. И в тот момент, когда она вынужденно остановится, эпоха кончится.
Но из наблюдений за некоторыми блогерами на протяжении ряда лет приходится сделать и ещё один вывод: если человек не двигается, то он тоже падает. В каком смысле? В довольно простом: реакционер, например, должен проходить от фазы к фазе: если вначале он был, скажем, правый марксист, то потом должен становиться леволибералом, правым либералом, консерватором, фашистом... Мало-помалу усваивая, впитывая и переваривая какие-то идейки из соответствующего набора.
Братья Стругацкие начали в молодости как идейные сталинцы (это видно из их переписки), потом были шестидесятниками-антисталинистами, в 80-е годы (или несколько раньше) превратились в либералов. Похожую эволюцию прошёл герой их романа «Град обреченный» (написан в 1972-м): в начале романа он — идейный коммунист-сталинец, чуть позже — редактор жёлтой либеральной газеты, а в конце — млеет от консервативно-элитарных «ценностей» «настоящего английского полковника» и служит режиму, который прямо назван в романе фашистским и который возглавляется диктатором — бывшим гитлеровцем. Причём все эти превращения происходят так плавно и естественно, что сам герой их, похоже, почти не замечает. До этой последней стадии — превращения в фашистов — сами авторы как будто не дозрели, но путь к ней видели ясно.

Братья Стругацкие: Аркадий (1925—1991) и Борис (1933—2012)
Бывает и наоборот. Виктор Гюго в молодости был монархистом, называл свой дневник тех лет «Дневником юного якобита» (то есть ультрамонархиста, ярого сторонника Реставрации). К 1848 году он дозрел до принятия республики, в 1852-м яростно сопротивлялся перевороту Луи Бонапарта и установлению Второй империи. К концу жизни из якобита он уже превратился в якобинца (sorry за каламбур), то есть левого республиканца и социалиста. Правда, русских народовольцев по-прежнему осуждал, называя их борьбу с царизмом борьбой зла со злом.

Виктор Гюго (1802—1885)
Такие примеры можно ещё множить. Каков же общий вывод? Такой: «правило Че Гевары» действует не только для больших исторических движений (революции, контрреволюции), но и для отдельных людей. Если человек не движется в одну сторону, значит, он остановился и «падает», то есть движется в другую. Почему так? Рискну высказать предположение: все мы живём в потоке времени, поэтому... «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» (с)
Такие дела.
|
</> |
